25 января 2009 |
Вард, Паскаль, Гирт, Ян |
Faal
|
Не знаю даже, как в этом признаться, но я в последнее время группы к прослушиванию стал выбирать всё больше по обложкам: чтоб не было комиксопообразной ерунды, чтоб чинно и благолепно, в идеале – скромно и со вкусом. Так я нашёл эту группу из Нидерландов – Faal с их альбомом "Abhorrence – Salvation". Мало того, что это оказался крепкий funeral doom (ну, ладно, с некоторыми инфлюенциями и периодически меняющимся темпом, а то музыканты с этим утверждениям не согласны), так и вообще... Нидерланды! Интересно, знаете ли, любопытно. Если вам тоже станет интересно и любопытно, то направляю вас по адресу: www.myspace.com/faaldoom. Плюс случилось мне подготовить интервью с этим товарищами, и отвечать взялись почти все музыканты группы, так что позвольте представить: Вард (Ward Maaswinkel) – драммер и некогда вокалист команды, Паскаль (Pascal Vervest) – гитарист Faal, Гирт (Geert) – басист и одновременно с этим коллега двух первых по их atmosphric doom проекту Akelei, Ян – вокалист, также играет death в Blacklist! Будем считать, что познакомились.
Мужчины, салют! Я рад, что у нас всё удачно сложилось и появился шанс задать вам некоторые вопросы касаемо Faal, но первый из них – стандартный. Что значит название вашей группы?
Вард: Привет, Алекс. Во-первых, я хочу поблагодарить тебя за интерес к нашей музыке. А что касается твоего вопроса, то "Faal" обозначает "провал", "неудачу". Все депрессивные эмоции, гнев, тоска, неоправдавшиеся надежды и остальное, с чем мы сталкиваемся в нашей жизни, – всё это мы используем в нашей музыке. Кроме того, мы выбрали это название, так как оно короткое, ясное и просто запоминается. "Kort maar krachtig", как мы говорим в Нидерландах.
В России так не говорят почему-то. Ну да не в том дело. Вард, можно тебе вопрос как вокалисту? Какие темы тебя интересуют как поэта? Мне этот вопрос никогда не надоест: когда ты играешь doom, у тебя не так много вариантов для тем лирики, можно просто перемешивать между собой слова вроде "despair", "emptiness", "darkness" и ни о чём не волноваться.
Ян: Во-первых, об этом надо было спрашивать у меня (Вард написал лишь текст "00:00"), во-вторых, меня больше привлекают такие темы, как адский пламень, кровь, зоны боевых действий, но всё это выявляется в моей другой банде (Blacklist). Вероятно, мои тексты для Faal содержат некие doom-клише... Я не знаю. В основном речь идёт о разных жизненных обломах (например, "Perpetual Solitude" об одном старике, который не успел сделать за свою жизнь всего, чего хотел, а теперь стоит на краю могилы, пытаясь примириться с неизбежной смертью).
На нашем следующем альбоме история будет совсем о другом, это будет вообще, вероятнее всего, концептуальный альбом, но больше информации об этом мы вам сейчас не раскроем, ха-ха!
Говоря о таком стиле, как doom, мы часто подходим близко к теме угнетённых состояний человечьего сознания, что легко раскрывается в подобной музыке, но в то же время в doom'е есть своё неповторимое величие, торжественность, и его можно интерпретировать очень даже по-разному. Какие "позитивные" стороны вы видите в Faal?
Вард: Я не уверен, что как следует понял твой вопрос. Предполагаю, ты говоришь о более светлых, скажем, оптимистических составляющих нашей музыки? Ты можешь рассматривать нашу музыку как набор историй, в которых разыгрываются различные эмоции. Так, например, от ярости до печали, от печали к надежде, от надежды к отчаянию. Эти переходы довольно-таки мягкие, иногда внезапные. Различия в этих атмосферах усиливают друг друга. Нам не хочется сочинять музыку, в которой всегда будут присутствовать одинаковые эмоции. В ней должно быть больше интенсивности, разнообразия, динамики.
Хм, интересно, я недавно смотрел кинофильм "Пила IV" (это в продолжение темы о "позитивном вокруг нас") и был удивлён – это оказался не просто триллер про бессмысленную резню и куски мяса в разных углах. В сценарии была заключена достаточно глубокая идея – сродни христианской или буддистской. Ты можешь припомнить фильм, который заставил бы тебя по-настоящему задуматься?
Вард: Ну, идею текста песни "00:00" я замыслил давным-давно, когда посмотрел кино про одного парня, пребывавшего продолжительное время в напуганном, безумном состоянии. Тиканье часов возбуждало в нём мысль о сознании неминуемого приближения к смерти с каждой отмеренной часами секундой. Факт того, что он ничего не мог с этим поделать, сводил его с ума. В конечном счёте ты просто должен сдаться.
Музыканты, играя в андеграундых группах того или иного направления, иногда сталкиваются с проблемой выбора – "играть так, как полагается в этом жанре" или "играть в этом жанре так, как я это вижу сам". Funeral doom, например... Особенно не разбежишься, но с чем бы вы хотели поэкспериментировать в этом стиле? Акустические пассажи, бас вместо гитары или более откровенные пост-роковые вставки ;)?
Вард: OK, давай кое-что проясним. Мы НЕ играем funeral doom. Если хочешь как-то назвать нашу музыку, назови её black/deathdoom. Иногда в нашей музыке чувствуются funeral веяния, но таковых всего процентов 20.
Гиирт: Мы не ограничиваем себя тем, чтобы играть doom таким, каким его ожидают услышать люди, почти у всех наших участников есть другие группы, но у нас есть и нечто общее – всем нам нравится doom. Так что даже учитывая факт, что мы в основном doom-банда, мы можем и будем играть то, что будет по нашему мнению вписываться в рамки группы, иногда это black metal, иногда post-rock, иногда какой-нибудь другой жанр.
Паскаль: Думаю, общее заблуждение состоит в том, что многие считают, раз музыка сыграна в медленном темпе, то это непременно funeral doom. Конечно, в нашей музыке есть элементы funeral doom (третий трек, "The Scent Of Withered Flowers") – классическая funeral композиция. Но с Faal ситуация такова, что нам нравятся другие музыкальные стили, и ты можешь услышать это в наших песнях. "The Scent Of Withered Flowers" – для меня хороший пример, я написал 95% этого трека, и я полностью погружён в funeral doom, так что этим чувством наполнена вся его суть. С другой стороны, "00:00" сочинялась Алексом и Вардом, и получилось, что песни очень различны.
Позволю себе заметить, что странное у вас в Нидерландах понятие о блэке. Однако же дальше: вы действительно уже начали работу над новым диском Faal? Вард, ты говорил в интервью, что у вас есть масса идей для альбома, но почему ты не реализуешь их в других своих проектах?
Вард: Да, мы очень рады, что теперь можем сесть за запись нового материала. Стало надоедать исполнять песни из "Abhorrence – Salvation". К тому же, большинство треков с нашего дебюта уже на тот момент были 2-3 года как готовы. Все в группе участвуют в сочинении музыки, так что я не шутил, когда говорил, что у нас чересчур много идей. У многих участников команды есть другие музыкальные проекты. В Faal иногда сложно найти компромисс для всех нас. Но как-то пока все удовлетворены той музыкой, которую мы записываем.
А как вы делите эти самые новые идеи между Akelei и Faal? Как удаётся найти баланс, играя в двух совершенно разных группах? У других мужиков – тоже разные проекты, конфликтов, говоришь, не возникает?
Вард: Мы с Паскалем оба играем в Akelei, но там Миша (Misha) сочиняет всю музыку. Я просто играю на ударных, а иногда пою. Не знаю, какие тут могут возникнуть проблемы. Пока каждый делает то, что должен делать для группы, всё хорошо.
Паскаль: Пока есть время заниматься музыкой, почему б ей не заниматься? В свободное время я много занимаюсь музыкой, но не всё из этого годится. Я вот думаю, что для некоторых людей хорошо даже иметь возможность играть более чем в одной группе. Иногда просто возникает идея, которая в твоей группе не применима (например, traditional doom трек в black metal банде), так что если у тебя есть больше групп, то и играть ты в них можешь, что хочешь, не меняя своих предпочтений как-то радикально.
Вы думали когда-нибудь играть "глубокую эмоциональную музыку" :D, как было сказано в вашем интервью? Было бы интересно: фанатки, модные рок-журналы. Впрочем, мы можем сказать, что Faal глубокомысленен и более чем эмоционален, учитывая тот гроул...
Вард: Музыка, которую мы играем в Faal, – как раз то, чего мы хотим в данный момент. Faal – глубокая эмоциональная музыка.
Ничего не слышал прежде об андеграунде в Нидерландах, как у вас с этим? Какие стили наиболее популярны? "Too much fucking emos" или что ещё?
Гирт: Андеграундная метал-сцена в Нидерландах вполне здоровая. Каждую неделю даётся множество метал-концертов местных и зарубежных команд. Такие жанры, как death или gothic metal, превалируют над остальными. А doom-сцена мала. Голландские эмо здесь особо не пасутся, они слишком заняты покупкой макияжа и тем, чтобы оставаться такими же тоскливыми.
Мне кажется, что я могу предположить, какие музыкальные стили вам нравятся более других, так что позвольте поинтересоваться, какие жанры у вас вызывают отвращение?
Вард: Нам всем очень не нравится, когда народ в некоторых бандах вон из кожи лезет, чтобы к месту и не к месту показать свою технику, просто чтобы продемонстрировать, как они ловко наяривают соляки и тому подобное. Музыка должна быть музыкой, а не поводом для сбора шайки бахвалящихся эгоистов.
Это правда, что Вард записывал партии ударных в своей спальне, в то время как Паскаль в своей записывал гитары?! Странно, но звучит это всё на альбоме весьма ладно и толково. Вопрос в следующем: я так понимаю, что гроул вы ведь тоже записывали дома? Как минимум, в ванной, надо полагать ;)?
Паскаль: Да, мы записывали альбом в наших спальнях. Последние годы мне часто приходилось иметь дело со звукозаписывающей аппаратурой, и мы для начала решили записать демо. Мы тогда даже не знали про Van Records, так, была идея записать демо, отправить его на лэйблы, а потом – глядишь – мы издадим альбом. Во время записи песен мы случайно познакомились с товарищами из Van, и нам тут же предложили выпустить полноформатник.
Сам по себе процесс записи был крайне прост. У нас было несколько микрофонов, консоль для микширования, вооружившись этим, мы записали ударные у Варда в спальне. Крайне положительным было то, что мы записывались в месте, в котором нам было комфортно, нам не было нужды беспокоиться о времени или деньгах (однажды мы пробовали записаться в студии, в которой репетировали, но это обернулось настоящим стихийным бедствием). Когда закончили эту стадию записи, я собрал все девайсы, отнёс к себе и там уже работал над каждой дорожкой (гитара, бас, синтезатор и прочее). Когда каждый из нас отыграл свою часть, Ян записал свой вокал где-то в своём городе, так как живёт он далеко от нас. На наше счастье, его друг (Виллем Тиммер (Willem Timmer)) обладал кой-какой звукозаписывающей аппаратурой, так что Ян записался у него и позже отправил мне эти треки по почте. (На самом деле, посылка, которую я получил в первый раз, оказалась надорванной и пустой, так что кто-то в нашей стране обладает компактом с записью этих вокальных партий, ха-ха!)
Вот теперь, когда все составляющие были у меня в руках, я микшировал альбом у себя дома, а потом отправил готовые композиции Флориану (Florian) из Van Records. Он кое-что доработал, чем изрядно выправил наше звучание.
Что ещё расскажете про Van Records? Честные парни, верно? Я, признаться, был приятно удивлён, когда в течение каких-то пяти минут получил ответ на своё письмо с просьбой получить ваши контакты для этого интервью. Хорошие и быстрые ребята, похоже.
Ян: Да, это всё так. Мы рады возможности работать с Van Records. Они завсегда очень старательно делают свою работу, и просто хорошо, когда есть шанс сотрудничать с кем-то, кого ты знаешь лично, чем в ситуации с большими лэйблами, когда ты даже не знаешь людей, которые стоят за всем этим.
Кстати, Faal отыграли, по-моему, уже 4 концерта, верно? Вард, тебе трудно рычать и играть на ударных одновременно?
Вард: К тому времени, когда ты будешь читать это, на нашем счету будет 5 концертов. На данный момент нашим приоритетом стала работа над новым материалом. Так мы сможем играть на сцене дольше и как-то разнообразить наш сет-лист. И сейчас я не занимаюсь вокалом в Faal, только ударные. Ян ответственен за эти дела – и на CD, и на концертах.
Странно, однако же, такая информация была. Вам трудно найти хорошую концертную площадку? Например, в России за год случается всего 3-4 исключительно думовых феста. Кроме того, большие парни заезжают на них не так часто, впрочем, недавно были Esoteric и Worship.
На все концерты, на которых мы отыграли, мы получали приглашения. Так что в этом смысле проблем не возникало. Doom-сцена в Нидерландах не так велика, но, если ты знаком с парочкой нужных людей, то будешь делать пару концертов в месяц, если хочешь. Кроме того, те, кто слушает black metal, также могут по достоинству оценить нашу музыку, ведь в ней много black-влияния. Вот почему мы можем играть и не на стопроцентных думовых фестивалях.
Я всё равно не понимаю вашего взгляда на black. Вард, когда ты впервые сел за барабанную установку, как твоими родителями были оценены твои домашние репетиции :)?
Вард: Я начал этим заниматься в 2000. До 2005 я брал уроки, а после стал играть в группах. Мои родители над этим не парились. Они всегда меня поддерживали. И продолжают поддерживать.
Я хотел бы тебя спросить также и о вашем родном городе – Бреда (Breda), верно? Я впервые делаю интервью с уроженцами вашей страны, так что было бы интересно узнать что-нибудь от её гражданина.
Вард: Бреда – хороший город, только с металлом здесь плоховато. Я буквально на днях организовал небольшую doommetalnight "BredaDOOM" (www.myspace.com/bredadoom), чтобы немного растормошить город. Шоу имело успех, пусть даже большинство слушателей приехали из других городов, даже из Бельгии. Не так много металхэдов (с хорошим вкусом) в Бреде. 7 лет назад в Бреде я встретил Алекса, без этого города Faal не существовали бы вообще. Я предпочитаю такие города, как Утрехт (Utrecht), во всех Нидерландах там самая лучшая атмосфера, так что если поедешь в нашу страну – двигай в Утрехт. Ночами город очень думовый.
А любимый паб у вас есть? Такое место, куда вы могли бы ходить после репетиций?
Вард: Мы репетируем в амбаре в двадцати минутах от города, так что нет у нас бара, в который мы могли бы пойти по окончанию наших музыкальных упражнений. Мы всегда репетируем по воскресениям с бодуна, который наработали в субботу, так что мы счастливы, когда просто можем пойти домой и побездельничать немного.
Паскаль: Да, мы репетируем в воскресение днём, так что зачастую нам всем действительно после репетиции просто хочется пойти домой и отдохнуть :).
Какие стороны doom-metal вам больше всего близки? Какие неприятны? Что правильнее – сопли и жалобы или сырой гроул?
Вард: Мне нравится та составляющая doom'a, что называется death-doom. То, как сочиняли death-doom некоторые заслуженные команды, вдохновляет меня. Например, старые (но никак не новые!) My Dying Bride, "I Am The Bloody Earth", для меня просто само совершенство. Всё в этом треке гармонично и складно. Все инструменты создают уникальную атмосферу в совокупности. Это истинное искусство – создать подобную этой музыкальную историю красоты и болезни.
Funeral doom и Depressive/Suicidal Black Metal мне тоже нравятся. Traditional doom не интересен. И для меня не очень важен вокал, более меня интересуют инструментальные составляющие. Если музыка у группы суть дерьмо собачье, то самый лучший в мире вокалист эту банду не вытянет, по крайней мере, с моей точки зрения.
Паскаль: Мне наиболее симпатичен funeral doom и depressive/suicidal black metal или смесь этих стилей; я слушаю и русские группы, между прочим, если по именам, то это Comatose Vigil, Квазар, Во Скорбях и Инталия, я много времени трачу на то, чтобы открыть для себя новую музыку. А группа, которую я по-настоящему обожаю, это Skepticism. Всё у них так чертовски правильно, а эта атмосфера – как раз то, что я ищу в подобной музыке. И концерты их – сущее удовольствие, я видел их выступление недавно в Бельгии в старой капелле, и это эхо, реверберация этого места по-настоящему помогли усилить впечатления от их шоу.
Мужчины, позвольте мне поздравить вас в очередной раз с недавним выходом в свет вашего альбома "Abhorrence – Salvation". Надеюсь, что эта зима даст вам больше вдохновения, чем финансовый кризис, и вскоре мы услышим от вас что-нибудь новое. Мои наилучшие пожелания!
Вард: Спасибо за это интервью, надеюсь, увидимся однажды на концерте в России!
От себя добавлю, что во время правки этого интервью решил ознакомиться с проектом Akelei, в котором участвует Вард и Паскаль, и знаете что? Понравилось! Рекомендую: http://www.myspace.com/akeleidoom.
|