23 января 2009 |
Москва |
клуб "Релакс" |
Вот по какому пункту концерт не оправдал мои ожидания, так это по количеству пришедшего народа. Народ этот создал сложно проходимые пробки на входе и на выходе, а количество их все равно не соответствовало статусу выступавших команд. Приезд главного позера от тру-блека, всемогущего самовосхвалителя, человека, который сделал группу культовой своими руками и уловками, вокруг которого переплелось столько сплетен, что не обращать на него внимания стало нельзя, – приезд Kanwulf'а с известной андеграундной командой Nargaroth творением его рук должен был вызвать больший ажиотаж, по-моему. Проверить визуально, правда ли он проповедует нетрадиционную сексуальную ориентацию и устроит ли он очередное шоу-клоунаду, и послушать отличную, пусть местами тихонько перепетую, музыку, ставшую одним из самых значимых примеров немецкого тру-блека, стоило. Всего вокруг Канвульфа было столько, что еще перед концертом начали ходить упорные слухи, что некоторые команды разогрева просто не выйдут на одну сцену с этим человеком, что он не является истинным приверженцем блек-металического сообщества. В итоге состав групп хоть и был скорректирован, но никто угроз не исполнил.
Небезосновательны в свете последних событий сравнения с Gorgoroth Ghaal, у которого не только название похоже настолько, что отдельные личности кричали именно его на концерте, но и ровно после приезда в Россию мелкими осколками посыпалась его не менее амбициозная задумка по присваиванию первенства в норвежском блеке. И если легенды и заговоры Канвульфа (которыми он, кажется, просто стебается над всеми окружающими) люди специально пытаются вывести на чистую воду, привлекая к этому людей и события, о которых наговорил музыкант, то Ghaal'у оказалось достаточно одного неудачного концерта, чтобы сдаться и объявить неожиданную новость.
Вторым поводом сходить на концерт были Blackdeath – действительно культовые питерские музыканты, которые привлекали половину аудитории значительно больше немецких хэдлайнеров. Поводом же не ходить на концерт могло послужить совершенно неадекватная подборка других команд разогрева, среди которых значились в основном Pagan black группы, ни в какой канве не попадавшие в тематику концерта. Даже девиз на майке с шикарным волчищей "Black metal is Russia" не соответствовал истине в свете музыки половины выступавших команд. Намного более правильным ходом стал бы привоз наших тру-блековых коллективов, которые публика видит еще реже, чем солнце зимой.
Navjarmaahr
Поскольку проход в клуб был несколько затруднен, внутрь знаменитых катакомб "Релакса" я попал где-то в середине сета группы, не заявленной на афише, название которой мне пришлось узнавать, вылавливая из толпы вокалиста, братавшегося с друзьями. Таким образом, Navjarmaahr счастливо и очень деловито заменили нетематических Дзяды. Музыканты представили публике добротный материал в виде достаточно мелодичного блека с мелкими примесями дэта в две гитары и бас. Совсем неплох вокалист, объединяющий в себе и функции басиста. Естественно, с материалом я не знаком и группу видел впервые, в связи с этим при более близком знакомстве у меня возникла нестыковка – оказывается, тематика группы – heathen black, а на слух как раз этих элементов я там и не заметил. Так или иначе, с удовольствием отслушав молодую группу, мы с товарищами удалились в бар ждать продолжения.
Опричь
Продолжение едва доехало, попав по дороге в аварию, но отделались только испугом, как и я, впервые услышав Опричь живьем. Насколько мне понравилась "Волчья верность", настолько слабее был их сплит с Чур, и еще более невнятным оказалось живое выступление. Ребята окончательно разочаровали меня, представив плохо отработанный, мало узнаваемый и неудачно звучащий материал. Если всегда можно сделать ссылку на клуб в связи с плохим звуком, то в этот день у всех остальных группы все звучало значительно лучше. Сколько меня не убеждали окружающие, что Опричь умеет лучше и иногда их выступления зажигают бесподобно, но ни чтение стихов громогласным голосом, ни сопелки, еле слышные за грохотом гитар, ни, тем более, чистый вокал, старавшийся не попадать в сердца врагов, не улучшили мое восприятие. Добавляем сюда уже отмеченное непопадание в тему фестиваля и получаем самое неудачное выступление вечера.
Blackdeath
Третьими на сцену вышли, можно сказать, одни из хедлайнеров вечера, долгожданные Blackdeath. Их я вижу не впервые, но впервые они меня поразили упорядоченностью своей злобы и мизантропии, в отличие от хаотического нагромождения движений безумного вокалиста в прошлый раз, перед Inquisition. На этот раз спокойно, немного угрюмо и предельно ответственно, прежде всего, перед собой, музыканты исполнили свой, показавшийся коротким, сет. В усеченном составе (на этот раз отсутствовал басист) с прекрасной как с виду, так и по барабанным партиям девушкой с палочками, питерцы отгремели не хуже, чем после них это сделал Nargaroth. Переливы медленных мелодий в быстрых риффах и молотьбе барабанов, красивый проигрыш на клавишах в первой песне, фирменный кричащий скрим с разговорными частями на немецком языке гипнотизировали зал до завершения выступления, а потом просто и без прикрас они ушли, оставив наилучшее из возможных впечатление. Гипнотизировали они, кстати, и самого Канвульфа, наблюдавшего их и первую группу от и до вместе с барабанщиком. Теперь у него будет шанс выполнить очередной историко-неправдоподобный фокус с питерцами... После такого выступления мне отчетливо захотелось познакомится с группой на дисках, что в ближайшее время и буду пытаться делать.
Пярэварацень
Следующими значились презентующие свой новый альбом белорусы с непроизносимым названием Пярэварацень, которые сочли нужным общаться со зрителями на родном языке, из-за чего лично я не понял ни черта. Зато музыка у них удается на славу – типичный паган метал с низким кричащим ревом и более высоким скримом, более отрывистыми, чем в блеке, риффами и вкраплениями духовых инструментов, в том числе единожды волынки. Композиции задиристы, веселы, заводны и исполнены с должной энергией. Группа однозначно понравилась на сцене, даже несмотря на соединение в структуре композиций соло-партий Manowar, очень знакомых риффов из какого-то пауэра, акустической баллады, начинающейся с мелодии Evanescence, явных заимствований в стилистике у Gods Tower (в последнем я совершенно не виню музыкантов, потому как, послушав раз эту группу, нельзя не проникнуться их особенным звуком – паган, как он есть). Одна из последних композиций, инструментальная, была особенно проникновенна, а закончилась очень неожиданно. Под Пярэварацень можно было и попрыгать, и попеть, и послушать их, большой плюс разнообразия для группы.
Забавно в таком коллективе были подобраны музыканты: один гитарист, которого словно выковали, чтобы играть лав-метал (с челкой, смазливый, он так же переступает с ноги на ногу и сутулится при игре), другой, чтобы играть дэт (чуть что, сразу срывается в хедбенгинг).
В целом это была отличная группа, но на чужом празднике, тем не менее, на ней собралось народа в зале не меньше, чем на Blackdeath, впервые затеялся слем, и публика активно поддерживала криками и танцами белорусов. Они нам понравились.
Nargaroth
Но вот настал момент истины. Момент, которого кто-то ждал, чтобы стоять и кричать с задних рядов оскорбительные фразы в адрес Канвульфа, кто-то – в надежде услышать бесподобное звучание альбомных работ немцев, а кто-то – в вожделении глядя на любимого исполнителя. Достаточно долгая настройка, причем в кабинке звукотехника появился сам лидер группы и сделал по собственному видению, после чего, душевно пожав руку, скрылся.
Темный зал, вступление из "Herbstleyd", темная сцена с белыми мордочками раскрашенных гитаристов (да, вы не ослышались, баса у группы не имеется), потом кромешная тьма. И вдруг, с яростным началом композиции, появился сам Канвульф. Искаженный в гневе и ярости корпспейнт повторял движения лицевой мускулатуры при его бесподобном скриме. С этого момента у каждого в зале было два варианта поведения: наблюдать за феерическим выступлением, которое с полной уверенностью можно назвать шоу (причем переросшим такой андеграунд, в котором живет), и второй – в безумии трясти головой, прыгать на соседей, лезть по головам и слемиться, отдаваясь шквалу энергии, исходившей со сцены. Не сравнимо по динамике ни с кем из выступавших до них.
Первый вариант не менее интересен – Канвульф, настоящий артист. У него бесконечное количество рож, ухмылок, поз, действий, вариантов поведения. Моя попытка описать это или сфотографировать не передаст ни единой доли того, что можно увидеть. Делая лицо безумным, он затыкает за пояс глупый оскал последнего пафосного мизантропа в столице, Гаала. Он каркает вороной и скалиться на стоящего перед ним поклонника, чтобы через секунду подмигнуть ему, улыбнуться и в очередной раз свирепо завопить в микрофон. Уперев кулак в вынесенное вперед колено, он гордо воздевает голову и выпячивает грудь – он выше нас, он божественен, чтобы сразу после этого по-дружески хлопнуть тянущуюся к нему руку. Канвульф, слыша сошедшее в нойзовый шум соло гитариста, всего двумя ударами по голове выбивает из нее противную неполадку, и гитарист вновь встает на путь истинный, отыгрывая жгучий рифф. Он пытается застрелиться пальцами и маниакально тыкает в руку, показывая оформленный в название альбома и новую татуировку на руке девиз "Semper fidelis" ("Всегда верен"), и, видя его, понимая, что это не то мизантропическое спокойствие, которое ожидаешь от тру-блека, а какофония чувств и игры, все равно понимаешь, что только так – "Semper fi". В красивых мелодичных депрессивных проигрышах он дирижирует рукой, поднимая тональности взмахом пальцев и притягивая их к земле пальцами, а предварительно затыкает зал одним движением. Пластика его движений и подтацовываний в промежутках между вокальными партиями завораживает не хуже знаменитой попы Шакиры, а провокационные движения на грифе гитары и микрофоне вновь разжигают социальную ненависть у отдельных посетителей в зале. Уже не упомнить всего, что заставляло меня улыбнуться и обернуться к соседу для обмена многозначительными кивками удовольствия от происходящего: отряхивание потного микрофона привередливым жестом, попытка заснуть на своих руках посреди песни и безумный угар и волосотрясение на песне "Possessed By Black Fucking Metal", на которой был заряд энергии такой, что даже самые критично настроенные слушатели бросились в пасть безумия, поистине став одержимыми этой музыкой.
Грозя каждому из нас в зале, свирепо глядя и тыкая в тебя пальцем, он потом искренне извинялся у поклонников на боковых балконах, что не пожал им руки, когда удостоил этого основную часть зала. Потрясающе. Это вам не молча весь концерт стоять с козой и так же молча уйти, скинув поклонника со сцены. Канвульф, даже не слишком горячо пылая страстью к стейдждайвингу, только одного сильно выпившего и настырного товарища попросил сойти со сцены – остальные могли прыгать с нее в свободном порядке, лишь увернувшись от охранника. На протяжении концерта от него понадобилась всего пара фраз, но все – на русском (!), зато он оценил задорной улыбкой скандирование "Nargaroth". Иногда мне казалось, что он замечает каждый фотообъектив, направленный на него, и периодически каждому предоставил возможность сделать забавную фотографию на память, глядя прямо на "вылетающих птичек".
О! А как он ушел. Встав спиной к залу, медленно закрыв обзор, не поворачиваясь, подхватив на плечо косуху, он оставил музыкантов доигрывать окончание композиции, а сам медленно отправился за кулисы. Я в восторге. Стоит отметить, как говорят знающие люди, кроме явного проигрыша из Slayer, немцы мимоходом задели Sapthuran и Nocturnal Depression плюс что-то неопознанное. Другие музыканты рядом с Канвульфом ушли в его обширную тень, но стоило приглядеться, например, на барабанщика, и вы бы узнали, что тот, не отвлекаясь от работы, весь концерт крутил башкой мельницу, достойную брутал-дэтовых вокалистов, лишенных инструментальной части – во дает!
Мне неведомы возможные причины негативных отзывов после этого фестиваля – если только предубеждение против немцев и обостренное восприятие понятий "тру" и "не тру" – увидеть живое выступление Nargaroth и не стать поклонником этого коллектива мне оказалось не под силу.
Скачать все фотографии и приложенные файлы в архиве ZIP (~ 5.06 Mb)
|