14 ноября 2004 |
Санкт-Петербург |
Ледовый Дворец |
Предисловие
Год 2004-ый можно с полным правом считать волшебным и исключительным для российских поклонников рок-музыки. На сравнительно невеликом временном отрезке и на достаточно близком расстоянии друг от друга уютно разместились концертные выступления трёх величайших легенд в истории одного из наиболее почитаемых и любимых публикой направлений. Несмотря на бесконечные перемены и капризы музыкальной моды, каждое десятилетие – а то и гораздо чаще – хоронящей одни стили и возрождающей к жизни другие, хард-рок до сих самых пор в трудном и подчас неравном бою с более грузными и актуальными для молодняка представителями индустрии умудряется не отдавать пальму первенства (что касается пальмы, то все вопросы к Deep Purple) молодым собратьям, хотя, безусловно, этот неописуемой красоты дворец, выстроенный из знакомых с детства риффов и крепких мелодий, по сей день держится всего лишь на нескольких китах, которые, возможно, в скором времени отправятся на заслуженный отдых. Но не будем о грустном. В июле нашу скромную обитель посетил великий и ужасный Ронни Джеймс Дио, потрясший публику до основания своим мальчишеским задором и гиперпрофессиональным отношением к делу (а также отсутствием звёздной болезни), в октябре погостить заехали Гиллан и его тёмно-фиолетовые трансатлантические пенсионеры, теперь Россия не без удовольствия приютила у себя ещё одну до крайности харизматическую и легендарную команду – Whitesnake. А если вспомнить, что в первой половине года к нам наведывались старина Блэкмор, хоть и со своим нынешним балаганным оркестром, и даже Тёрнер с Хьюзом, то получается, что до полного счастья в 2004-ом "дорогим россиянам" не хватает только Планта и Scorpions – но за этим, как несложно догадаться, дело не постоит. Пожалуй, приступим!
In the Heart of the City...
Опять – как и в случае с Deep Purple – петербуржских поклонников хард-рока мрачной улыбкой из стекла и бетона встречал уютно разместившийся на окраине города Ледовый дворец, представляющийся сказочным исполином посреди построек, формирующих окружающий неприглядный пейзаж. Входные билеты на Whitesnake, оцененные организаторами в 400 рублей, из городских касс изъяли за несколько дней до концерта, но в самом Ледовом они, кажется, продолжали быть в наличие и в день выступления. Памятуя об обычном столпотворении на Deep Purple, аншлаг на Whitesnake обещался быть собственной персоной, но результаты на самом деле превзошли все ожидания – на дядьку Ковердейла и его сотрудников пришло поглазеть столько народу, что ко второй-третьей теме яблоку было негде упасть. Впрочем, наученные горьким опытом, петербуржцы собирались на месте "предстоящей битвы" постепенно, поскольку кроме обычной задержки концерта нам "навязали" ещё и разогрев в лице местного коллектива Face-X, неплохой прог-мет команды с позитивной перспективой и по совместительству российского ответа буржуйскому Dream Theater.
Сдав одёжу, куда полагается, и проникнув в зал, вновь прибывшие поклонники творчества Ковердейла обнаруживали, что Face-X уже устраивают ритуальные пляски на сцене, продолжавшиеся по-видимому около получаса. В 19:30 Женя (вокалист питерских прог-металлеров), поблагодарив публику за внимание, увёл разогрев за кулисы. На том участке их выступления, который удалось выхватить, неприятно поразил звук – хотя для Ледового это уже устоявшаяся традиция, была надежда, что собственный звукорежиссёр Whitesnake настроит всё подобающим образом. Надежда, которая, как известно, умирает последней, впала в кому ровно в 20:00, когда бодрой припрыжкой на подмостки выскочили Ковердейл и его бригада фанатоукладчиков.
Шоу началось с приветствий лидера Whitesnake и уверений в его безграничном почтении, сопровождавшихся весь концерт лицедейством, в котором Ковердейл за последние 30 лет неплохо преуспел, и горстями фраз, которые тот хлебосольно раскидывал по залу. Особенной популярностью пользовалась хрестоматийная "yeah, baby", произносимая с разными интонациями. Сценическое поведение группы, без сомнения, достойно всяческих похвал – в отличие от динозавров вроде Deep Purple ребята из Whitesnake, колесящие по миру в отменном "молодёжном" составе, в котором кроме "Самого" участвуют Марко Мендоза (бас), Дуг Олдритч, Реб Бич (оба – гитара) и Томми Олдритч (ударные), исполняли зажигательный хард-роковый танец на всю катушку. Ковердейл "фронтменил" от души и всячески пытался завести зал, который с ребячьим восторгом гудел и завывал, устраивая до нельзя искренний шум, но наотрез отказывался петь вместе с группой, поскольку четыре пятых аудитории по-видимому не знали лирики, а половина зрителей не подпевала даже на припевах. Этот вопиющий факт оказался единственным минусом шоу (звук в российских условиях в недостатки записывать глупо). Музыка останавливалась, коллектив требовал feedback’а, но в лучшем случае публика протяжно сопела и душевно ревела, а реальной атмосферы причастности не получалось. Тщетно прокричав пару композиций в компании нескольких десятков адептов Whitesnake, разбросанных по площадке, я успокоился до конца мероприятия – голос надо беречь...
Как обычно, никаких претензий не было к свету. Эмблема Whitesnake, изображающая кровожадную змею в состоянии отчаянного похмелья, расцвечивалась всеми возможными оттенками, а зал бравурно аплодировал, когда "огонь" прожекторов выхватывал из темноты часть зрителей, стоявших в хоккейной коробке. Ковердейл продолжал попытки передать собравшимся свою энергию, что хуже всего получалось в отношении сидячих "попкорновых" мест. Как того и следовало ожидать, концерт начался с пёрпловской классики – в качестве разогрева были исполнены хрестоматийные "Burn" и "Stormbringer". Больше ничего из наследия великих британцев Ковердейл и компания изобразить не решились, что вполне оправданно и логично – концерт Deep Purple мы видели всего три недели назад. Материал, представленный публике в тот вечер, иначе как сбалансированным назвать нельзя. В отличие от комрадов Гиллана их коллеги из Whitesnake не переусердствовали в исполнении хардовых боевичков, а разбавили энергичные композиции милыми балладами, которые по идее должны были быть спеты залом в унисон ... впрочем, об этих трудностях я уже упоминал.
Аккурат по серёдке шоу отлично вписались почти олимпийские состязания из серии "быстрее, выше, сильнее", нашедшие своё выражение в двух довольно-таки продолжительных соло – гитарном и барабанном. Что касается первого, то струнных дел мастер вряд ли мог удивить искушённую публику своими выкрутасами, поскольку мысли в данном перебирании пальцами по грифу было не особо много (хотя смотрелось здорово), а сотни европейских и американских гитаристов сделают эту гонку на скорости разнообразнее и интереснее (кто видел раньше хотя бы наших Зинчука или Романова, тот глазел на подмостки, судорожно зевая). То же самое можно было бы сказать об ударнике Whitesnake, исполнившем обычное соло, подходящее под заголовок "круче меня только яйцо" – если бы не одно "но". После того, как палочки полетели на боевые трофеи в зал, этот волосатый "хозяин джунглей" стал молотить по барабанам и тарелкам ... руками, что вызывало не только охи и ахи, имбецилообразные ухмылки и возгласы сочувствия (в зависимости от уровня умственного развития и впечатлительности зрителей), но и вполне логичное удивление. Честно говоря, подобное представления – тем более, вживую, я видел первый раз в жизни. Самый яркий момент ушедшего концерта – безусловно.
Всё познаётся...
Правильно, в сравнении. Раз уж в самом начале намеренно были проведены параллели между хард-роковыми мероприятиями этого года, то и закончить описание концерта Whitesnake логично и необходимо вполне конкретными оценками, которые, как это ни странно, для удобства сведены в таблицу.
название | организация | звук | свет | экспрессия: группы/зала | общая оценка |
---|
Dio | 4 | 4 | 3 | 5+/5+ | 5+ | Deep Purple | 3 | 3 | 5 | 3+/4+ | 4+ | Whitesnake | 3 | 3 | 5+ | 5/3 | 5 |
P.S. В первую графу включается общая организация мероприятия, включающая такие милые вещи как задержка концерта и прочие околомузыкальные штуки. Общая оценка не высчитывается из остальных, а является полностью субъективной и выражает моё личное впечатление.
В целом, как это замечательно видно из таблицы, летний концерт горячих американских парней Ронни, Джеймса и Дио, проигравший остальным мероприятиям лишь по такой не слишком значимой характеристике как "свет", по статистике (применена почти социологическая выборка при опросе около полусотни завсегдатаев таких шоу) публике приглянулся больше всех – весьма вероятно, в первую очередь потому, что в своём нынешнем туре Dio исполняют почти половину хрестоматийного "Holy Diver", сдабривая его всякими "Лонг ливами" и "Старгейзерами", и всего одну песню с весьма неплохого, но в целом среднего по качеству "Killing The Dragon", последнего на момент турне альбома коллектива. В этом плане штаны Deep Purple разъехались по швам – Гиллан и его молодцы толком не исполнили материал последнего диска, выбрав не самых удачных его представителей, и не преподнесли аудитории ни одной баллады – да и экспрессии у стариков в отличие от "большого брата" Дио и "младшого" товарища Ковердейла уже не хватает на всё шоу (британский пенсионный фонд уже настойчиво плачет по апологетам харды). Whitesnake же по части исполнительского мастерства и игры на публику великолепен, но вот парадокс – тексты песен господ-музыкантов с последнего диска почти никто не знает, включая вашего покорного слугу, а ограничиваться в своём меню старыми хитами Дейв явно не захотел, что, впрочем, не снизило удовольствия, полученного от шоу. Итого, как говорят наши друзья бухгалтеры, сводя дебет с кредитом, выводим в конце музыкального года жирный восклицательный знак (и не один, – добавят некоторые), плавно переходящий в многоточие. Ну и ... ждём следующего сезона, конечно!
|