17 октября 2012 |
Март Калвет |
Taak
|
Прошу любить и жаловать едва ли не единственных представителей гиперборейского proto doom'а – это эстонская формация Taak, не так давно пополнившая свою дискографию новым, третьим по счёту, полноформатником "Rist viletsuse teel". На альбоме представлен довольно оригинальный материал, который, впрочем, напомнил мне малоизвестную у нас команду из Финляндии – Lyijykomppania. Основных причин тут две: во-первых, Taak поют на родном языке, который относится, как и финский, к финно-угорской группе, во-вторых, почти все песни выдержаны в высоком для doom'а среднем темпе, что вкупе с энергичным вокалом создаёт настроение хорошей, спортивной, злости. Март Калвет, вокалист Taak, сегодня ответит на ряд наших вопросов относительно творчества его команды.
Taak
|
Привет, Март! Как дела? Мне не терпится спросить у тебя, что за сердитая марсианская лягушка изображена на обложке нового альбома Taak?
Привет! Я в порядке, спасибо, что спросил.
Существо на обложке – это так называемая Северная Лягушка (Põhja konn), мистическое чудовище из эстонских легенд. Его обычно описывают как дракона, но писатель Фридрих Рейнгольд Крецйвальд счёл в 1866, что гигантская ящерица – это слишком прозаично, поэтому он предложил образ чего-то вроде лягушки. И я могу предположить, что кто-то из читателей (знакомых с мифами Лавкрафта) узнает в этой твари одного из гиперборейских демонов: зловещего Цатоггуа , также известного как Спящий Н'каи.
Кому как больше нравится – это либо Северная Лягушка, либо Цатоггуа.
Март, ты играл до Taak в ряде других групп, раньше приходилось использовать в своих песнях лавкрафтавские образы?
Не особо. У Herald был трек "Summon Us". Уверен, что название песни говорит само за себя, можешь прочесть текст в интернете. На втором альбоме Taak есть песня "Lahkuja kustutab tule" ("Тот, кто убивает свет"), в которой есть намёки на мифы Лавкрафта, из серии "когда звёзды примут верное положение" и так далее.
Что ты думаешь о текстах современных и старых doom-групп?
Должен сказать, меня успокаивает то, что psychedelic, stoner, doom, post-rock, neo-krautrock, fuzz-rock, drone и некоторые другие поджанры подрывают устои метал-сцены, делая её более гибкой и приспособленной к эволюции. За последнее время тексты стали, скажем так, более "высоколобыми", нежели то, что писалось в 80ых и даже в 90ых годах. Уверен, кто-то назовёт это постмодерном, но, так или иначе, мне это по душе. Мне нравится музыка, которая заставляет меня думать, я люблю тексты, услышав которые, я хочу написать свои тексты.
И ведь есть блестящие в своей грубости примеры Black Sabbath или Electric Wizard, лучшие тексты которых, попросту банальны, однако отлично подходят их музыке и настроению. А иногда попадаются просто малограмотные тексты, типа "heavy boots of lead, fills his victims full of dread"...
Taak
|
Тексты каких групп тебе нравятся до сих пор?
То, что пишет Лемми из Motörhead, Виллу Тамме из J.M.K.E. и Ник Кэйв продолжает вдохновлять меня как и некоторые более прозаичные вещи. Мне нравится большинство песен The Doors Джима Моррисона, но это может быть просто ностальгия. В конце концов мне всё еще симпатичны старые тексты Metallica, хотя они довольно просты, если не сказать прямо – глупы.
Самое интересное, что я слышал в последнее время, это тексты альтернативной хип-хоп команды Death Grips; только послушайте их запись "Exmilitary", её можно скачать бесплатно. О, и только что вспомнил Flobots "Handlebars" – мурашки по коже, в хорошем смысле.
Я знаю, что появлению Taak предшествовала группа Dawn of Gehenna. В чём разница между группами кроме того, что в Taak ты поёшь на эстонском?
Никакой, я серьёзно. В Dawn of Gehenna даже состав был тот же, и мы играли те же песни, только я пел на английском.
Ты пишешь тексты Taak на родном языке, я считаю, что это отличное решение, сцене здорово не хватает групп с определённым национальным колоритом. Но в вашем случае такое решение никак не сказалось на продвижении группы? Как часто вы играете за рубежом?
С одной стороны, тексты песен важны для создания определённой атмосферы, а с другой стороны я понимаю, что большинство слушателей тексты не интересуют вообще, их интересует тип вокала и инструментальная часть. Но тут, смотри, есть нюанс: как передать иностранным слушателям некие национальные особенности, когда они просто не понимают, о чём ты поёшь?
Словом, у меня нет чёткого ответа. Я считаю, что в песнях Taak тексты важны, но я без проблем получаю удовольствие от прослушивания множества групп, лирика которых мне непонятна. Моё последнее открытие – фолковая doom-rock группа Stangala из Франции, они поют на бретонском диалекте. Я абсолютно не понимаю, что они поют, но это звучит круто.
Мы выступали в Финляндии, и финнам точно нравится звучание эстонского языка, даже если они не понимают всех нюансов (наши языки звучат почти одинаково). Мы также выступали в Литве, но это было несколько лет назад. Мы всегда стараемся объяснить слушателям, которые не говорят по-эстонски, что-то из текстов, эти пояснения можно найти в сети.
Да, эстонский язык также относится к финно-угорской группе, в том числе поэтому я вижу много общего между последним альбомом Taak и творчеством финской proto doom команды Lyijykomppania. Как у вас с братьями по оружию на мировой сцене?
У нас были совместные туры с финскими группами Carnival и Heavy Metal Perse, но они не играют doom (одни играют hardcore, другие – классический heavy metal). Жаль, но я не слушал Lyijykomppania, постараюсь познакомиться. Спасибо за информацию!
Мы всегда рады новым друзьям, с которыми нас связывает музыка. Всегда было здорово выступать с приятелями по метал-сцене в Эстонии и в тех немногочисленных выездах за её пределы.
Что мешает Taak выступать заграницей чаще? В чём проблема – в деньгах, во времени? Или это вопрос эффективной промоуции?
На примере наших эстонских коллег doom-дуэта Talbot я вижу, что эффективность тура зависит от массы необходимых мероприятий: бесконечное планирование, грамотное распределение средств, вкладывание всех денег и сил в продвижение группы, просто подолгу сидеть за рулём, добавь ещё туда вероятность поломки автомобиля, необходимость возить с собой звукоинженера. Печально, но факт – мы такое не потянем. У всех работы, у всех семьи, мы не можем так запросто свалить на несколько недель и колесить по другим странам. То есть это было бы здорово – у меня был опыт коротких туров, и у меня остались исключительно положительные воспоминания, но мы слишком старые и связаны по рукам и ногам.
Так что иногда, как видишь, только и вылезаем в соседние страны, стараемся это делать по выходным. Я понимаю, что многим группам такой образ жизни не по нраву, но я не волнуюсь об этом. С другой стороны, многие группы и до третьего альбома-то не доживают, ты сам в курсе...
Taak
|
Расскажи, пожалуйста, о вашем новом альбоме "Rist viletsuse teel" – о чём он?
У альбома нет определённой концепции, но мы сознательно приложили все усилия к тому, чтобы музыка, тексты, оформление и все эти короткие научно-фантастические истории уместились в одном буклете, специально для этого мы сделали ограниченный тираж с особенным оформлением, чтобы слушатели были в курсе закодированных онтологических подводных течений этого альбома.
Название альбома – это эстонская поговорка, эвфемизм. Она употребляется для описания серьёзных препятствий на пути, дословно "крест на пути несчастья" ("...nagu rist viletsuse teel"), и под "несчастьем" здесь подразумевается дьявол, а "крест" – это отсылка к христианскому символу, который препятствует проходу дьявола. Наш басист Отт предложил это название, когда вдруг понял, что не все люди понимают значение этой поговорки. Но это также и намёк на название группы, ведь "крест" также используется для обозначения ноши, а это и значит Taak.
Taak "Rist viletsuse teel"
|
Ты атеист или придерживаешься каких-то верований?
Я, скорее, анти-теист, я не приемлю идею существования персонифицированных "божеств". Но в то же время я, пожалуй, умеренный агностик. Мне не нравится термин "верование", но если выбирать, то я бы назвал себя скептиком: всё ставлю под сомнение, особенно восприятие и когнитивное представление о реальности. Если говорить простым языком, то я мыслю свободно: я не буду распинать другого человека из-за его религиозных убеждений, даже если я посмеюсь над ними, я не против, если посмеются надо мной.
Ты обращал внимание на то, как Taak развиваются от альбома к альбому?
Пусть это скажет кто-то другой. Я надеюсь, что мы становимся лучше, по крайней мере, звучим немного по-другому, и дорабатываем те атрибуты нашего творчества, которые и делают нас уникальными (если таковые есть).
Не скромничай, я поручусь за уникальность Taak! Март, ты как вокалист не вмешиваешься в процесс написания песен?
Это ты попал в точку! Именно "вмешиваюсь". Я не сочиняю песен, но иногда стараюсь влезть и сказать, что мне хотелось бы услышать: чтобы гитарист играл рифф дольше или менее агрессивно, чтобы сбавил темп или наоборот добавил... Занимаюсь такими мелочами, но часто большинство меня просто не слушает.
Можешь сравнить "Rist viletsuse teel" с прошлыми релизами?
Мы записывали новый альбом в новой студии, с новым звукоинженером, так что сам процесс записи отличался – не было никаких винтажных аналоговых технологий, по крайней мере, в этот раз. Тексты песен в этот раз имеют меньше общего с угорскими сюжетами, они больше связаны с мистической тематикой во всех её проявлениях. В этот раз группа стала играть быстрее, я даже думаю, что нас теперь вряд ли будут называть doom-группой. Это, скорее, просто эстонский hard rock (вот уж не правда, – автор) с элементами traditional doom, но должен же кто-то отличаться от остальных.
Откуда вы получаете больше всего отзывов? Как на вас реагируют в других странах за пределами Эстонии?
Был небольшой всплеск интереса в Японии, на прошлой неделе там заказали несколько альбомов. Возможно, там нас ассоциируют с MKDK-сценой (глянь http://records.mkdk.org/). Мы не играем fusion jazz как группы из MKDK, но мы несколько раз записывались в их студии, и музыканты MKDK помогали нам в записи пары песен, а в Японии есть ребята, увлекающиеся таким джазом, видимо, нас не за тех приняли.
У нас просто лавина предложений дружбы на Facebook – много народу из Польши, почти всегда девочки-тинейджеры. Вообще не понимаю, почему, наверное, это какой-то местный мем. Хотя мы не жалуемся. А так ты прав – лучше всего нас встречают дома.
Taak
|
Март, ты ведь активно работаешь на эстонской doom-сцене с самого её зарождения, можешь рассказать о том, чем занимался до Taak?
Мне доводилось слышать о полумифической группе, которая, видимо, может считаться первой doom-группой Эстонии – она называлась Bloody Sunrise, играли они ещё в 80ых, но я их не слышал, так что я не знаю, насколько много в их музыке doom'а. А вот Mystique, которые позже сменили имя на Dawn of Gehenna, уже во всю проявляли активность в 1989 году, может, даже чуть раньше, но я тогда был только прыщавым школьником, ничего не знавшим о doom metal.
Я пришёл в Mystique / Dawn of Gehenna в 1993 году, до этого пел в death metal банде Mortified. Чуть позже я присоединился к Whispering Forest – мелодичной, кто-то даже говорил готичной, doom metal группе. Какое-то время это было весело; мы издали кое-что, немного выступали тут и там, было круто играть в Нидерландах и Бельгии с Officium Triste (всем привет!), но потом я пошёл в классическую heavy metal команду Herald, а следом – в трэш-квартет Nitrous, а потом Dawn Of Gehenna очнулись после спячки, и мы переименовали группу в Taak. Так что у меня оставалось всё меньше и меньше времени на Whispering Forest, оттуда я ушёл. Но теперь я больше не участвую в Nitrous и Herald, чтобы уделять больше времени Taak и своей семье.
Какие у тебя самые приятные воспоминания, связанные с группой?
Мы дважды выступали перед Reverend Bizarre, один раз это было их последнее выступление за пределами Финляндии, это были просто безумные концерты. Все наши концерты зарубежом тоже были крайне приятны, просто потому, что это круто, когда ты ездишь по разным городам и выступаешь. И мне памятно то чувство, которое я испытал, когда получил на руки новый альбом, я услышал, как он смикширован, и был очень доволен результатом.
Я счастлив ощущениям, которые даёт мне музыка, это постоянное, теневое "изменённое состояние сознания". Я не могу судить о каких-то пиках этого состояния, в основном оно проходит в фазе плато – я просто наслаждаюсь своей работой в группе, наслаждаюсь временем, которое мы проводим вместе. Вместе с Taak я переживаю это чувство исключительно часто.
Спасибо, Март, за время, которое ты нам уделил, и я попрошу тебя закончить наше интервью ответом о планах на будущее, и на этом попрощаемся... до следующего релиза Taak :-) Удачи, мужик!
Мы планируем не оставлять своего дела. Я слышал, что после пятого альбома дела идут гораздо проще, так что у нас есть цель.
Всем вашим читателям желаю всего самого наилучшего!
Taak
|
http://www.facebook.com/Taakofficial
http://www.myspace.com/ugridoom
|