22 ноября 2008 |
Москва |
клуб "Точка" |
Mekong Delta растопила лед
Волшебство произошло без нашего вмешательства. Очевидно и невероятно, но до костей пронизывающая метель с ветром в лицо и хлопьями манны небесной вдруг сменились осенним дождём и кашей под ногами. Какие-то три часа – и мы словно оказались на другой планете. Бункерообразное нутро "Точки", расставленной над всевозможными "i", выдохнуло жаром из парилки, перегаром и потом множества москвичей и гостей столицы. Метаморфоза казалась тем сильнее, если учесть, что в неё никто не верил – даже несмотря на прогнозы погоды. Синоптики хоть раз да не ошиблись, а всегдашние скептики удивились, как слаженно и симптоматично можно совместить несовместимое. Представить, что когда-то в России окажется одна из самых новаторских команд всех времён, да ещё и на разогреве у молодых да ранних стёб-металлистов, можно было лишь в бреду. Но и сны иногда выходят в реальность, а разговоры о погоде предваряют воплощение потустороннего желания увидеть Mekong Delta. Немцев, которые подарили миру не только классику в новом обличие, обновленную легенду о Бабе Яге, сногсшибательные ритмы и удивительную атмосферу, но и техно-трэш как таковой (разумеется, в тёплой компании некоторых своих современников). Фактически поклонники вьетнамской реки явились из преисподней в эпоху, которая стала лакмусовой бумажкой для реюнионов. Но уложить в голове саму возможность возрождения из пепла дела всей жизни Ральфа Хуберта оказалось непросто. Скорее уж Земля упадёт на небо, а посреди ноября на Тверской вырастут бананы. Но на то она и жизнь, чтобы удивлять, шокировать, манить и оставлять с носом, когда, кажется, жар-птица уже примостилась на кончиках пальцев. И даже двумя часами позже, в тот момент, когда на площади трёх вокзалов фанаты "Зенита" и "Спартака" жестоко месили друг друга, совместными усилиями лупцевали гастарбайтеров, а затем и стражей правопорядка, утопая в море грязного снега, подумалось: ведь и вправду Mekong Delta растопили лёд. Жаль, что не все об этом знают.
И всё-таки они вместе...
Достать заветные плацкартные квитки оказалось не так-то просто. И никакой злой закономерности в этом не было, если учесть финальный заплыв петербургского "Зенита" за пятым местом в чемпионате. Идти на стадион как-то не хотелось, иначе шансы дожить до концерта заметно снизились бы. Три изящных "пули" и ответный шлепок красно-белых за кружкой пенного напитка в одной из баром рядом с новой "Горбой" вызвали массу положительных эмоций и хитрые взгляды горожан, которые пялились на нас, словно мы приехали с Виргинских островов и были покрыты татуировками. Немного позже в центре Вселенной осталось только пиво – в остальном менялись лишь места его применения. Поезд, вокзал, суши-бар, клуб. Всех цветов и оттенков. И непременно с пузыриками. Возлияния словно яркий авангардный кадр трансформировались в змеиную очередь рядом с "Точкой", где нашлось место импровизационным пересмешкам, подсчётам времени (успеем ли на разогрев, ради которого и проехали 750 километров) и ехидным комментариям к объявлениям охраны. "Оружие, наркотики..." – "Нет, только тротил. Наркотики в поезде оставили".
И сразу же стала очевидной роскошь и нищета концертных сплитов. Хотя бы кто-то из тех, кому милее всего Всадники апокалипсиса, могут познакомиться с иной культурой. А обогатившись – кинуться в собственную стихию. И только лишь один диалог в туалете порадовал особенно. "Говорят, в этой Mekong Delta уже никого не осталось из классического состава", кинул человек. "Ну как так! Ральф Хуберт и есть Mekong Delta!", авторитетно отбились мы. "Да и ладно. Я всё равно на другую музыку пришёл", закончилась краткосрочная беседа. Классики техно-трэша на поверку и вправду оказались скорее специальными гостями, как было обозначено на афише. Слишком не тянуло на простецкий разогрев то гипертехничное шоу, которое с невыносимой лёгкостью бытия устроили на сцене под нарисованными на потолке картинами вселенной загадочные "дельтовцы". В нём было самое главное – адское желание играть и душевный задор, который нет-нет да передавался всем находившимся в зале.
Хорошо забытое старое
Час пятнадцать вместил в себя море эмоций, которые рвались наружу при внешнем спокойствии. Ральф в действительности показал, что творить волшебство может каждый. По крайней мере, от молодецкого состава, что смастерил под чётким руководством метра добротный альбом-возвращение, не осталось и следа. Парни были набраны недавно – под тур или с перспективой, не совсем ясно. Но они как не странно оказались способны на многое. Несмотря на все огрехи, которыми так или иначе изобиловал сет, Mekong Delta показала свою жизнеспособность и в новое время. Было заметно, что затереть до дыр сверхтехничный материал и заморить себя усиленными репетициями пятёрка не успела. Или не смогла. Сыгранности "дельтовцам" явно не хватало, но для притирки нужно немало времени. При всей сессионности коллектива такое вряд ли светит в ближайшее время. Да и сама программа была составлена как-то не особо грамотно. Более медленные вещи сгрузили в один кусок выступления, быстрые прог-трэшевые с похожими риффами шли подряд, чуть сливаясь в голове. Добавил мыслей звук. Он был пригож, но мелодии всё равно местами тонули в цунами нотных зверств и табулатурных извращений. Знаменитая нить "Танца с саблями" угадывалась только потому, что знали её наизусть.
Но кавалькада всё равно оставляла блестящее впечатление. Насколько легко ребята устраивали на сцене пиршество для глаз, ушей и, что самое главное, мозгов, диву даёшься. Хороши были все. Хуберта оставим в покое – всё-таки он культ, его обсуждать не принято. Новый гитарист, похожий на тростинку с вьющимися волосами, замачивал отличные сольняки и грузил риффами, при этом ещё и недурственно запевая. Второй струноманьяк держался в тени, но и ему досталась своя порция аплодисментов. Барабанщик громко делал своё дело, лишь однажды на коротком соло выглянув из-за своей установки. А вокалист... Вот кто срубил наповал. Лысый парень, одетый по всем канонам модерного трэшера, пригубил славы сполна. Он был на редкость экспрессивен, блестяще справлялся со всеми партиями, мощно пел без музыкального сопровождения. И, казалось, этого часа с четвертью было так мало после многих лет забвения. Но "меконговцы" умудрились выйти на бис, хотя, такое ощущение, это не было запланировано. А затем и ещё раз – но уже за сценой.
Фетиш Эриха Цана
Аккуратно завязанная косичка, темная рубашка, банка "семёрки" в руках – это вовсе не портрет неформального интеллигента из питерских трущоб. Ральф Хуберт выглядел очень дружелюбно, стоя возле бильярдного стола. А вот охранники, бегавшие в зале и следившие за посетителями, – не очень. Они то и дело просили всех (и даже самого маэстро) не ставить на свою "мебель с лузами" бутылки. Хуберта хватило на полчаса. Он ушёл, вернулся и снова ушёл. За это время мужественный тевтонец успел подписать десяток своих дискографий и многочисленные билеты. Кто-то приносил все буклеты из альбомов Mekong Delta, раскладывал, словно пасьянс, на столе, а Хуберт деловито начинал ставить свои закорючки. Были ещё целые фотосессии с братом (сватом, бабушкой) и вырванные из контекста вопросы. На заднем плане тем временем наяривали Die Apokalyptischen Reiter. Парни, конечно, забавные, но после "дельтовцев" смотревшиеся примитивно и чуток несуразно. Хуберта это вовсе не смущало. Он с заинтересованностью кидал реплики в сторону фанатов, некоторые из которых переключились на вокалиста, подошедшего под раздачу. Подписал мастермайнд и "Картинки с выставки", и хрестоматийного "Эриха Цана", и всё остальное. У особо ярых поклонников разве что на лбу оставалось поставить автограф. Вот такая вот любовь – к отдельно взятой андеграундной команде.
Баба с возу – апокалипсису легче
У всадников было два времени года. Первую половину из своих часа тридцати пяти они были на редкость скучными. Разумеется, для не фанатов, приехавших поддержать Mekong Delta, такой взгляд может показаться типичным. Немецкий язык вряд ли кто-то назовёт красивым, но тем сумасшедшим выпендрёжникам, которые по полной веселили публику, он отлично подходит. Волосатый бородач-вокалист, садомазный клавишник, однообразно стегавший плёткой то воздух, то толпу, и блондинистая гитаристка. Последняя уверенности бундесам не добавила, но явно разрядила воздух мужицкого песенного похмелья. При этом мой компаньон, фанат (закоренелый, надо признать) трэша и донецкий гитарист по совместительству, то и дело снисходительно улыбался, глядя на сцену. "Гитар совсем нет", между делом заметил он. Точнее не скажешь. "Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал", говорил булгаковский герой в гайдаевском фильме. "Клавиши были, вокал был, гитар ... э-э-э... не было", могли истолковать цитату мы. Да и играть ей фактически было нечего. Совершенно очевидно, что последняя перестановка была сделана очень грамотно. Девица в коллективе всегда добавляет пиару.
Наверно эпатажные немцы до сих пор уверены, что их новая пластинка "Licht" дарит незабываемые ощущения. В её рамках от драйвовой эклектики и ржачного авангарда практически ничего не осталось. Сократилось и количество соло-партий, а риффовые структуры превратились в какой-то ширпотреб. Коммерциализация не могла добавить очков в их копилку. И вещи стали суше, менее эмоциональными, что было заметно и в Москве. На контрасте с этими свежими трендами смотрелись старые темы, которые действительно заводили и заставляли пристально глядеть на сцену. Порадовала блестящая работа со зрителями, очень остроумное шоу, в котором пришедшие принимали непосредственное участие, и два "русских народных" кавера, которыми рукоплескала толпа и подпевали практически все. Особенно "Катюше".
Почему бы и нет...
Энергии, которой поделились с аудиторией обе тевтонские команды, хватило бы на то, что растопить ледяную шапку среднестатистической горы. И сплит из вроде бы двух несовместимых элементов в тот момент уже не казался столь нелепым. Снежные заносы вдруг разлились по мостовой и тротуарам мощной рекой. Как-то стало теплее на душе. Особенно когда каждый из музыкантов подарил частичку себя пришедшим. И спасибо тому самому худому гитаристу Mekong Delta, который повстречался на выходе из туалета. "Я то же 10 лет назад не думал, что когда-нибудь буду играть с Ральфом Хубертом", улыбнулся он моему другу-трэшеру. И действительно, чем черт не шутит. А через час встречавшему нас на вокзале спартаковскому фанату с разбитой мордой и невменяемыми глазами так и хотелось кинуть: "Братец, жаль, что ты не понимаешь всей прелести настоящего искусства". И только из соседнего ларька доносилась хрестоматийная строчка из Машины времени: "И где же взять столько тепла, чтобы растаял снег".
Выражаем благодарность Delta Mekong Concerts за предоставленную аккредитацию.
|