30 августа 2009 |
Александр Сенин |
Екклесиаст
|
"Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!.. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." Оно, конечно, верно, с этим не поспоришь, однако death doom в 1994 году был для России в новинку. Именно тогда, 15 лет назад, в Великом Новгороде была образована группа, представившая одной из первых этот жанр в нашей стране. На запись первого полноформатного релиза у Екклесиаст ушло много времени, и хотя музыканты регулярно выступали на местных площадках, первый и, как ни странно, концертный альбом, вышел только в 1999 году... При этом группа всегда отличалась оригинальным подходом к написанию материала, самобытностью и одновременно с этим чёткой ориентацией на исполнение отличного death doom'а, каковым он искони виделся его создателям. Александр Сенин (гитара, вокал), как, впрочем, и его коллеги Артём Долина (бас) и недавно вернувшийся в состав Алексей Александров (ударные), – бессменный участник Екклесиаст, практически отец-основатель. С ним и будем говорить!
Александр, что сейчас происходит с Екклесиаст? В сентябре 2008 вышло переиздание вашего альбома "...Когда мёртвые ветви воспрянут от снов", и с тех пор о группе ничего не было слышно – ни концертов, ни обновлений на сайте. Итак, в каком состоянии сейчас находится Екклесиаст?
За прошедшее время было несколько предложений об участии в концертах, но, к сожалению, некоторые из них были отменены, в других, по тем или иным причинам, было решено не участвовать.
Переиздание альбома потребовало больших усилий, чем ожидалось. Можно сказать, что участники коллектива взяли "отпуск", занимаются в большей мере своими личными делами (в том числе и музыкальными). Несмотря на отсутствие активной деятельности, я считаю, что этот этап весьма важен для накопления новых идей и переосмысления старых.
Что подразумевается под "личными музыкальными делами", если не секрет?
Артем сейчас играет в коллективе Embarresing Oscar, стилистику определить сложно, нечто пост-роковое.
Кстати, как ты сейчас оцениваешь "...Когда мёртвые ветви воспрянут ото сна"? Было ли это переиздание своевременным шагом, актуален ли этот материал для вас с Артёмом?
Да, материал актуален, иначе бы не было смысла браться за когда-то уже записанные песни.
Переизданный альбом звучит, конечно, более качественно. Звучание альбома нельзя назвать модерновым, скорее наоборот, но такой задачи и не стояло. В гитарном звуке не использовались перегруженные звуки цифровых процессоров, только аналоговое оборудование. Также вы не найдете здесь синтезаторной атмосферы, все сделано исключительно за счет звучания гитар, барабанов, баса и вокала. Некоторые ритмические моменты и аранжировки стали более выверенными (оставаясь при этом весьма аскетичными).
Несмотря на это, я остался недоволен своей подачей вокала во многих местах. К сожалению, у нас отсутствовала возможность заниматься этим большее количество времени.
Я правильно понял, что для вас, в том числе, актуальны и темы песен того периода?
Да, тематика песен актуальна, она – как часть жизни в то время. Ну, может быть, боль немного притупилась со временем, и прошлые обиды забылись.
Как записывались композиции этого альбома в первый раз, тогда в 2001 году? В новое издание были включены 4 новых трека, можешь рассказать что-нибудь о них?
Довольно забавно вспоминать. 7-го января 2001 года мы начали записывать барабаны. Записывали в актовом зале Университета, микрофоны – то, что там было, и то, что мы смогли временно позаимствовать у знакомых, установка – смесь "Amati" и чего-то сделанного умельцами из оргстекла (пластики, правда, были приличные – Evans). Писали на кассетный магнитофон Panasonic с пульта. Получившиеся треки были сброшены Артемом на домашний компьютер, и под них записаны гитары, бас и вокал. Писали, естественно, там же, дома у Артема. В общем, были использованы все возможности, которые у нас были на тот момент. Деньги на запись в то время у нас отсутствовали абсолютно...
Четыре дополнительных трека нельзя назвать новыми, они были написаны в 96-97 и вошли в первый наш демо-альбом "Прикосновение вьюги" 98 года. Планов переписать весь этот альбом у нас нет, но мы записали заново наиболее запомнившиеся песни с него. Мы до сих пор часто включаем их в выступления.
Как ты можешь оценить материал этого альбома теперь, семь лет спустя после записи этих композиций? Обычно музыканты говорят, что их последний альбом – самый лучший, а вашим последним диском по существу был "Холод" :).
Эти два альбома довольно сильно отличаются по настроению. Песни, вошедшие в "Ветви" были написаны в период с 94 ("Звезды Твоего Неба", "Осень Мира") по 2001 год (тексты к песням "Пробуждение среди теплых дней" и "Точка отсчета" дописывались во время записи альбома в 2001 году). Основные идеи, которые можно различить – это ощущение близящегося конца (отдельно взятого человека и человеческой цивилизации в целом), надежда, что после всего этого еще может быть что-то лучшее, вера в возрождение в новом качестве. Здесь много образов, взятых из процессов, происходящих в природе.
"Холод" – это больше о взаимоотношениях между людьми, о взаимодействии внутреннего Мира человека и Мира внешнего, об изменении Мира человеком.
Да, это хорошо заметно в текстах песен. А кто помимо тебя сейчас входит в состав "Екклесиаста"? Вам не тесно работать в рамках трио или число участников никак не влияет на интенсивность и качество процесса сочинения материала?
В настоящее время кроме меня в составе "Екклесиаста" Артем Долина и Алексей Александров. Собственно, в этом составе группа и была образована в 1994 году. Такой состав определяет некоторый минимализм звучания (особенно концертного) и требует стопроцентной отдачи от всех участников. Так что, отчасти верно говорить о каких-то рамках.
Если же говорить о процессе сочинения материала, то, я думаю, количество человек в составе не имеет существенного значения.
Ваш предыдущий ударник, Ферки Видишичи, родом из Косово. Если не секрет, как произошло ваше знакомство и почему вы с ним расстались?
Ферки, хоть и родом из Косово, но долгое время жил в Новгороде. В свое время он играл в techno-death группе "Spiral", так что мы неоднократно пересекались на разных музыкальных мероприятиях.
Когда мы делали материал, вошедший в альбом "Холод", мы ощутили потребность в барабанщике, играющем в иной манере, отличной от того, что делал Алексей, поэтому и обратились к Ферки.
В 2005 году, по личным соображениям, Ферки решил вернуться в Косово.
С Артёмом Долиной вы играет с момента основания группы. Менялись ударники, но вы с Артёмом до сих пор составляете костяк команды. За столь долгий срок совместной работы не возникало творческих или идеологических разногласий с коллегой?
Разногласия, конечно, возникали. Как возникали и способы их разрешения. Иногда для достижения цели нужно с чем-то мириться.
Екклесиаст существует с 1994 года, насколько сильно изменилось твоё видение группы, подходы к написанию музыки, восприятие текстов песен?
Наверное, подход не сильно изменился: если есть какие-то мысли, которыми бы хотелось поделиться, какие-то музыкальные идеи, которые нравятся в первую очередь нам самим, то они превращаются в песни. Какого-то конкретного видения группы никогда не было, рамки музыкальных жанров тоже не сильно нас заботили.
В одном интервью Екклесиаст ты говорил, что ваш первый альбом "Прикосновение Вьюги" концептуален. Какова его концепция, какой смысл вкладывался в тексты песен?
Альбом "Прикосновение Вьюги" выдержан в одном стиле: среднетемповые ударные, гитарные риффы, гроулинг. Большая часть вошедшего в него материала была написана году в 96-97 и несколько отличалась от того, что мы делали ранее. Что касается текстов, то они передают мои ощущения в тот период (впрочем, это справедливо и для всех других текстов).
Часто, ориентируясь на специфику названия группы, музыку, исполняемую "Екклесиаст", называют "христианский doom". Не хотелось ли привнести элементы традиционной православной культуры в музыку группы? Например, Pantheist на альбоме "Amartia" в первой же композиции озвучили очень характерные хоралы на церковный манер. И вообще православие и doom, извиняюсь за каламбур, созданы друг для друга.
Я долго думал над этим вопросом. С одной стороны, я считаю себя православным христианином, и неудивительно, что мое мировоззрение отразилось в том, что я делаю. С другой стороны, наше творчество, строго говоря, не является религиозным. Это наше ощущение действительности, того, что происходит вокруг и внутри нас. Сейчас даже в нашем небольшом городе появляются так называемые христианские группы, выражающие таким образом свою веру.
Мне бы не хотелось никому навязывать свою точку зрения. Вера – глубоко личностное чувство, и далеко не всегда об этом нужно говорить во всеуслышание. Пока идей привнести в нашу музыку церковные песнопения или еще что-нибудь в этом роде, нет.
Мне в связи с этим Saturnus ещё вспомнились: на их мини-альбоме были записи двух концертных композиций с участием церковного хора, если не ошибаюсь ("Christ Goodbye" и "Rise Of Nakkiel"). Вам удалось пообщаться с музыкантами Saturnus во время Moscow Doom Fest II?
К сожалению, как такового общения не было. Проведение подобных мероприятий – довольно хлопотное дело. Помню, Алексею (барабанщику) пришлось тогда изрядно повозиться, приводя в порядок установку.
Александр, как продолжение предыдущего вопроса хотел бы поднять тему имиджа группы, для чего воспользуюсь примером ваших зарубежных коллег. Скажем, вокалисты Candlemass и Solitude Aeternus – "Мессия" Марколин и Роберт Лоу в своих концертных выступлениях нередко облачались то в монашескую рясу (как испанцы Orthodox), то в одеяние пастора, а у финнов Reverend Bizarre тема христианства чётко прослеживалась в некоторых композициях – примеров достаточно. У вас не возникало желания сделать что-нибудь подобное?
Создание имиджа группы за счет соответствующей музыки и текстов мне кажется более интересной идеей. Так что, наверное, зрителям на наших концертах придется лицезреть нас во вполне обычных одеяниях.
Говоря "doom" мы обычно подразумеваем музыку, основные характеристики которой зачастую сводятся к определениям "депрессия", "тоска", "уныние", "отчаяние". Но как раз это всё (под общим заголовком "Уныние") в православии считается одним из грехов...
Я считаю, что в процессе выражения в творчестве своих ощущений, все-таки не нужно переходить некую грань, за которой эта тяжелая атмосфера музыки становится просто мрачностью ради мрачности, и тоской ради тоски. Если Вам плохо, Вы навряд ли захотите слушать веселенькую музычку, а прослушивание чего-то более соответствующего настроению может помочь понять что-то в себе и вернуться в более нормальное состояние. ...А "уныние" как грех в религиозном контексте – это непризнание, отказ от помощи Свыше. Так оно, наверное, и есть.
Раз уж заговорили об этом... Основной мотив ветхозаветного Екклесиаста – "всё суета". Но, опять же, музыка в некоторых её воплощениях, как раз заостряет внимание на этом суетном, приходящем, житейском – несчастная любовь (первое место) или неудовлетворённость жизнью вообще. Doom – не исключение, хотя есть группы, чья музыка вызывает как раз ощущение отстранённости от мирского и человеческого. Что-нибудь вроде Ethereal, Longing For Dawn, Skepticism. И порой то же я могу сказать про "Екклесиаст".
Да, большая часть человеческих стремлений и переживаний, суть – суета, большая часть переживаний – по причине допущенных нами ошибок, а то, что мы имеем сейчас, и то, что нас сейчас не устраивает – это то, чего мы сильно хотели когда-то...
В книге Екклесиаста еще много о чем пишется: о том, что радости, которые есть в жизни, – не просто так, а Свыше, о мудрости и глупости, о старости и о смерти – все этот было причиной выбора нами такого названия в далеком 94-ом.
Очень хорошо, кстати, подмечено. В метал-среде христианство популярно в основном лишь как объект насмешек и поругания (при том, что над другими религиями отчаянно смелые деятели тяжмет искусства глумиться часто просто боятся). Как ты думаешь, в чём причина? Мода? Или же то, как христианство видится общественностью на примерах западных проповедников и некоторых высокопарных представителях РПЦ?
Наверное, влияют все эти факторы в совокупности... Зачастую, люди отрицают, так и не попытавшись разобраться в сути.
Александр, часто ли вас посещают мысли вроде тех, что нашли своё отражение в тексте песен "Сладчайшее зловоние" или "Пророчество гибели"? Последняя, на мой взгляд, в полной мере воплотила в себе все возможные интерпретации термина "doom".
Текст песни "Пророчество гибели" возник из ощущения приближающегося финала нашей цивилизации (по крайней мере, в таком виде, в каком она сейчас существует). В некоторых других песнях эта тема тоже прослеживается ("Осень Мира", "Город", "Точка отсчета" и другие). Так что, да, периодически возвращаюсь к этой мысли.
Насколько известен Екклесиаст в зарубежье? Предпринимались ли попытки отправки материала иностранным лэйблам или же сотрудничество с Solitude Production вас вполне устраивает?
Периодически приходят письма от людей из разных стран, рецензии на наши альбомы появляются в различных зарубежных журналах. Это происходит, в том числе и благодаря деятельности "Solitude Production". Мы отправляли свой материал зарубежным издателям, но от больших компаний ответа так и не получили. Заинтересовавшиеся же лейблы были совсем уж маленькими и андеграундными.
Группа долгое время издавала свои записи собственными силами, насколько в плане реализации материала вам помогло сотрудничество с Solitude Productions?
Действительно помогло. "Solitude Production" имеют возможность представить наши записи большему кругу слушателей. Кроме этого они неоднократно оказывали нам помощь с организацией выступлений в Москве. Большое им, и в частности Сергею Терентьеву, спасибо!
Сейчас, когда существуют специализированные музыкальные сайты, форумы, на которых можно общаться как с музыкантами различных групп, так и с их поклонниками, пользуетесь ли вы этой возможностью для распространения вашей музыки? Прекрасная возможность познакомить с группой Екклесиаст людей во всём мире – сайт Doom-Metal.com.
Конечно, если такая возможность предоставляется, мы общаемся с музыкантами и любителями музыки, в том числе и на различных форумах и сайтах. Речь идет как о специализированных сайтах, так и о страничках в социальных сетях.
Александр, каким ты видишь идеальный альбом Екклесиаст? Чего не хватает, чтобы воплотить в реальность это видение, и какие примеры идеальных, на твой взгляд, альбомов ты мог бы привести?
Идеальный альбом "Екклесиаста" на мой взгляд, это тот, который я бы слушал, и не возникало бы мысли, что можно что-то было бы сделать по-другому, лучше сыграть или спеть. Чтобы так было, нужно наиболее точно представлять конечную цель и уметь ее достигать. Если говорить о творчестве других коллективов, то у меня много любимых альбомов. Недавно переслушивал ранние альбомы Black Sabbath, Opeth "Still Life", Katatonia "Last Fair Deal..." и "Tonight's Decision".
Что в ближайшее время планирует группа? Порадует ли Екклесиаст нас новым альбомом или концертами?
Могу сказать, что есть новые мысли и творческие задумки. Надеюсь, что получится их реализовать в виде новых песен.
Ну что ж, остаётся только ждать. Спасибо за время, потраченное на это интервью, и за терпение! Всего наилучшего, успехов на всех фронтах.
Некоторые вопросы этого интервью были довольно непростыми, пришлось поразмыслить :))). Спасибо большое за них!
Фото: Цветкова Нина
|