04 июля 2008 – 06 июля 2008 |
Финляндия, Турку |
Отсель грозить мы будем Турку
Россия традиционно гордится своей высокой культурой – всяческими большими театрами и прочими элитными тусовками. До простого народа, как водится, руки по-прежнему не доходят. Поэтому посмотреть, как могут отдыхать простые смертные, можно только за кордоном. Финляндия вроде бы маленькая страна, а Хельсинки – среднестатистическая деревня, но все мероприятия – конфетка, не нарадуешься. Турку по размеру и того меньше. Лего-хутор, собранный из несколько сотен домов или даже деревянных домишек вокруг речки. Но, насколько грамотно те самые "убогие чухонцы" привлекают внимание окружающего их мира, просто удивительно. Посмотреть все достопримечательности городишки можно эдак часа за три. Это если воспользоваться "эстонским пешкарусом". Миникрепость, пара музеев, все остальное – кафешки и магазинчики. Прогуливаясь по улочкам в третий день фестиваля Ruisrock 2008, я поймал себя на мысли, что здесь жить невероятно скучно. Так – с поверхностной точки зрения обывателя, который решил познакомиться с чужой культурой по вершкам. Подобное дежа вю охватывает меня каждый раз, когда я приезжаю в северные страны больше, чем на один день. И скучно, и грустно, и некому морду набить. Зато чисто по-человечески чувствуешь здесь себя удивительно комфортно, поскольку атмосферы агрессии и какого-то молчаливого наплевизма в воздухе не витает. Даже на массовых мероприятиях, где финны позволяют себе надраться до беспамятства, выходить из протекающей рядом речки абсолютно голыми, потрясывая причиндалами, и живописно блевать на фоне заката.
Руис и сало
Ruisrock – фестиваль с более широкими, чем на том же Tuska, "полномочиями". Те же три дня, но для фэнов тяжеляка далеко не все представляет собой интерес. Разницу между понятиями рок и металл чуете? В общем на небольшой островок Руиссало, что в нескольких километрах от Турку, съезжаются угрюмые толстопузы ради экстрима, миловидные девочки для острастки HIM или The 69 Eyes, фолконутые поклонники скандинавской музыки – да и все прочие, кто просто любит тусоваться на природе. Свобода самовыражения настолько глубоко вжилась в западное общество, что в Чушке девиантным поведением по-моему считается ничем не интересоваться и ничего не слушать. У нас это нормально, да и волосатые мужики в косухах вызывают на улице пробки. Все хотят посмотреть на "эку невидаль". В 170-тысячном Турку такое ощущение, что каждый второй – либо почитатель дикой брутальщины, либо сочувствует первым. Во всяком случае, рингтоны а-ля какой-нибудь самый попсово-завалявшийся Nightwish звучат из каждого кармана. Из персонажей, виденных на фесте, можно составить целую цивилизацию – характерности хватит. При этом здесь народ самовыражается как может – ведь чисто металльных рамок нет.
Аккредитация журналистов проходит в самом шикарном отеле города, где представителям СМИ выдают макулатуру на финском (считается, что Ruisrock – внутреннее дело страны) и квиточки на бесплатные напитки. На них можно взять либо 9 (почему именно столько, не знаю) кружек халявного пива (вина, сидра) в импровизированном пресс-центре. Да и поесть разрешают аж два раза. Опять же арифметика непонятна, поскольку фестиваль длится три дня. На запястье надевают синюю полоску, которая помимо бейджа пропускает тебя на фест. Ее по идее снимать нельзя (ломается), в ней предлагают мыться. Но голь на выдумку хитра. Попасть на Руиссало можно разными способами. Основной – до острова ходит бесплатный паром от центрального моста города (вплоть до самого окончания мероприятия). Пропуск на посудину – билет или аккредитация. Приносной алкоголь на борту строго воспрещен – ребята обыскивают с пристрастием, да никто с ними и не спорит. Кроме того на фестивале пьют в основном в специально отведенных местах. Например, с кружкой пива из VIP-зоны вообще не выпускают. Берегут природу.
Ехать по воде до причала на Руиссало около получаса. По земле на автобусе – минут семь-десять. Но на речке веселее, хотя ускоренная финская речь и беспрестанное гоготание утомляет. Особенно на пути туда. На приколе снова просматривают сумки, рвут билетики и пропускают дальше.
Четыре площадки и природа
Организация Ruisrock хоть немного да восхищает. По огороженной части острова разбросаны четыре площадки, каждая из которых имеет свой цвет. Это чтобы интуристы, которые не знают финского, не запутались. Везде море туалетов, баров и кафе под открытым небом. Местные кебабы работают на каждом углу (или опушке) – не то чтобы изысканно и дешево, но вполне съедобно. Финское пиво, включая раскрученный Koff, не слишком впечатлит искушенную публику, но в отличие от некоторых российских сортов в них никто не ходил по-маленькому и не ронял хозяйственное мыло, дабы придать неповторимый вкус и аромат. При этом пенным напитком народ увлекался в меру, переходя на сидр и даже кофе. В разных частях территории располагаются аттракционы и миниразвлечения. Тарзанка, закрепленная на кране, то и дело сбрасывала с себя самых смелых, которых оказался целый полк. Тут же гитаристы соревновались в виртуальном умении – Microsoft рекламировали свой Guitar Hero. Несколько не вполне кристально чистых финна с упоением избивали грушу, при этом гогоча на километры вокруг. А особо веселые могли залезть в костюмы борцов дзюдо и поваляться на ринге.
Несмотря на то, что Финляндия вряд ли у кого-то ассоциируется с тропиками, где-то рядом оканчивается великий и могучий Гольфстрим. Так что летом в регионе припекает. Чтобы обгореть мне лично хватило нескольких часов нахождения на открытом солнце – подвел северный менталитет. Ну, конечно, кто, выезжая в Чушку, по доброте душевной захватывает крем для (или от) загара. Хотя за кефиром в лабаз я не побежал. Точнее хотел купить, но в соседнем холодильнике стояло... Ну да, правильно, оно самое. Мазать себя кефиром в отеле как-то пошло, не правда ли?
Что я посмотрел
- At The Gates
- Amorphis
- Ensiferum
- Porcupine Tree
- Sonata Arctica
- Nightwish
- Opeth
День первый
Для рядового адепта тяжелой сцены нынешний Ruisrock был интересен в первые полтора дня (или даже в первый день и в 17.10 второго). Все нетленки сгрудились в самом начале фестиваля, который собрал под сенью леса около 80 тысяч человек. В части ТТХ организаторы естественно не промахнулись – всё было сделано по высшему разряду. Выступления артистов широкого профиля начинались почти по расписанию, с максимальной задержкой в три-четыре минуты. Их предвосхищал ведущий, на огромных экранах рядом со сценами демонстрировались клёвые мувики, что называется, по горячим следам. Один из музыкантов Opeth подробно рассказывал, какие самые плохие профессии ему пришлось опробовать в своей жизни. В частности, выносить утки из-под больных расстройством кишечника. Настоящий брутал! А Стивена Уилсона, лидера Porcupine Tree, который некогда продюсировал шведских креативщиков, попросили рассказать про скандинавов какую-нибудь тайную гадость. Британец не вспомнил ни одной, поведав, что шведы все ложатся в 9 вечера спать и вообще "они хорошие мальчики".
Звук почти везде был на загляденье. Четкий, звонкий, как на студийных записях – только более глубокий, живой, жесткий. После этого вряд ли можно заново ходить на обычные российские фестивали, не говоря уже о клубах. Хотя присутствовала и пара косяков – настраивались музыканты очень по-разному. Если Amorphis звучали почти идеально, то с Sonata Arctica "орлы" явно промахнулись. Саунд оказался невнятным, а в условиях высоких скоростей вся картина местами сливалась в кашу. Голос Тонни Какко звучал то очень зычно и просто оглушал, то проседал под ухающими гитарами. Amorphis, к последним опусам которых особой симпатии я не испытываю, заставили зафиксировать свое внимание на час с лишним. На сцене суровые финики выглядят не так аморфно и скучно, как на пластинках. Следом на соседние подмостки выползли Ensiferum. На них все было отстроено еще более уверенно. Более того все идеально слушалось даже с боку – метрах в тридцати от сцены наискосок. Ужимки и прыжки для тех, кто не пролез в толпу, мерно качавшую козами, повторяли рядом на большом экране.
Что удивительно, узнав о свалившемся на голову пресс-туре в финку, я очень горевал. Мол, не попаду на Porcupine Tree в Москве – и все тут. В итоге бравые англичане нагнали меня на чужбине. И толпа из тысяч человек в едином порыве заворожено смотрела на то, что происходило на основной сцене. Они выступали чуть больше часа – но это время навсегда врежется в память. Классики современного прог-рока всегда запоминаются своим настроением, вбивают тонкими волнами симфоники и мощными риффами в меланхолию. Их сет оказался разнообразным, хотя последнюю пластинку островитяне сыграли почти полностью. Но перфоманс не был бы полным, если бы не визуальное шоу. На экране параллельно с композициями демонстрировали графический ряд, потрясающе подобранный и гармонично сочетавшийся с музыкой. Именно в таком ключе и стоит воспринимать Porcupine Tree – только в комплексе. Психоделические видео восхитили. Особенно понравилась ЭМО-девочка, искавшая приключений на фоне индустриальных пейзажей.
После выступления Стивена Уилсона и его развеселых (несмотря на характер музыки) оруженосцев как-то мимо пролетели довольно бледные сеты Sonata Arctica и Nightwish. У первых, как уже было сказано, не заладилось со звуком, отчего музыка приобрела какой-то серый, невнятный оттенок. Народ больше обращал внимание на нескольких смельчаков, которые продолжали как ни в чем не бывало купаться на мелководье (синяя сцена находилась рядом с водой). Один из парней, разгоряченных спиртными напитками, в течение нескольких минут пытался натянуть на свое хозяйство трусы. Получалось слабо, но улыбки у окружающих это не вызывало. Видимо, к таким шарадам все уже привыкли. Тонни Какко тем временем пытался подсобить публике, но Сонате в этот день не повезло. А, может быть, и фаны, узревшие своих соотечественников лишь в 11 вечера, уже подустали. Не было эмоционального аншлага и на Nightwish, которые выглядели настолько попсово, насколько это вообще возможно. В живом выступлении их новая девочка диво как слаба, не чета Тарье, конечно. А слушать без слез современные "вроде хиты" фиников просто тошно. Из команды с чётко выраженным лицом они превратились в среднестатистическую европейскую готик-метал команду.
Как ушат холодной воды в 00.15 на головы вылетели Ministry, но уже так хотелось завалиться на боковую, что ждать последней "баржи" в город уже не было сил. На обратном пути на пароме какая-то финская девочка пыталась изобразить джаз – и, знаете, у нее это неплохо получилось. Так дивно, что самому хотелось петь. К часу ночи, нашептывая саватажевский "Handful Of Rain", я брёл к отелю по абсолютно пустым улицам Турку. В одной из витрин заметил собственное отражение. Усталый, с поджаренной моськой, но довольный. Оставалось лишь вздыхать, что последующие дни фестиваля будут наполнены не слишком интересными актами.
День второй
На следующие сутки навалилась какая-то удивительная скукота. Наверно такие чувства испытывали диссиденты где-нибудь в 70-х, приезжая в Европу. Особых развлечений в Турку замечено не было. Старики и старушки хавали мороженное на открытом солнце, молодняк прятался по дворам, а отдыхающие направлялись на всё тот же Ruisrock. На второй день паром до острова воспринимался уже словно поезд метро, везущий тебя на работу. Обыденно и знакомо. Единственное выступление, достойное наше внимания, было родом из Швеции. Несравненные Opeth выстроились на синей сцене – поближе к воде – и шарахнули по полной. Микаэл Окерфельдт общался с публикой побольше остальных музыкантов и с присущим ему юмором. Например, он в течение нескольких минут вспоминал все финские слова, которые знает, перемежая эту тираду забавными репликами. Без комментариев не остались и купающиеся у берега, которых крупным планом показывали на огромном экране. Звук у Opeth тем не менее оказался далеко не идеальным. Не знаю, что именно на это повлияло. Возможно, не обошлось и без чисто житейского "фи". Пять часов вечера – время, когда от солнца в этой части острова негде скрыться. Приходилось щуриться, пытаться высмотреть что-то на сцене, да риффы с ударными чёткими не были.
Тем не менее скандинавы отработали очень ответственно, пройдясь как по дискографии, так и по последней пластинке. В частности, мастермайнд Opeth отметил, что их "Watershed" – один из самых продаваемых музыкальных альбомов в Финляндии. Учитывая, сколько в небольшом Турку металлистов, в это без труда верится. Пятьдесят минут, конечно, маловато для таких монстров сценs, но, видимо, припекало не только честной народ, но и музыкантов.
Эпилог
Прощание с заштатным финским городишкой не было слезливым. Как жаль, что вы наконец-то уходите. Общение с западными журналистами в количестве двух штук и местными жителями дало в очередной раз понимание того, что Скандинавия застыла вне пространства и времени. Сколько раз там бывал, а патриархальность этих мест приходится открывать снова и снова. В последний день фестиваля было много северных команд. В качестве хэдлайнера заявили Apocalyptica, но смотреть на них особого желания не появилось. Отличия Ruisrock от тех же Tuska и Wacken (о чём мы уже немного успели поговорить) в более широком репертуаре мероприятия. Металом здесь всё не ограничивается. Поэтому атмосфера более расслабленная, а эмоции не столь интенсивные. Ведь на Руиссало стекались все, кто не равнодушен к музыке. Без уточнения стилей и направлений. А окружающая природа немного да умиротворяла. Не то чтобы всем рекомендую. Но будете проезжать мимо – не забудьте заглянуть на будущий год.
|
Скачать все фотографии и приложенные файлы в архиве ZIP (~ 1.63 Mb)
|