30 октября 2004 |
Санкт-Петербург |
клуб "Порт" |
Вместо вступления
"Золотые" немецкие мальчики, внезапно выпорхнувшие из своего инфантильного укрытия во второй половине 90-х, к нынешнему периоду карьеры заметно повзрослели, покрылись с ног до головы толстым слоем опыта и нарубили в свои расширяющиеся как аппетит во время еды закрома отнюдь не квашеной капусты, что с одной стороны позволило им повышать планку проработки материала, закупая "оркестры" на запись очередной пластинки, и уже почти филигранно и вполне профессионально играть в живую, а с другой – немножечко оттопыривать пальцы в стороны (звёздный статус всё-таки к чему-то обязывает). Рано почувствовавшие славу юношеские сердца в полной мере наслаждаются представившейся возможностью расточать талант, ездить по миру в своё удовольствие, занимаясь любимым делом, поигрывать оформившимися творческими мускулами на публику и уже не комплексовать по поводу своей поверной мальчиковости.
Впрочем, последний альбом всё же до некоторой степени разочаровал, и хотя, без сомнения, будем делать скидку на изменение собственного восприятия, "Hellfire Club" (2004) несмотря на все свои плюсы – диск застойного периода. Самый профессиональный – да, самый тяжёлый – без сомнения, самый риффово разнообразный и технически прогрессивный – безусловно. Но ... чего-то в музыкальном пространстве не хватает. Того не наносного ребячьего задора, на котором возводился "Vain Glory Opera" (1999), той лиричной мрачности, что выстраивала "The Savage Poetry" (2000), той изящной концептуальности, что формировала "Theater Of Salvation" (1999), того баланса между быстрыми и атмосферными темами, который прослеживался на "Mandrake" (2001), наконец, просто хорошей лирики, на которую герр Тобиас Заммет был несомненно мастак. "Hellfire Club" не хватает искренности и лиричности, не оставляет впечатление, что Edguy ныне проповедуют просто-напросто профессиональный сценический стёб. Концерт это в полной мере подтвердил. Но, знаете, данность не так плоха, как кажется.
Hellfire Club?
Никто не сомневался в том, что переаншлага или аншлага как такового на концерте Edguy не случится, но унылая картина, представшая перед зрителями, честно добравшимися до места назначения за полчаса до указанного на билете "часа икс", немного удручала. Небольшие группки металлистов лениво подтягивались к месту дислокации и, делая короткие передышки в загаженном дворике-колодце возле клуба "Порт", поглощались нутром заведения в полном соответствии с динамикой неспешного шествия. Постояв минут двадцать-тридцать в закопчённом и тёмном дворе, мы без малейшего удивления узнали о том, что концерт с 19:00 переносится на час – видимо, устроители учли перевод часов на зимнее время, которое должно было состояться ночью. На этом перегибы организаторов, разумеется, не закончились. Ещё перед входом обращала на себя внимание напечатанная на дешёвом принтере бумажка, висевшая у дверей клуба и пугавшая прохожих предупреждениями о запрете фото– и видеосъёмки. Нарушившим табу секьюрити обещали делать сепуку прямо на месте без суда и следствия, так что отсутствие кадров, запечатлевших концертный драйв, превращается уже в своеобразный диагноз. Представьте себе, что будет, если папарацци из фанатской среды сфотографируют Заммета, задирающего ноги до ушей? Кошмар, катастрофа! Вся шутка заключалась в том, что по совету друзей цифровик был взят с собой, и хотя на входе в залу "чисто конкретные пацаны", хранители эдгаевской невинности, эротично ощупывали всех проходящих скользкими пальчиками, пронести аппарат мимо небожителей охранных дел было несложно, но воспользоваться им по назначению – упаси Боже!
Примерно за полчаса до назначенного повторно начала, уладив организационные проблемы и запомнив на всякий пожарный стратегические выходы, выпрыги и вылезы из "Порта" (вдруг Геенна огненная настигнет злоупотребляющих пивом грешников прямо в утробе клуба), страждущие поднялись на второй этаж, миновав потрескавшиеся окна в полу, ведущие прямиком на улицу. Количество пришедших на Edguy казалось немалым (по нескромным подсчётам человек 400) только на момент расположения всех зрителей в районе бара и его окрестностей – как только без десяти восемь двери в зал открылись и народец неравномерно распределился по помещению, стала заметна редеющая лысоватость аудитории, которая обильно сыпала перхоть на пустой клубный пол. Кучка самых оголтелых фанатов, особо склонных к активному хедбенгерству, столпилась у сцены, кто-то оккупировал стены и небольшие поребрики, человек двадцать-тридцать отошло подальше, чтобы было лучше видно и неплохо слышно в атмосфере спокойствия, иные просто-напросто остались в баре, подтверждая хрестоматийное положение о том, что лучшее место в театре – буфет.
Welcome to the freakshow!
Freakshow началось с традиционного разогрева, доносившегося из колонок. Ну не могли же музыканты начать мероприятие вовремя – это было бы неуважением к русской публике, в которую разве что не плюют. Тридцать минут вдобавок к уже отмеренному часу – ничего страшного. Насмотревшись на почтенную публику, которая не раз проявила себя во время и после концерта, я с интересом наблюдал вылетевшего из-за кулис Тобиаса Заммета, одетого в условиях сценической горячей точки в безрукавку, за которым последовали его бравые edguys. Шоу началось! Какое шоу? – полезут в бутылку многие недоброжелатели, – ведь концерт-то клубный! Ну, знаете ли, раз на раз не приходится. В данном случае такая формулировка на все сорок граду... сто процентов соответствует действительности, свалившейся на русские головы. Качество мероприятия с лихвой подтвердилось несколькими факторами гражданской наружности.
Во-первых, звук был очень даже съедобным, что не замедлило сказаться на бодром восприятии материала. После первых двух тем, наблюдаемых с некоторым природным недоверием, я, подпиравший холодную и тёмную стенку, был вынужден непроизвольно отправиться к сцене и зависнуть там до конца мероприятия, подпрыгивая от радости и потрясывая короткой гривой. Мощные риффы и недюжинное, почти животное, ощущение всеобщего "щастя" подпитывали те части организма, которые не в силах получить заряд бодрости от крупных лесных орехов. Стоявшие у сцены, конечно, бодро работали головой, но в несколько ином плане...
Во-вторых, тот, кто слабо представлял поведение группы на сцене или исполнение своей роли массовиком-затейником Замметом, смог воочию убедиться в силе искусства, главным из которых для нас является музыка. Герр Тобиас, надо признать, отличный шоумен. Я догадывался об этом и раньше, но, как известно, лучше один раз попробовать, чем сто раз возбудиться. Заммет верховодил поведением публики, отпускал свои традиционные, забавные шутки, устраивал постоянные переклички с залом и мастер-классы по вокалу для аудитории, носился по сцене как угорелый, хотя, безусловно, не был очарован количеством публики. В этих условиях, надо отдать эдгаевцам должное, они отработали свою программу на всю катушку – коллектив в полном составе (кроме разве что барабанщика), как говорят у нас, у любителей модного хип-хапа, колбасился и отрывался от души. За что им большое человеческое спасибо и поклон до землицы!
В-третьих, качество исполнения композиций было наивысшим, и хотя немцы не играют арт-рок или техно-трэш, их последнее творение "Hellfire Club" нельзя назвать примитивным в техническом плане. Всё было чистенько и достойно со стороны гитаристов и басилы, ударник успел забабацать вполне приличное соло, а Заммет, подтвердив уровень физподготовки и исполнив пару прыжков с ногами до ушей, не жалел голосовые связки, подбирая по ходу пьесы высокие ноты. Примерно через час после начала мероприятия фронтмен неожиданно заявил, что следующая песня "supposed to be the last one", затем послушал очевидное улюлюканье зала (точнее, тех, кто понял, о чём речь) и добавил: тот факт, что она планировалась последней, не означает, что она будет таковой ... и выступление заиграло новыми красками. Кроме половины многострадального "Hellfire Club" было исполнено немало тем с предыдущих работ – в том числе такие хиты как "Tears Of Mandrake", "Land of Miracle", "Babylon", "Vain Glory Opera", "Out of Control" и некоторые другие.
Aftermath...
Качество концерта можно проверять в том числе по впечатлениям людей, которые попали на него совершенно случайно. Один из моих друзей, не знающий ни одной песни Edguy и с большим скепсисом – впрочем, как и я ныне – относящийся к power metal, был просто в восторге – даже несмотря на мешанину из пива и коньяка в животе... Впрочем, если смотреть трезвыми глазами на прошедшее выступление, всё равно ощущение праздника никуда не девается, а лишь подталкивает к хвалебным эпитетам. Настоящий драйв, любимые темы в живом исполнении, никакого слэма (кроме, разве что, одной женской потасовки в стиле приставочных файтингов в самом конце) и без малого два часа удовольствия.
Окончание вечера прошло в атмосфере всеобщего веселья, которое было вызвано потрясающей по красоте и изяществу авантюрой. Выйдя, как это часто бывает в России, из входа (во всяком случае, бумажка с таким названием на двери висела), мы заметили у других дверей нехилую толпень, к которой примешивались некоторые металлисты. Логично предположив, что это очередь за автографами, мы, кое-как руками и ногами распихивая народ, проникли внутрь. Впрочем, ещё снаружи у меня зародились смутные сомнения... Ну, во-первых, барышни вокруг были слишком симпатичными для большинства металлисток. Во-вторых, видок у мальчиков и девочек был чересчур попсовым. Войдя в "парадную залу", я обнаружил, что это была очередь (трам-парам-па-рам-пам) на ... дискотеку, начинавшуюся через час после окончания концерта. Вывалившись, сгибаемый смехом пополам, из клуба, я поведал историю тем, кто ещё не успел попасть на "автограф-сессию". Впрочем, через часок музыканты всё же появились из дверей, но их быстро погрузили в микроавтобус и увезли в неизвестном направлении. Даже такое постыдное дело, как отказ немцев в росчерке пера десятку запоздавших фэнов, не испортило настроения. Звёзды они и есть, чтобы ярко сверкать с обложки. Жизнь несколько иная штука. Может быть, в следующий раз...
Выражаем благодарность компании Big Brother Entertainment за предоставленные аккредитации!
|