10 июня 2009 |
Москва |
ДС "Лужники" |
Малый драматический theater
Ходили упорные слухи, что нью-йоркцы испугались российских медведей, непролазной тайги за МКАДом или владимирвладимирыча. Иначе бы уже перебрались через куцую лесополосу, отделяющую "финку" от Ленобласти, и допрыгнули до Кремля. Завистники и недоброжелатели шептали, что "великий Майк" далеко не в восторге от отечественной демократии, а его слово в организационных тяжбах решающее. Поэтому и спрос был иного рода, чем с клубных гуру, которые пляшут перед микрофоном за три тысячи евро. И в сухом остатке сосредоточились противоречия, которые оказалось не так-то легко побороть. Учитывая, куда дошла техника и сколько бутлегов, концертников, DVD и прочих образцов аудиовизуального искусства заселяют самую глобальную из всех паутин, жаждалось праздника на всю жизнь. Так, чтобы пот градом и мурашки во всех местах. Не вышло. Американские театралы выглядели уставшими, притомлёнными, не слишком заинтересованными. Понять их можно, ведь "дремучие" в эпицентре годичного тура, а при их самоотдаче и технической изощрённости это допрос в застенках НКВД – что называется, с пристрастием. Случайные знакомые, которые катались на гиги Петруччи сотоварищи в Суомскую губернию и другие не столь отдалённые страны, слово в слово подтверждали догадки. И выглядела пятёрка угрожающе профессиональной, совершенно неэмоциональной, запрограммированной. И играла далеко не заявленные организаторами "более двух с половиной часов", а всего два пятнадцать. И получился в Лужниках вовсе не Большой драматический theater, а малый.
Упражнения на прессу
Опаздывать нехорошо, но приятно. Подкатив на час позже к месту брифинга, мы ожидали увидеть пустой магазин и счастливых фанатов с заветными закорючками на компактах. Но пресс-показ королей прог-метала ещё и не собирался стартовать. Поклонников, коих было, по сообщениям "секурити", несколько сотен, и вовсе держали на привязи – за воротами с другой стороны, откуда они местами подвывали дружным скандированием. Уже здесь пятёрка выглядела сонно и вяло, профессионально отвечая на совершенно глупые и несуразные вопросы журналистов, но не выказывая никаких эмоций. Акулы пера спрашивали о чём попало, не удосуживаясь поглубже ознакомиться с творчеством или хотя бы почитать многочисленные интервью в сети. Один чудак, запинаясь и поддавшись чувству, чуть не расплакался, рассказывая о революции, которую совершили театралы. Самым каверзным его вопросом была реплика, обращённая к сиротливо сидящему басисту Джону Маянгу: "Я очень уважаю восточных людей ... (смех в зале) ... Нет, ну правда. Ты как, Джон?" Не обошлось без перечисления любимых групп Портного, которые выделяются на современной сцене и которых он тащит на разогрев в будущие турне. На очередной запрос к ЛаБри пьедестала трёх его любимых вокалистов, канадец перечислил почти десяток, оговорившись "вроде это больше трёх, да?", но не упомянул Джеффа Тейта из Queensryche, под которого косил, пока голос не потерял в середине 90-х. Переводчика стоило по старой доброй русской традиции сварить в кипятке, поскольку кроме того, что он кодировку с кириллицы на латиницу и наоборот менял нескладно, так ещё и вопросы перевирал. Ему что прог-рок, что прог-метал, всё едино. Более всего позабавил кудрявый Майк, которого спросили о неожиданном бластбите на первой композиции с новой пластинки. "А откуда вы об этом знаете? Диск же ещё не вышел!" И добавил, что сей элемент его техники – просто эксперимент. Спустя какое-то время свой оргазм получили и поклонники группы. Правда, хозяева музыкального магазина были не в курсе, что представители изданий тоже могут слушать и любить Dream Theater. "Вы свою работу закончили, теперь время фанатов", на полном серьёзе сказал один из них. Само собой за глаза был послан.
Dream Machine
Первое, что удивило, – отсутствие заявленных на афише гостей. Учитывая, что даже в Стамбуле в рамках европейского турне играли театралы на пару с Cynic. В других шоу в августе их будут поддерживать Opeth и Unexpect, а в США – Pain Of Salvation и Beardfish. России – шиш с маслом. То есть без масла. Даже пива и того в Лужниках не было, а внутренности здания оказались похожи на ДК советских времён, тех самых "dreamучих". Только программок с анонсами не хватало. Публика собиралась не спеша. Ещё за полчаса до начало действа в хоккейной полукоробке партера скопилась лишь куча из пары сотен человек перед самой сценой. Раннее начало, внезапно случившееся без пятнадцати восемь, заставило всех зазевавшихся поторопиться, но стоячая толпа так и не заполнила отведённое для неё пространство.
Как такого шоу не получилось. Музыканты появились на сцене; без лишних разговоров и продолжительных разгонов, не особо обращая внимание на постоянный рёв толпы, деловито и сосредоточенно принялись за дело. Сцена казалась несколько большой для театралов. Установка Портного возвышалась архитектурной доминантой, чуть ниже на куцей площадке Рудесс трудился у своего многоклавишного станка. Маянг вообще по природной скромности общался с публикой перманентным молчанием. Охотнее всего контактировали со зрителями Петруччи и ЛаБри – по статусу положено, но и то в пределах профессионального подхода. Впрочем, даже столь умеренная эмоциональность вряд ли мешала и становилась поперёк блестящего восприятия гига. Магия Dream Theater как раз и складывается из пяти "человеков-оркестров", наблюдать за каждым из которых уже само по себе интересно.
Мелкие зарисовки достойны отдельной пары слов. Грузный ЛаБри то и дело покидал сцену, дабы пришедшие насладились инструментализмами. Делал он это бегом и настолько неловко из-за своего роста в сочетании с весом, что раз за разом вызывал улыбку. В остальном канадец был филигранен и свеж, словно майские розы. Голос звучал ярко, сохраняя впечатления нетленности "Hollow Years" и "Pull Me Under" – по балладам Джеймс до сих пор мастак. Портной перекинулся палочкой с обслугой. Она вернулась назад, и мастеровитый ударник продолжил творить свои чудеса как ни в чём не бывало. В конце Петруччи и Рудесс устроили традиционную перестрелку на гитаре и клавишах по центру сцены.
Светомузыка
Звук был достойным – иначе и не выразить. Возможно, перемудрили чуток с низами, но всё было различимо без особых взлётов и падений. Удивить столь не бюджетное шоу хорошим саундом нелегко, но были варианты. Свет оказался выше всяческих похвал – одно из лучших визуальных шествий последнего времени. Глаза ублажали десятки прожекторов, которые работали, без устали меняя оттенки всех цветов, и выглядели очень адекватно музыке и обстановке. Сет-лист нью-йоркские корифеи прогрессив-метала наоборот недоработали. Радовало обильное обращение к "Awake" (1994), пожалуй, вершине их творчества и наиболее сбалансированной пластинке. Хотелось, конечно, "The Mirror", но "Voices" с "Erotomania" также неплохи. Но при этом ни одного значимого эпика, хлеба и соли их живого музицирования, в Москве так и не появилось. Трудно таковым признать довольно безвкусную тему "In The Presence Of Enemies Pt.1.", но на бис жаждалось "Octavarium" или "Change Of Seasons". Но дудки! Вместо них играли "Take The Time" или "As I Am", которая продемонстрировала, как могли бы при разумном распределении сил звучать Metallica сейчас – ведь скопирована эта композиция целиком и полностью с творчества Хэтфилда сотоварищи. "Metropolis" должна была стать первой темой биса, но на двух часах с четвертью действо внезапно и одновременно слишком предсказуемо оборвалось. Шанса понадеяться американцы не дали – свет зажёгся, а в динамиках заиграла "фанера".
Сводим Дрим с Театром
Жаловаться и причитать после технического изобилия, традиционной смены наряда Майка Портного на боксёрский и хрестоматийной бойни великих инструменталистов, наверно, отчасти кощунство. Но штатовцы сами виноваты – их популярность настолько охватила весь прогрессивный мир, что бутлеги и бесконечные официальные релизы валятся как из рога изобилия. Ожидания завышены, восприятие чуть притупляется, а высокая самоотдача уже не устраивает. Нужна высочайшая. В душе не осталось яркого впечатления магии, которая не отпускала несколько дней после просмотра японского "Live At Budokan" – только лишь ощущение профессионально сделанной работы. Потому, что у жителей страны Восходящего солнца были логичные без четверти три часа, иное сочетание композиций. Потому, что в столице должен был оказаться "Octavarium". Поскольку всегда хочется большего.
Сет-лист:
- In The Presence Of Enemies Pt.1.
- Beyond This Life
- Take The Time
- A Rite Of Passage
- Hollow Years
- Panic Attack
- Erotomania
- Voices
- Solitary Shell
- Constant Motion
- The Spirit Carries On
- As I Am
- Pull Me Under
На бис:
Выражаем благодарность Riff Entertainment за предоставленную аккредитацию.
|