15 июня 2012 – 17 июня 2012 |
Франция, Клиссон |
У природы есть плохой погоды
Как собака похожа на своего владельца, так и небесная канцелярия полностью отражает ауру места в данный конкретный момент времени. Бешеный, прожигательный и очень динамичный нон-стоп ритм жизни ведущего по составу, но менее одиозного, чем Wacken, фестиваля Европы уже второй год подряд на наших глазах за четыре дня, включая приезд и отъезд, палит жгучим африканским солнцем в перерывах между трусливым моросящим дождем, единственной вспышкой ливня и в основное время – хмурым небом. Не забывая про живописные закаты, неутихающий гул перекличек палаточного лагеря и вечернюю светомузыку баров и сцены плюс феерическое газовое шоу. Вытоптав все, что можно и нельзя в году прошлом, Hellfest переехал через дорогу, добавив новый тренд – в дождь почва скатывалась в мутную грязь и резво чавкала болотом. В остальном европейское фестивальное метал-движение бредет в том же направлении: составы хуже, организация лучше. Это касается явного большинства всех ивентов последних лет. Французский гигант вырос, окреп, стал удобнее и проще, демократичнее в плане гигиены (душ почти круглосуточно) и питания (без багетов, разбросанных в сомнительных коробках по земле). Гипермаркет подвергался все такому же адскому нашествию металхэдов с самого утра и до закрытия, делая годовую выручку, но консервативно так и не захотев поработать в воскресенье. Ради меломанов, которые в прошлом году не смогли полностью влезть в пригородные электрички до Нанта, откуда и расходятся все пути, и которые мешали аборигенам, пустили тематические поезда специально из Клиссона. Второй этаж, правда, так и ходил ходуном, а вожатые боялись высовываться, но это мелочи.
Впрочем, 7-ой Hellfest стал масштабнее во всем – от дичайшего разгула стихии в лагере до изничтоженных туалетов. В этом году кемпинг уже не был так похож на остановку армии Александра Македонского – скорее, на пьяную армаду Наполеона, пытающуюся гульнуть напоследок по дороге в Москву. Народ гудел, визжал, играл во французские имена ночь напролет, устроил бои в грязи наподобие вакеновских, загадил все туалеты так, что туда уже, простите, сходить было нереально, и испортил источники питьевой воды, где фанаты мыли сапоги от грязи. Жить пришлось в коммуналке. Приехав засветло и удачно поставив палатку с использованием Jim Beam вместо молотка (в 2011 году инструментом был Jack Daniels), на следующий день убедились, что в узкий проход вмазали еще одно жилище, совсем не двухместное, так что стенки совместились, а трёп французиков гудел прямо в ухо. Но не суть. Все-таки 112 тысяч человек за три дня! Новый рекорд после 80 тысяч в прошлом году.
Hellfest 2012
|
День первый: громкий, но противный
Казалось, шесть сцен вместо четырех прошлогодних разгонят фест по времени, так чтобы поспать чуть более пары часов. Но 157 групп по-прежнему барабанили с 10.30 до двух часов ночи, хотя прибавилось логики в их построениях. Где-то почти весь день играл трэш или глэм. Altar и Temple, находясь рядом под крышей, приручили дэтуху и разномастный блэк, так что можно было легко угадать локацию почти любой команды. Дикий Warzone собрал всех, кто по хардкору, а на Valley прописались "думающие думу". Хотя тот самый глэм был в чрезмерном избытке – придурки в колготках Steel Panther, крашеный педик Себастьян Бах и классики Мотли Крю отняли одну из главных сцен почти на второй день. В отличие от предыдущего года первый как-то выпал из серии удачных по звуку – на "алтаре" и в "храме" саунд до вечера был на троечку, хотя на Hellfest 2011 придраться было не к чему.
Местные прогрессивные грув-металлеры с явными техно-дэтовыми замашками Trepalium оказались первым в меру интересным событием дня, выступали качево и мощно, но звук корова слизнула языком. Последовавших за ними ветеранов Benediction и отчаянных злобарей Benighted можно было в основном различать только в берушах. Кому-то они помогали, кому-то нет.
Реальным украшением первого дня, даже несмотря на все проблемы у звукорежиссеров, оказались магические исландские прог-металлеры Solstafir, которым гуд, учитывая всю специфику их последнего диска – всего в себе, атмосферного и затягивающего, пошел в некотором смысле на пользу. Они закружили толпу в своем психоделическом танце, хотя полчаса для таких гостей – вещь по-организаторски непростительная. А вот канадские авангардисты Unexpect, боготворимые многими, так и остались в памяти лишь "сумбуром в музыке", во многом сложной, но бессмысленной и созданной ради нее самой ядовитой комбинацией из инструментов и смысловыми упражнениями сильно бездарного человека с высоким IQ.
После обеда французы сбежались большой толпой поглазеть на местный Gorod, но тот, несмотря на вполне жгучее выступление и новый альбом про князя Игоря, все же растерял немало своего обаяния из-за проблем со звуком. В хрипящем мареве все прогрессивные фишки и мелодии различались далеко не всегда как надо четко.
На лопатки почти всех хэдлайнеров дня положили Unisonic. Про слезы ностальгии на "March Of Time" и "I Want Out" нечего повторять, но и в своем не совсем кондиционном материале дебюта а-ля мелодик-рок они смотрелись эффектно, смешили публику и ярко пытались её заводить, хотя французы не из активных. Киске катался по сцене, говорил с народом, свесив ноги в "зал", но кроме всего прочего был в отличной вокальной форме. Слушать тяжкое предсмертное кряхтение Энди Дэриса на выплевывании "I Want Out" после такого просто смешно.
На Taake, годных мелодичных блэкстерах, "храмовая" сцена начала откровенно и жутко раздражать проглатыванием всей красоты в купе с жутким фоном и деревянной головой от виски с сидром после вчерашнего. Рядом ужасную клюкву с безличным новым гуру вокала выводили Gotthard, но унылость этого мероприятия удалось скоротать в палате в компании с Nasum и Lynyrd Skynyrd, которые выступали после. Классика южного рока, включая нетленки вроде "Sweet Home Alabama", была хороша на редкость.
Megadeth в качестве основных хэдов вечера выступали затемно, долго и в целом очень добротно благодаря разнообразному сету, вполне здоровому Мастейну (хотя это вовсе не означает, что его кряканье не уносилось ветром) и "A Tout Le Monde", которую местные жители допевали (допивали?) в лагере к утру.
Но, разумеется, второе пришествие King Diamond после большого перерыва и первого, что состоялось на Sweden Rock, сняло как рукой усталость часа ночи и всех перелетов-переездов. Вроде бы сет стандартный, шоу виденное, но сценический водоворот берет за грудки и крутит до самого финала. И эхом в ушах стоит массовое передразнивание Кинга французиками в кемпинге. А также забавная майка "Burger King Diamond" на местных мерчендайзово-дисковых развалах.
День второй: образцово-обжигательный
Пессимистичный настрой небесной канцелярии к полудню сменился жгучим солнцем, что за полчаса серьезно подпалило морду. Те, кто по пьяни или так и далее прятаться в тени вовсе не собирались (найти ее было, правда, проблематично), до конца феста светили красной рожей или всем телом и могли спать на снегу. Блевотная глэмовая основная сцена номер один уравновесилась трэшевой второй, где подряд зажигала как молодежь, так и ветераны. Suicidal Angels, Gama Bomb, Channel Zero для затравки. Последние оказались на редкость скучными в противовес своему статусу долгожителей. Первым рвачом стали стремительные и яркие Death Angel. Не забыли они и про "The Ultra-Violence", а Марк Осегеда устраивал гиперзвуковые трели будто играючи. Продолжили дело Sacred Reich – очень доброжелательно и весело, с жирнюком-ударником, который разве что тарелки не подпирал пузом, но работал филигранно. Exodus же напротив показались скучными – благо поздний материал особого интереса не вызывает.
Из украсивших экватор Hellfest оказались оба возрастных полюса. С одной стороны, ну очень талантливые и самобытные психоделические блэкари из Финляндии Oranssi Pazuzu, с другой – мамонты рок-движения в целом Uriah Heep. Первые ловили на завороженную атмосферу и космические панно, вторые несмотря на возраст Мика Бокса жгли сцену и аккумулировали огромную толпу. В ней колбасился и стар, и млад, но особенно именно пенсионеры с толстыми пузами и улыбками до ушей.
Были еще зацепленные краем одного уха брутальные братья Avulsed, Aborted и Vomitory, а Within Temptation, которые в Петербурге собирают человек четыреста, но в Европе, как оказалось, вполне себе сходят за хэдлайнера средней величины и выступают столько же, сколько и распиаренные Machine Head. Последние, даром что все эти клише модерного американского метала придумали, утомили достаточно быстро их суповым набором и маскированием попсовых припевов под гитарную тяжесть. Популярность сих субъектов на мировой сцене и их стадионную дороговизну для трудящихся лично себе объяснить до сих пор не могу.
В противостоянии всем этим мажорам по рабоче-крестьянски просто выжигали большой тент "На пальме дед" – да так что толпа практически не давала войти под крышу. Что там было в моше, трудно и представить. Та же давка, только интенсивнее, оказалась и на Saint Vitus, разве что протиснуться на крошку Valley было вообще нереально.
Отменные Enslaved, виденные и в России, и на чужбине не один раз, всё равно вызвали нужный эффект благодаря изумительным мелодиям. Но по-настоящему короной вечера и, пожалуй, всего дня стали Entombed – адски драйвовые, разбитные, при великолепнейшем саунде и со всей классикой наперевес. Перебиваемые традиционно почти бесконечным шоу "ганзов" на два с половиной часа они мощно утюжили сцену и передали эстафетную палочку Behemoth.
День третий: позитивно-грязный
Баланс мороси, грязи и светила в купе с накалом эмоций был практически идеальным в третий день – по крайней мере, до вечернего перформанса "Принца Тьмы", который разом все испортил. Заключительные сутки прожигания жизни на Hellfest можно было провести под крышей "алтаря" и "храма", забив место у перил звукорезов и каждый раз с интересом изучая премудрости настройки светомузыки. Позитивную бодрость задали итальянские техно-брутальщики Hour Of Penance и абсолютно не имиджевые блэкари из Манчестера – Winterfylleth, одетые в "бесовские" туристические шорты.
Куче народу, даже тем, кто совсем не восторге от сопливого финского MDM, понравились Insomnium – трудно было найти изъяны в их ровном, красивом и экспрессивном шествии по сцене. Нью-йоркские экспериментальные блэкстеры Liturgy (в данном случае название переводится как "нытье") наоборот утомили нарочито пафосным подходом к стилю в виде такого помирающего Darkthrone на оборотах фьюнерал-дума и постоянного дисторшна. Но "брутальные трусЫ" разогнали эту дрему стандартным прямолинейно-залихватским мракобесием.
От Black Label Society, которые прописали на фесте благодаря эпидемии в Black Sabbath, и Hatebreed ничего особенно не ждали – получили стандартные сеты.
Более молодое поколение Dying Fetus жестко контрастировало с яркими классиками и, пожалуй, лучшей командой в стиле – Suffocation. Если "дядин фикус" называл фанатов не иначе как "мазерфакерс", то у "саффов" все они фигурировали как "friends". Большая разница, не правда ли? При этом интеллектуальный брутал последних выглядел качевее и увереннее, чем пустая мясорубка первых.
Дебютная бомба вечера, затмившая сценическим шоу всех на Hellfest, взорвалась в лице норвежских пост-Arcturus авангардных металлеров Vulture Industries. Правда, как обычно, это оказалось никому не нужно. Меньше народу на отдельном выступлении в "храме" так и не припомню в 2012 году. Вокалист походил больше на актера, который широченными шагами мерил сцену, засовывал голову и руки в колодки, получал подстроенные заранее помидоры и на сладкое залез на огромную стремянку.
А дальше понеслось. Ihsahn, Arcturus, Dimmu Borgir. Бывший участник Emperor пронесся ураганом в компании креативных норвежских прог-металлеров Leprous и нового альбома, который аппетитным дигипаком стелился по стойкам с мерчом. Что удивительно, Исан и во второй раз (первый был пару лет назад на финской Туске) выглядел вживую увереннее, чем на альбомах. Воскресшие кудесники Arcturus, ради которых в первую очередь и ехали во Францию, вызвали восторг и одновременно вопросы. Часовой сет, отменный и яркий при огромном стечении народа, тем не менее смотрелся идеально в рамках позднего материала. Когда Вортекс переходил на классику 90-х – начала 2000-х, вещи шли совсем в другой тональности и резали слух отсутствием акцентов гениального Гарма.
Первый стабильно опрятный по погоде день Hellfest не мог так просто отпустить, ведь небесная канцелярия посчитала бы такое затишье аномальным. После солнечного утра и пасмурного вечера аккурат под выступление половины Black Sabbath в лице Оззика и Гизера плюс Закка Уайлда и Слэша закатил ливень с ураганным ветром, которые вместе моментально превратили твердь в подобие топи. Осборн при этом лишился большинства фанатов, которые хлынули на зависть под тент Children Of Bodom, наяривавшим классику в лице "Something Wild". В результате проект покинул сцену раньше, чем было положено по четко соблюдаемому графику. На Dimmu Borgir в состоянии мокрой кочки и в плаще-дождевике сил второй раз за месяц уже не хватило.
День четвертый: немыто-поучительный
Все шероховатости организационных моментов связаны напрямую с непредвиденно-стремительным разрастанием фестиваля. Шутка ли, плюс четверть фэнов за год. Такого прыжка в посещаемости еще не было. Да и в принципе держать в узде 112 тысяч, многие из которых, скромные клерки и тихие маменькины сынки, приехали оторваться здесь и не испытывать мук совести, невозможно. Поучительным был и шутник KLM, из-за чего случилась пропущенная пересадка в Амстердаме, ночёвка в зоне Wi-Fi и всего часовое опоздание на питерский Slayer, который грозовыми тучами и чуть ли не торнадо легко помахал ручками. Хотя бы есть что вспомнить.
Выражаем благодарность Hellfest Productions и лично Роже Вессье за предоставленные аккредитации.
Скачать все фотографии и приложенные файлы в архиве ZIP (~ 4.73 Mb)
|