06 декабря 2008 |
Москва |
клуб "Точка" |
Поздняя осень предсказуемо манит любителей готической и электронной музыки, наверное, пока самым значимым ежегодным мини-фестивалем, проходящим в очередной раз в "Точке", "Synthetic Snow", уже шестой. Вновь для публики была подобрана внушительная и разноплановая кавалькада команд – три наших (ну, или почти наших) Nota Nefa, белорусы Prophetic Dream, C-File, немцы Frozen Plasma и Blutengel, а в конце всего – британцы, одни из столпов future-pop, VNV Nation. Не правда ли, разноплановый подбор исполнителей, в попытке зазвать на концерт как электронщиков, так и киберов с готами. Для меня этот фестиваль должен был открыть все эти группы, ибо с полной дискографией я не был знаком ни у кого из команд. Помаленьку слышал двух зарубежных и наш C-File.
Как обычно, чуть после шести – маленькая очередь и порядка ста человек внутри клуба, пока кисло. На сцене убрана барабанная установка, а по бокам заготовлены синтезаторы и подставки для исполнителей, а в работе (то есть настраиваются) два молодых человека в аккуратных рубашках. Настраивались они минут тридцать, если не больше, а в итоге нам объявили, что команда Nota Nefa по техническим причинам выступать не будет. Позднее я горячо благодарил группу за ее отсутствие в этом концерте – если бы не они, не видеть бы мне VNV Nation...
Prophetic Dream
Долго ли, коротко ли, вышли на сцену Prophetic Dream – единственные, кто в этот вечер пользовались не только синтезаторами. В их составе также есть гитарист (а по майспейсу, еще и барабанщик, которого впрочем, не было). Команда из троих индустриальных молодцов в черном и блестящем. Вернее, клавишник был самым цивильным, просто в майке, а вот гитарист (светившийся, словно дорожный работник) и вокалист (в уширенном одеянии и длинными синими дредами) смотрелись очень импозантно и понравились. Ни один из них не стоял на месте, играя dark-gothic с гитарными риффами. Гитарист раскачивался и был поглощен игрой на своей гитаре, вторя ей движениями, а вокалист успел использовать всю сцену от заднего помоста, на котором под "снегом" проектора смотрелся внушительно, и до мониторов, на которые залезал периодически. Даже с таким паршивым, надо сказать, звуком гитара была просто неразличима, создавая гудящий фон, а клавиши перегружены по громкости – группа мне понравилась, и хоть на пару песен я отходил в другой зал, я с уверенностью могу сказать, что после нее я вновь встрепенулся только на Blutengel.
C-File
После белорусов настало время C-File, о которых я много слышал, видел много фотографий и читал разные отзывы, в основном сводившиеся к тому, что это – сила... Но вот сейчас, пока писал отчет, успел перейти к Frozen Plasma, даже позабыв про москвичей с их выкрутасами.
Перво-наперво, на сцену вытянули бочку со знаком радиационной опасности и надписью, что внутри – легковоспламеняющиеся вещества. По бокам сцены расположились клавишники группы, инструменты которых (хотя это легко может быть стилистическим ходом) были перемотаны изолентой. Картину дополнили вокалист в синтетическом одеянии с множеством застежек и физиономией в боевом гриме и танцовщица, которую я уже видел в деле на Eisbrecher. Да, был еще некто в подобие этнических тату с лица до пояса, который выходил бить по (не зря же вытаскивали) той самой бочке, изредка даже сбиваясь. Музыка группы – это альтернативная электроника с брейковыми ритмами и индустриальной направленностью, вроде как злой, но убитой детским поведением вокалиста. Он вещал хриплым искаженным голосом, чему же посвящена очередная песня, что всех ждет катаклизм/смерть/холод индустриального города, на выбор. Во время песни еще было ничего – пафосные позы, нормальный вокал, но между песнями было смешно. Видимо, натужность перформанса почувствовала и публика, которую приходилось все время понукать, чтобы "зажгли". Сюжетную линию выступления поддерживала Анна Бергстрем (это танцовщица), сначала выйдя на сцену в красном клеенчатом костюме со светящимися веерами в руках, затем преобразившись в уже знакомый образ поклонницы сексуальных извращений со стриптизом соответственно (правда, на Eisbrecher мне больше понравилось). Следующий выход был для того, чтобы укокошить куклу ребенка ножиком в "недостроенном" платье – пожалуй, лучший выход. Во время исполнения песни музыканты надели железные маски, в которых в кои веке смотрелись серьезно. А последнее выступление Анны было посвящено докторам, медосмотру (правительство Москвы же организовало диспансеризацию работников госучреждений...) и выковыриванию пакетика с бутафорскими кишками из себя. А в итоге – весьма слабые впечатления от музыки и подачи, чуть более совершенные от Анны.
Frozen Plasma
Совсем немного времени понадобилось Vasi Vallis и Felix Marc, известных по Reaper, NamNambulu, и Diorama, а теперь и сольному творчеству последнего, чтобы освоить опустевшую сцену. Последний раз такая пустота сопровождала на моей памяти De-Vision, смотревшихся одиноко в "Точке". Расстановка сил: Felix на вокале, Vasi за синтезатором, а вместе это – Frozen Plasma. Последний факт усиленно демонстрировался проектором в виде геометрических и механических фигур, менявших формы и неизменно напоминавших значок команды. Музыка группы – это типичный, чуть более танцевальный синт-поп без каких-либо новшеств, но с приятными мелодиями, некоторые из которых цепляли, но не настолько, чтобы зафанатеть от команды. Совсем не понравилась песня с нового миниальбома "Tanz der Revolution", кажется, ибо на ней – странная партия вокала, не подходящая по тональности композиции. За время своего выступления, вопреки слухам (говорят, что Vasi безмерно активен и общителен), общался в основном Felix, то пытаясь научить русских ребят немецкому языку, то даря подарки на Рождество: "Я тут нашел несколько футболок с очень странным Лого... ну и подумал, подарю-ка я их вам на Рождество". И, раскручиваясь по рецептам Гэхана, дарил, раскидывая в зал. Правда, две из них упали прямо рядом со сценой. Кажется, кто-то подарил музыкантам бутылку водки, которую они обещали умять, но потом. В итоге получилось доброе, приятное, но не очень впечатляющее выступление, которое, тем не менее, было интересно смотреть. Завершили Frozen Plasma, видимо, своим хитом – "Warmongers", самой боевой песней сета. Еще в это время я потихоньку начал отмечать бич того холодного дня – напившихся людей, подозрительно напоминающих тех, кто зашел сюда случайно. Таких было чересчур много в тот день, что весьма портило пребывание в клубе, а те, кто ими не были, стали чрезвычайно озлобленными, ощущение уюта пропадало.
Blutengel
Впрочем, настраиваясь на выступление Blutengel – немецких готов-вампиров с их таинственной и любовной синт-готикой, – я ожидал схождения с ума большинства присутствующих дам, так что агрессия (проявленная уже на основных хедлайнерах) и алкогольный дамский угар прилагались. Так, уже ближе к концу выступления в толпу ворвалась девушка с черным готическим зонтиком, мотая им на высоте голов стоящей публики с явным намерением использовать его как оружие массового поражения. И общее психическое состояние присутствующих приближалось к экстатическому возбуждению – вокалист совершенно правдиво ответствовал, что "really crazy", и не заехать еще разок по этому поводу к нам они себе не позволят.
А выступление (хоть и не было полноценным шоу, судя по некоторым концертным записям) внушало и радовало глаз. Состав группы ограничился тремя вокалистами, и, по сути, это был вокальный ансамбль вампирской пляски. Сразу после вступления с кино в проекторе, где даже для нас отметили, что это концерт в России, две девушки расположились по бокам от харизматичного вокалиста. Все выступление Blutengel проектор демонстрировал нам клипы или специальные тематические заставки, под каждую новую песню рассказывая с обнаженными дамами о "Bloody Pleasures" или демонстрируя романтическую зимнюю картинку возвышенной любви.
По именам девушек я уже не помню, но точно знаю, что красота и хороший голос разделились между ними – так, симпатичная вокалистка по правому краю сцены пела практически никак, а менее впечатляющая маленькая девушка по левому, наоборот, обладает значительно более хорошим вокалом. Лидер группы Поль – в военной форме, диссонировавшей с мягким гримом на лице и зверскими линзами, эффект которых он постоянно использовал, строя страшные вампирские рожи. Громкий восторг поклонников, которых на Blutengel в зале накопилось наибольшее за концерт количество, вызывали в равной степени все участники коллектива, хотя мое личную симпатию завоевала девушка слева, с хорошим голосом.
Выступление сопровождалось непременными волнистыми телодвижениями вокалисток, дуэтами влюбленных с Полем, а также неким перформансом: на сцене появлялись фигуры в балахонах и танцовщица (словно специально контрастировавшая с нашей худой Анной своим обильным телом), пытавшаяся их соблазнить. Выходила монашка, простоявшая всю песню в углу, в конце выносилась кровь, которой благополучно обрызгали первые ряды. Смотреть было нескучно, и я благополучно провел весь их долгий сет с бисами (думаю, полный) перед сценой. В середине на сцене появилось одно пьяное быдло, которое проглядели охранники, и даже попыталось что-то сказать в микрофон, предоставленный Полем. Надо отдать должное группе, те совсем не смутились появлению странного зрителя, а тот не успел обратить внимание на девушек на сцене, прежде чем его отправили полетом обратно в зал. Так что выступление Blutengel, даже лишенное инструментальной части, мне понравилось значительно больше, чем они же в записи, хоть в музыке они скопировали все, что слышали.
VNV Nation
Под самый вечер (что время приближается к "неформатному", я определил только без пятнадцати час) на сцене появились VNV Nation, которые, к моему удивлению, ждали не меньше, чем Blutengel. Но народ, конечно, постепенно утекал из клуба все больше с каждым движением стрелок часов, и на начало выступления трети зрителей уже не было. Зато оставшиеся оказались самыми громкими и отзывчивыми, да и как могло быть иначе, если спокойный и мирный future-pop в руках Ронана Харриса, значительно пополневшего в сравнении с большинством фотографий в Сети, где он молод и строен. На сцене ему в темных углах аккомпанировали вездесущий Vasi Vallis и участник [:SITD:], вероятно, решивший проверить, где же они все-таки были в прошлый раз. Решение остаться незаметными на сцене было оправдано, потому что ураган Харриса все равно все внимание переключил бы на себя. Этот пухлик носился по сцене с неимоверной скоростью, прожектора за ним не успевали, поэтому фотографировать VNV Nation – себе дороже. Неудержимая энергия ломанулась со сцены табуном лошадей, тут же подхватив публику, – достаточно спокойные песни в живом варианте приобрели необычайную мощь. Надо сказать, уровень этого выступления явно перекрыл все предшествующие группы, просто несравнимо. Кроме того, Ронан удивил ответственным отношением к собственному выступлению – после второй песни он показал пальцем на двух человек с видеокамерами и сказал: "Эй, вы, с видео... да, вы... ага... Опустите камеры и выключите их, потому что я выступаю здесь для того, чтобы каждый из вас мог почувствовать себя частью этого концерта, стать его творцом. Так что если вы сейчас отойдете назад, я вас все равно увижу и заставлю прекратить съемку. Будьте с нами." После этого он позвал оператора к себе и пожал ему руку, в виде соглашения. Еще раз он отвлекся на пару, которая решила проявить проявления любви, на что он уже шутливо сказал: "Это вы можете делать, и не дожидаясь VNV Nation", после чего изъял на тестирование бутылку шампанского у публики, а затем, вернув обратно, продолжил концерт. Разок, будучи недовольным звучанием клавиш, он сам пошел настраивать синт у Томаша. Первый глаз бури выявился ближе к середине, когда Ронан на несколько минут остановил непрекращающееся движение и спел балладу. От публики он требовал постоянного участия, проявлений своего присутствия – в виде пения, криков и танцев. Получил даже начинавшийся слем, который закончился, когда ядовитые дамы выразили негодование грубыми мужчинами и пнули упавшего сапожками в голову (а я только хотел присоединиться, энергетика была как раз на нужном уровне). Дальше последовало совместное выступление с красивой девушкой из Blutengel, редкое, по словам самого Ронана, а потом, после еще одной песни, приблизился час Х, и пришлось покидать клуб, ибо не хотелось идти домой пешком, до утра.
В очередной раз, подводя итоги фестиваля, который является словно завершающим мероприятием года, отмечу невыразимые впечатления от VNV Nation, которые убили наповал маленького меня, действительно ощутившего себя одним из создателей этого шоу; хороший осадок от Prophetic Dream, на этот раз единственных (да и то – не отечественных) молодых исполнителей, успешно представленных организаторами публике, вполне равных по качеству материала и выступлению тем же Frozen Plasma (не глядя на разницу стилей). Отличное выступление Blutengel, от которых я ждал значительно меньшего, и слабый концерт C-File, не оправдавший выдававшихся в Сети хвалебных отзывов. Не лучший "Synthetic Snow" из виденных мной, опять уползший за временные рамки, а потому обезлюдевший на хедлайнерах, с присутствием не очень приятной публики. Но все равно, пока он остался главным мероприятием года, которое, безусловно, я жду и на следующий год с новыми открытиями и зарубежными левиафанами электронной сцены.
Выражаем благодарность Russian Synth Community за предоставленную аккредитацию.
Скачать все фотографии и приложенные файлы в архиве ZIP (~ 7.15 Mb)
|