26 января 2009 |
Москва |
клуб "Точка" |
После форс-мажорного катания по сугробам восточной Европы и логичных отмен двух переносов на соседние дни (по-моему, вполне объяснимо, что не запланированные ранее концерты в России, сварганенные за пару недель в целом и перенесенные за один и три дня соответственно, не нашли поддержки у группы, заканчивающей годовой концертный сезон), немецкая группа Haggard вполне по-нашему (по-рунетовски) получила целый воз шуток и критики, а когда, наконец, совсем без шума и ажиотажа добралась-таки до Москвы (часть пессимистов, сдав билеты, решили так и прийти) и развеяла впечатление достопочтенной публики о себе как о слушателе-ненавистниках. Наоборот, когда Азиз подробно и долго пояснял, что они хоть и сыграют сейчас последнюю песню, но уже через несколько минут их надо будет ждать в зале, где они подпишут все, что им дадут, и ответят на все вопросы слушателей, ибо уезжать сразу после концерта, не пообщавшись в публикой, – им этого не понять.
Если бы не активное посещение тематических сайтов, то и догадаться о третьем приезде группы было бы сложно. Haggard, если спросить слушателя "что это?", часто сравнивают с Therion, потому что более подходящих кандидатур на сравнение найти не удается. Но, судя по выступлению, это совсем не Therion – ни по подаче, ни по общению, ни по музыке, которая не то чтобы охватывает большее стилевой пространство, но имеет значительные колебания от классичных средневековых тем – и сразу в дэт-дум.
Первыми подойдя к "Точке" и войдя в фойе, мы оказались задержанными в нем еще почти на час, пока проходила концовка саундчека, о которой возвещали пиликание струнных, удары барабанов и голоса из-за закрытых дверей зала. Душу же терзали вопросы о насмерть замерзших посетителях, оставшихся снаружи (о, как часта раньше была подобная ситуация), и возможном изменении зального пространства, обещанного организаторами в случае нехватки места на нестандартную команду из почти двух десятков музыкантов. Но после концерта все перипетии входа были благополучно забыты в смаковании приятных впечатлений. Когда же мы оказались в зале с первой партией зрителей, группа как раз покидала места проверки звука, оставались только микрофоны, на которые покрикивала оперным голосом вокалистка и синтезатор, за который не раз присаживался техник группы. По моим подсчетам, группа приехала в составе двенадцати человек, но они оказались неверны, и за одного лишнего я поначалу счел охранника, так что одиннадцать человек. По такому незначительному числу сцена "Точки" осталась прежнего, стандартного размера, а инструментарий на ней уплотнился так, что второй барабанщик (он же управлял дудочками, свирелями и другим духовым инвентарем) оказался прямо в проеме выхода на сцену. А в завтрашних заголовках газет я так и видел строки: "На клубном концерте немецкой группы трое классических музыкантов запилили друг друга смычками струнных насмерть". Альт и пара скрипок именно так близко стояли друг к другу. Музыканты убирали пюпитр, проходили на свое место, а потом ставили его обратно – и только так. А перед ними уже маячил бесноватый (в хорошем смысле) гитарист.
Вот так, потихоньку разглядывая сцену и играя в народную игру "Угадай мелодию" со звучавшим из колонок, мы дождались и выхода группы. Дождались многочисленные зрители – не полноценный аншлаг, но очень и очень приятное для музыкантов количество народа, а главное – благодарного народа – пришло послушать немцев.
Как и положено, имея выпущенный не так давно последний альбом, Haggard во главе с большим-пребольшим Азизом, очень похожим в своей черной кудрявой шевелюре и с бородищей на созвучного персонажа Хагрида из одной известной сказки, активно эксплуатировали материал с него. Так, начали они с заглавной песни "Tales Of Ithiria". Лично для меня уровень материала совершал колебания в сторону повышения, только когда группа играла песни с "Awaking The Centuries", – остальные песни звучали просто хорошо, не оправдывая негативных отзывов о новом альбоме. Другое дело, что песни с того альбома звучали шикарно, резко поднимая уровень и градус выступления. Так, публика еще в середине концерта потребовала "Awaking The Centuries", но, резонно отложив ее на бис, лидер сказал – "будет, но позже...". Звук, за исключением небольших отрезков, связанных с переизбытком инструментов на сцене (в эти моменты он просто фонил), оставался стабильно хорошим. Слышны были как классические партии, так и металические части, правда, необычно тихие и с необычным звуком гитары Азиза. Лишь соло были так же стабильно неразборчивы.
Также в группе, кроме самого Азиза, очень высоко державшего гитару (словно он ожидал, что ее будут отнимать), к нам приехали два скрипача, альтистка, басист с гитаристом, два классических вокалиста – сопрано и тенор (он еще со своеобразной вешалки периодически снимал слабо задействованные инструменты), клавишница и два барабанщика. Самое непонятное назначение было у старикана тенора, над которым постоянно шутили, что ему не больше 25 лет (видимо, что-то внутри коллектива, ибо я не понял юмора) – пел он очень немного, зато весьма много проказничал в своем углу рядом со зрителями, то пытаясь спрыгнуть вниз (после последней песни он все-таки поплавал на руках зрителей), то затанцевать вокалистку (тут у меня, наверное, срабатывала своеобразная ревность). В общем, вокальных качеств от него я так и не дождался. В отличие от молодой вокалистки (худой, с большими чертами лица и вечно попадавшей в кадр со смешным выражением лица), которая странно, но очень страстно танцевала, не отходя от микрофонной стойки, корчила рожи, пыталась хоть на секунду стать rock-girl, улыбалась и пожимала руки, при этом успевала убедить присутствующих в своих незаурядных вокальных способностях. Пела она действительно хорошо, собираясь впопыхах между милыми телодвижениями и проказами со всей возможной серьезностью. Она была совершенно очаровательна, что полностью поглотила мое внимание и практически влюбила меня в себя. К тому же, с ее общительностью, мы даже успели побеседовать мимикой. Вторым по концентрации сценического внимания стал дуэт гитариста, словно на несколько дней отцепленного от какой-то очень буйной команды, и басиста с огромной рыжей шевелюрой, которой можно завидовать бесконечно. Они вдвоем устраивали волосотрясение на тяжелых частях композиций, а не менее общительный гитарист раздаривал рукопожатия и пафосные метальные позы всем желающим в неограниченных количествах. Он же, гитарист, заканчивал концерт на пятиструнной гитаре, благополучно порвав одну из струн, а за короткую паузу не успев ее сменить. Сам Азиз привлекал к себе внимание, прежде всего, размерами – и между песнями, когда старался не отстать в общении с публикой от своих коллег по группе. Надо сказать, начав концерт серьезным, к концу он заметно повеселел и частенько улыбался. Стоит отметить также неприкаянность клавишницы, которая постоянно не могла усидеть за своим синтезатором и то ходила навещать барабанщиков, перешептываясь с ними, то составляла пару Су в женских радостях и развлечениях. Самыми серьезными оказались струнное трио, которое грустно переворачивали (а, может быть, просто сосредоточенно) ноты на своих пюпитрах.
Публика во время концерта вела себя благочестиво, но громко. Вот уже какой раз я радуюсь нашему зрителю в новом году, который благодарно и самозабвенно поддерживает приезжающих исполнителей. Аплодисменты, хлопки, всеобщая поддержка не могли не порадовать группу. А в нужный момент и негромкое, но слышное пение отрезка на русском языке из "Heavenly Damnation", огласило зал "Точки". Да и на выход все рванули не сразу после окончания последней песни, а честно отхлопав овации совместному поклону урезанного Haggard. К сожалению, концерт закончился близко к полуночи, а потому необходимо было торопиться по домам, и раздачу автографов и ответы на сакраментальные вопросы я не застал. Но у меня еще будет возможность это сделать: как сказал Азиз, "в этом году времени еще много, мы надеемся приехать еще раз осенью".
Выражаем благодарность Spika Concert Agency за предоставленные аккредитации.
Скачать все фотографии и приложенные файлы в архиве ZIP (~ 3.03 Mb)
|