13 февраля 2015 |
Сами Хиннинен |
Сами Хиннинен – один из самых экстравагантных представителей финской сцены. Он исследует просторы музыкального андеграунда уже около 30 лет, и его исследования хорошо знакомы многим фанатам тяжёлой (особенно думовой) музыки. Reverend Bizarre были и остаются до сих пор одной из самых известных doom-групп второй волны, и хотя банда давно распалась, Сами продолжает свою творческую работу с группами и проектами Opium Warlords, Spiritus Mortis, March 15, Tähtiportti и Azrael Rising. Это и doom, и black metal, и электроника, и странная электроника. Может быть, я даже что-то забыл назвать.... Если так, то Сами меня поправит.
Терве, Сами! В этом году ты отмечаешь интересную дату – ты дошёл до тридцатой годовщины своей музыкальной карьеры. Это долгий путь, как бы ты подытожил его результаты?
Во-первых, я должен отметить, что в ранние годы (1984-1990) моё увлечение музыкой было рудиментарным, но всё же тот хаотичный noise, с которого я начинал, напрямую связан с тем, что я делаю сегодня, так что я считаю, что я имею право отпраздновать эту дату. Моя карьера началась, когда мне было шестнадцать или семнадцать, мои первые noisecore записи издавали андеграундные "лейблы", и я до сих пор иногда пишу что-то подобное. По этой причине я никогда не чувствовал себя старым, я всё тот же шестнадцатилетний парень. За это время я не постарел, но обрёл новый опыт и знания. Эмоционально я также хрупок, как и в те годы.
Какие этапы ты бы назвал основными в своей музыкальной карьере? Как вообще тот факт, что ты играл музыку разных жанров, отразился на твоей личности?
Ладно, дай подумать... Во-первых, это была кассетная запись 1985 года S.O.P.O. "I Wanna Be Music". Потом – мой первый концерт где-то в 1991-1992 с death metal группой Punishment. Я помню ту ночь так хорошо, как будто всё это было вчера. Дальше были KLV "Rakkaudella Elinalle / Luomakunnan kruunu" на кассетах, в эти записи вошло более 1400 песен, у каждой было название, не то что у других noisecore проектов. Мы продолжали записывать новые кассеты с KLV и музыка постепенно изменилась до состояния очень медленного progressive doom rock. Кульминацией этой работы стал сплит одной из самых известных hard rock групп Финляндии Viikate. Потом было сделано несколько важных записей с Reverend Bizarre и The Candles Burning Blue. Первый релиз Reverend Bizarre вышел в 1999, через 4-5 лет с момента основания группы. Альбом The Candles Burning Blue "Pearls Given To The Swine" увидел свет в 2000. Где-то с этого момента я стал посвящать музыке почти всё своё время. На моём счету порядка 40 альбомов, каждый из них для меня своего рода веха, но если я должен назвать несколько конкретных релизов, это будут дебют Reverend Bizarre "In the Rectory Of the Bizarre Reverend", их же последний альбом "So Long Suckers", The Puritan "Black Law", Armanenschaft "Psychedelic Winter", Spiritus Mortis "The God Behind the God", Azrael Rising "Anti-Gravity", изданный на виниле March 15 "Our Love Becomes A Funeral Pyre", и все записи Tähtiportti и Opium Warlords. Конечно, все мои работы отражают мои духовные и эмоционально изменения. Но я не записываю музыку в хронологическом порядке, какие-то записи ждали своего часа годами, иногда десятками лет, так что не во всех из них есть что-то от меня нынешнего. Хотя иногда старый материал здорово подходит мне сегодняшнему, а мой следующий альбом, например, станет для меня способом выплеснуть мрак и ненависть, которые я чувствую сейчас, хотя я написал эту музыку в 2007.
Svart Records издали третий альбом твоего актуального doom-проекта Opium Warlords "Taste My Sword of Understanding" в мае 2014. Предыдущий альбом "We Meditate Under The Pussy In The Sky" был прохладно встречен критиками, кто-то говорил, что запись слушается тяжело. Как бы ты мотивировал слушателей к тому, чтобы обратиться к новому Opium Warlords?
Атональная музыка звучит уже больше сотни лет, и всё ещё находятся те, кто предпочитает попсовые мелодии. У меня нет интереса к тому, чтобы как-то мотивировать и вдохновлять тех, кто считает "Pussy..." трудным для прослушивания, хотя я должен признать, что "Taste My Sword Of Understanding" слушается легче, чем две предыдущие записи. Однако, не стоит думать, что Opium Warlords такими и останутся. На самом деле, следующий альбом станет самым жестоким из всего, что мы записывали.
Opium Warlords
|
Как долго ты писал этот альбом?
Я бы сказал, что на это ушла пара лет, где-то с 1999 по 2002, но одна песня была мной написана ещё в 1996, какие-то элементы я добавил после 2002. Полагаю, в 2010 этот материал можно было считать законченным.
На Svart Records недавно вышел альбом твоего noise/ambient/industrial проекта March 15 "Our Love Becomes A Funeral Pyre". Издание включает как треки с оригинального Ер от 2004 года, так и новые вещи. Расскажи, пожалуйста, об этом альбоме.
Я люблю этот альбом! Для меня это одна из самых важных и самых совершенных работ, но, к сожалению, круг ею слушателей очень ограничен. Это отражение крайней душевной боли. Это очищение в естественном виде, это путь через Ад в Чистилище и куда-то дальше. Не скажу, что я был счастлив, когда закончил эту запись, но я точно был счастлив в процессе. Я очень надеюсь, что найдутся слушатели, которым он понравится. Я знаю, что где-то на Земле такие люди есть. Критики обычно демонстрируют узость своих взглядов, называя это невыносимым шумом, но в действительности эта музыка состоит из множества конструкций. Там только один трек чистого нойза. Остальное – это ambient, жёсткая и минималистичная электроника и художественная атональная музыка. Новые песни звучат разнообразнее, чем я ожидал. Одна из них подошла очень близко к ультрасырому gothic hiphop.
Каким содержимым изначально ты хотел наполнить March 15, и чем эти настроения отличаются от тех, которые ты вкладываешь в ещё один свой электронный проект Tähtiportti?
March 15 стал воплощением моей интровертности. Он полностью отведён под проекции стремления к саморазрушению, внутренней боли и переживание потери. Tähtiportti, наоборот, проект экстравертный. Все его тёмные силы направлены на внешний мир. По большей части The Puritan и Opium Warlords воплощают это же стремление, но последняя запись Opium Warlords больше завязана на переживании меланхолии и непроизвольном стремлении к саморазрушению. Следующий альбом будет полностью экстравертным, воинственным и жестоким порождение. Я хочу подчеркнуть, что в Tähtiportti я только пою и пишу тексты, меня туда пригласили парни, создавшие этот проект. Я рад этому, это был позитивный трип. У нас готов новый альбом, в него вошли обе семидюймовки и новый материал, включающий в себя кавер-версию песни финского философа и культурного деятеля Еса Сааринен. Он лично благословил нас на запись этой версии.
Мне всегда казалось, что большинство твоих проектов весьма оригинальны, и даже в Reverend Bizarre помимо традиционных doom-компонентов всегда можно было найти что-то новое. Но я не заметил вот какую штуку – оказала ли влияние на твоё творчество финская культура?
Только в песнях KLV можно услышать влияния финского шаманизма и древнего мистицизма, но, как ни крути, место, в котором ты живешь, всё равно накладывает на тебя отпечаток. Поэтому кто-то мог обратить внимание на определённые элементы цинизма, нигилизма, стремления к изоляции... И надо сказать, что город, в котором я родился и прожил почти всю жизнь, заметно повлиял на мою карьеру. Всё, что было со мной здесь можно найти в моей музыке, текстах, рисунках. Тьма снаружи та же, что и тьма внутри. Однако, то место, где я живу последние десять лет, прекрасно, моя одинокая жизнь заметно отличается от той, которой я жил несколько лет назад. Финляндия не сильно на меня влияет. Я не чувствую с ней связи, эта страна даже не гомогенна – скорее, это коалиция разных старых племён. Люди здесь на юге отличаются от северян, также те, кто живёт на востоке, отличаются от тех, кто живёт на западе. И у всех своя культура. Может, это потому что на нашей большой территории разбросано так немного людей. Я не чувствую себя финном. Пожалуй, я могу сказать, что я просто житель Уусимаа, но когда я смотрю на окружающих, то чувствую себя полным аутсайдером. Но мне нравится тот факт, что мы находимся между Россией и Швецией, но в то же время на периферии. Вместе с тем, мне интересны финские кинематограф, литература и музыка.
Да, при таком положении дел мой следующий вопрос прозвучит неуместно, однако давай попробуем. Какие финские группы лучше других передают дух этой страны? Ajattara? Tenhi? Serpent Warning? Может KYPCK?! :)
Я поддерживал дружеские отношения с Пасси из Ajattara, не то чтобы мы были близки, но мы встречались на нескольких концертах, и он показал себя приятным собеседником. А так, если честно, мне не особо интересны названные тобой группы. Если выбирать из финских групп, то вот мой список Beherit, Terveet Kä'det, Sielun Veljet, Circle, Radiopuhelimet, Musta Paraati, Panasonic, Leo Bugariloves, Noitalinna Huraa, ранние CMX, Unholy, Unburied, Death Trip, Mana Mana, Opel Bastards, Hurriganes, 22 Pistepirkko, особенно хочу отметить два альбома – Vesa-Matti Loiri "Loiri/Leino" и Tauno Palo "Kulkurin kannel". Я горжусь тем, что эти исполнители родом из Финляндии. Я был на одном из ранних выступлений Tenhi в Турку. Их флейтистка меня буквально загипнотизировала, я даже ночью не мог уснуть.
Opium Warlords
|
Помимо электронных и doom проектов ты также участвуешь в black metal дуэте Azrael Rising, и Primitive Reaction в прошлом году издали первый и единственный альбом проекта "Anti-Gravity". Какова его история?
Я был приглашён в него в 2007 или 2008. Сначала были трудности, но мы записали первый Ер, и получилось очень здорово, стало понятно, что мы должны записать полноформатный альбом. Мы приступили ещё в 2009, и дело шло споро, но когда стали микшировать материал, всё встало. Причина в основном была в том, что наши взгляды расходились со взглядами звукорежиссёра, и нам пришлось долго и мучительно возвращаться к изначально звучанию. Я перфекционист, так что материал ремикшировался девять или десять раз. Всё это время мы работали над "Anti-Gravity", плюс я еще занимался одновременно с этим Opium Warlords, и вдобавок Spiritus Mortis, а ещё книгой иллюстраций, так что я и без Azrael Rising был предельно вымотан. Потом ещё мастеринг занял какое-то время. Первый этап мы прошли быстро, потом материал был передан в руки Йоона Лукала, с которым я работал также над March 15 и Opium Warlords, короче, результат был великолепным! После записи альбома мы сделали ещё два трека для компиляции. После записи вокала я сделал то, чего обычно не делаю – я пошёл в бар один. После долгой ночи я проснулся в тюрьме.
Сами, у тебя есть метод восстановления энергии после таких тяжёлых случаев как запись материала Azrael Rising?
Ну, дело было не столько в записи этого альбома, просто накопилось. Это был чудовищный стресс, я испытывал сильное давление, и Azrael Rising просто стал последней каплей, хотя результатом записи я доволен. Я не знаю эффективного метода восстановления, именно поэтому я в такой скверной форме. Без помощи медикаментов мне пришёл бы конец. Сейчас я научился расслабляться, но ненадолго. Помню, 2008-2012 были сплошным перемалывающим стрессом. Я чувствую, что как только я покончил со всеми теми переработками и сконцентрировался на Opium Warlords, я стал заметно здоровее.
Сами, вот у тебя полно проектов для самовыражения, а не случается такого, что тебе не хватало средств для проецирования внутреннего мира вовне? Ты не думал о том, чтобы воскресить какой-нибудь из старых проектов? Вроде The Candles Burning Blue или KLV?
Сейчас я почти удовлетворён тем, что имею! Я узнал больше о записи и производстве музыки, сейчас я работаю с людьми, с которыми хотел работать несколько лет назад. Сейчас всё лучше и легче. Мне всё ещё приходится бороться с внутренними демонами, со стрессом, с тревогами, но внешний мир теперь тоже вовлечён в процесс создания моей музыки. Не пойми меня превратно – я доволен всем, что записывал до этого, ну, кроме мелочей, касающихся конечного вида продукции, но до Opium Warlords и Tähtiportti работать было трудно. Положа руку на сердце, скажу, что мне было бы легко вернуться к The Candles Burning Blue и KLV, если говорить о МУЗЫКЕ и ТЕКСТАХ, но на практике это было бы чертовски сложно. У обеих команд было полно демонов помимо моих личных.
А что сейчас с Orne?
Я полагаю, на этот вопрос может ответить только Кими. По мне так группа сейчас не существует.
В 2014 году ты плотно работал над альбомом Tähtiportti, должна была выйти компиляция Azrael Rising, пишется четвёртый альбом Spiritus Mortis. Как вышло, что звёзды заняли нужное положение именно в этом году?
...И добавлю, что ещё я выпустил бокс-сет Reverend Bizarre "So Long Suckers", семидюймовку Tähtiportti, полноформатную запись Azrael Rising и March 15, а также третий альбом Opium Warlords – всё в 2014. Весь этот материал был в работе уже несколько лет, и как-то вышло, что я дописал всё это только недавно. Если альбом выходит в 2014, это не значит, что именно тогда он и был записан. Распоследняя новость – новый Tähtiportti выйдет в 2015, но тут всё зависит от лейбла, также мне неизвестны планы лейбла относительно компиляции Azrael Rising. В мои планы входит издание этой записи в текущем году – к юбилею. Как только я закончил с записью "Pussy...", "Anti-Gravity" и "Sword...", я смог вернуться к остальным проектам – написал тексты для Spiritus Mortis, занялся новым материалом Tähtiportti, и вот альбом уже готов! Следом за Spiritus Mortis я планировал взяться за мастеринг компиляции Azrael Rising, а потом поработать над альбомом The Puritan. Когда покончу с этими делами, для меня останется только Opium Warlords ну и пара побочных проектов.
Opium Warlords
|
А ведь и правда – в 2014 было переиздание последнего альбома Reverend Bizarre "So Long Suckers". Чем оно отличается от оригинала? В чём была идея этого переиздания?
Идея та же, что и со всеми переизданиями наших альбомов на пластинках. Svart Records давно хотели этим заняться, и мы работаем над этим. Это ещё один кирпичик в фундаменте моего стресса – я должен был следить буквально за всем. Я не большой фанат пластинок, помню в 1984ом меня сильно расстраивали все эти царапины или когда пластинку заедало. Я всё ещё помню это! Но, конечно, хорошо, что весь каталог есть на виниле, слишком многие ждали его. Пластинка отличается от CD тем, что некоторые песни пришлось разделить на две части, что меня расстраивает, потому что я не для этого писал их такими. Но мы их обрезали аккуратно, так что не всё так плохо. Вообще бокс-сет сделан превосходно! Жаль, что выпуск альбома на пластинке требует компромисса, я предпочитаю компакты. Моей следующей работой станет издание на виниле "Death Is Glory...Now", но это не составит труда, так как песни будет легко разделить на две стороны. Потом мы переиздадим "Slice of Doom", а за ним – "Magick With Tears", на этом всё, я буду свободен! Я, правда, не уверен, что ты знал, что альбом будет переиздан на виниле, так что весь этот мой ответ выглядит довольно глупо, ха-ха!
Reverend Bizarre у многих ассоциируется с песней "Doom Over the World". Это своего рода гимн для многих думстеров. Что ты думаешь об этом феномене? И как тебе сейчас эта песня?
Если честно, я не был в курсе, что это феномен. Я живу вдали от сцены и метал-сообществ, баров и фестивалей. Если эта песня стала явлением, я рад. Я думаю, что это хорошая песня, что она заслуживает того, чтобы её услышало максимальное количество людей. Я её сам давно не слушал. Я помню, что не был на 100% удовлетворён результатом десять лет назад, так что я бы перезаписал её сегодня, если бы мог. Но в то же время мне не нравится, когда группы перезаписывают свои классические песни, и я знаю, что людям всё равно будут больше нравится две оригинальные версии "Doom Over the World", чем то, что я мог бы записать сегодня. И мы ведь умели очень мощно исполнять её вживую!
Сами, возвращаясь к жанровому разнообразию твоих проектов, хочу спросить – в каком из них настоящий Сами Хиннинен, а в каком его артистические альтер-эго?
Нет никакой разницы. Все мои проекты – это я. Вне искусства я не существую. Просто разбитое бесполезное тело. Мне всегда нравились самые разные направления музыки и искусства. Я думаю, что люди, делающие постоянно что-то одно, просто прикидываются, ведь нельзя быть постоянно увлечённым одним лишь black metal, или doom, или funk, невозможно быть таким узколобым. Такие люди живут, прячась за масками, а люди вроде меня просто живут. Конечно, все мы носим маски. Когда я иду к психиатру, в магазин или просыпаюсь за решёткой, я действую по-разному, НО все эти маски реальны. Поэтому у меня не так много слушателей, это слишком для большинства, но есть ПРЕДАННЫЕ слушатели, меня это устраивает. Я не принадлежу мэйнстриму, я как маленькая атомная бомба в толпе, готовая взорваться и очистить воздух.
Никто в это уже не верит, это слишком наивно... но ты получаешь хоть какую-то прибыль от своих проектов?
Я бы соврал тебе, если бы сказал, что нет НИКАКОЙ прибыли, но если я скажу, что за первую запись Opium Warlords я не получил ни гроша, а за второй альбом всего 240 евро, ты получишь общее представление. March 15 не принесёт мне никакой прибыли, потому что тираж очень ограничен. Primitive Reaction были так добры, что ещё до выхода альбома заплатили мне, но это было несколько сотен, а не несколько тысяч. Reverend Bizarre приносили мне около сотни евро в год. Иногда ничего. Так что, подытожим, грубо говоря, прибыли нет, ха-ха!
Ты выступаешь с кем-то вживую кроме Spiritus Mortis? Я помню ты говорил, что тебе было трудно играть на сцене, что-нибудь изменилось?
Проблема с тем, чтобы играть песни, не было, но я не люблю концерты, не люблю находиться на сцене. Мне всегда нравилось записывать музыку, особенно альбомы. Нет никакого интереса играть каждую ночь одни и те же песни. У меня не получалось ловить кайф от репетиций. Это скучно – играть песню снова и снова. За пять лет я не посетил ни одной репетиции. Я просто захожу в студию и делаю свою работу. В 2009 я перестал выступать из-за проблем с психическим здоровьем. На сцене я чувствовал себя психопатом, тоже было в туре. Я психопат и без всяких концертов, но пусть лучше я буду психопатом наедине с собой, чем перед глазами незнакомцев. Кроме того, тот объём лекарств, что я принимал, хреново сочетался с дорожной жизнью.
Как для тебя выглядит комфортный вариант работы над песнями? У тебя есть интенсивные периоды и периоды застоя?
Нет, всё всегда одинаково. Ну, когда приходит депрессия, процессы замедляются, а когда она отступает, ускоряются. Но я работаю каждый день, и идеи появляются каждый день. Мне постоянно хочется больше узнать, больше увидеть. И всё, что у меня есть, – вот это, то, чем я занимаюсь, и несколько человек, за которых я волнуюсь. Но, в конечном счете, я думаю, что я одиночка, и музыка и тексты – это мой крест.
Спасибо за интервью, Сами! Желаю тебе держать баланс в творческой и повседневной жизни. И пусть твоя музыка в оптимальном формате найдёт своих слушателей. Скажешь им что-нибудь напоследок?
Хочу поприветствовать всех вас! Я считаю, что моя музыка может прийтись по душе множеству людей во всём мире. Просто держите сердца и уши раскрытыми. Спасибо!
https://www.facebook.com/OpiumWarlords
http://opiumwarlords.tumblr.com/
https://soundcloud.com/t-htiportti
http://www.tabulaobscura.com/sahynninen
http://www.svartrecords.com/
|