31 марта 2005 |
Томас "Томен" Штаух |
"Не хочу, что бы впредь меня ассоциировали лишь с Blind Guardian"
Пролог
Объяснять читателям, что за зверь такой Blind Guardian, – дело весьма бесперспективное, сродни перемыванию косточек героям мексиканских сериалов бабушками на завалинке у вашего подъезда. Достоянием арийского народа, во всяком случае, той его части, что неравнодушна к тяжёлой музыке, Ханзи Кюрш и компания стали ещё в начале 90-х, когда первые пластинки "блайндов" перешли в музей классики спид-металла, но обрушившаяся на голову немцев популярность, связанная с выходом, как это модно говорить нынче, культового альбома "Nightfall In Middle-Earth" в конце 90-х, преодолела все возможные преграды. И всё бы ничего, ждали бы мы без шума и пыли следующей пластинки развесёлых немцев, писали рецензии и делились впечатлениями, кабы в одночасье ни случилось страшное. В апреле 2005 года группу покинул блестящий барабанщик Томас "Томен" Штаух, в седой молодости работавший кровельщиком, и в группе покрывавший музыкальные находки коллег пластами незабываемого ударного беспредела. Последняя работа с его участием "A Night At The Opera" (2002) стала своеобразным апогеем творчества музыкальных бюргеров – чрезмерно сложные аранжировки и потрясающие ударные партии покоробили даже преданных фанатов, которые на различных форумах икали от удивления и пускали пузыри, ломая голову над тем, как сие броуновское движение из мелодий-атомов заучить к концертному туру. Знаете, для меня Blind Guardian всегда будет оставаться именно этой четвёркой, о чём я без стыда и совести заявил Штауху в конце нашей беседы.
Я ожидал услышать серьёзный голос человека, потерявшего группу, которой преданно служил двадцать лет, в итоге мы прохохотали чуть ли не половину из тех 35 минут, что длилось интервью. Монологи Томена то и дело прерывались весёлыми комментариями и обоюдными воспоминаниями из жизни. Разговор по телефону с бывшим барабанщиком Blind Guardian поднял настроение до незабываемой отметки, развеял все сомнения по поводу дальнейшей судьбы одного из наиболее талантливых ударников спид-металлического труда и заставил надеяться на то, что завеса тайны над его новой командой под названием Savage Circus, приоткроется в скором времени. Сам Штаух в своём обращении к поклонникам на своём официальном сайте www.thomen.de пишет о возвращении в рамках новой группы к корням Blind Guardian в русле таких работ как "Tales From The Twilight World" (1991), "Somewhere Far Beyond" (1992) и "Imaginations From The Other Side" (1995). Пожелаем ему всяческих успехов и будем ждать первых записей Savage Circus!
"Никто не может прожить эту ситуацию в реальности..."
Очевидно, что наиболее горячей темой в последних ваших интервью стало расставание с Blind Guardian, но, как мне кажется, тема не стоит нашего времени. Всё, что вы хотели донести до поклонников, вы выразили в своём обращении на официальном сайте группы. Я прав?
Совершенно верно! Не стоит уделять тому, что произошло, чрезмерно времени, поскольку если ты говоришь фэнам слишком много, они начинают жаловаться вроде "о, а я думал у них всё в порядке!", но никто не может прожить эту ситуацию в реальности. И потом начинаются дрязги и какая-то борьба, а это именно то, чего мы не хотим нашим поклонникам. Мы не желаем выносить сор из избы – неважно касается это музыки или личных отношений. Люди станут думать совсем в другом направлении, и это нарушит те хорошие отношения, которые у нас сложились. Ребята из группы позвонят мне и скажут: "Эй, Том, ты зря всё это сказал. Ты считаешь, что это мы плохо поступили!".
Есть, впрочем, тема, которую мы не сможем обойти в принципе. Есть ли у вас конкретные планы на продолжение музыкальной карьеры?
Да! Если ты зайдёшь на мой интернет-сайт www.thomen.de, то обнаружишь два отрывка из песен моей новой группы. Это может показаться удивительным, но то, я играю теперь, очень близко к корням. Как Blind Guardian в старые времена. Я пишу музыку с двумя парнями из Швеции, из Persuader [Jens Karlsson и Emil Norberg]. Вокал вообще как у Ханзи в ранние годы. Мы и музыкально движемся в том же направлении. И также я работаю с Питом Зильком из Iron Saviour. Он хороший продюсер и гитарист. Кстати, именно он познакомил меня с Persuader, т.к. продюсировал эту группу. Пит сказал: послушай их музыку, она кое-что тебе напомнит. (смеётся) Вообще всё началось с тех трёх песен, что я написал для Blind Guardian, но для нового альбома они не подошли, поскольку, как ты знаешь, группа на всём протяжении истории постоянно развивалась.
"...в группе всегда царила демократия"
Я слышал много версий ранней периода BG. Как вы лично оказались в коллективе?
Дело в том, что я знал Андре [Андре Олбрих, гитарист, лидер группы] со школы. И хотел быть ударником, играть начал рано – с 13-14 лет. Андре понравился мой стиль ударных, мы стали хорошими друзьями, и я спросил, могу ли я участвовать в его группе. Он ответил, что я слишком молод, должен ещё развиваться как музыкант, но позже мы сможем поиграть вместе. Мы записали несколько демок как Lucifer Heritage, на второй я ушёл из группы, поскольку был самым молодым. Они дразнили меня! (смеётся) Позже Андре попросил меня вернуться.
Когда я первый раз услышал название Lucifer Heritage, я был в шоке. Это звучало как шутка! Как имя суровой северной блэк-металл команды!
Именно! (смеётся) Да, название наполнено клише!
У каждого начинающего ударника есть свой герой, музыкант, на которого тот хочет быть похож. Кто вас вдохновлял больше всего?
Для меня в старые годы таким героем был Скотт Рокенфилд из Queensryche. Сейчас – Саймон Филлипс [англичанин, один из наиболее уважаемых ударников современности, играл с Миком Джаггером, The Who, Judas Priest, Михаэлем Шенкером, Джоном Андерсоном, Whitesnake, Дэйвом Гилмором etc]. Я думаю, он всегда будет оставаться таковым, поскольку Саймон очень мелодичный ударник. Он может играть соло, а тебе будет казаться, что это песня. Я не знаю, как он это делает, я стараюсь, но пока ещё не достиг этого [а вот и неправда!].
Несмотря на свой успех состав Blind Guardian на всём протяжении истории был очень стабилен. Как вы считаете, в чём причины?
Мне кажется, в группе всегда царила демократия. Мы спокойно могли говорить друг другу то, что думали, и каждый уважал чужое мнение. Это сохраняется до сих пор, но нет смысла оставаться в коллективе, если музыкальные взгляды расходятся. Вот и причина, по которой мы начали думать о том, чтобы разбежаться. Они не хотели чинить препятствия мне, а я – им. Я не мог больше развиваться, группа – тоже. Они остались моими хорошими друзьями, мы общаемся, в общем всё здорово!
Вопрос, касающийся Оливера [Хольцварса], вашего басиста. Насколько мне известно, у него нет постоянной группы, с другой стороны вы официально не брали его в Blind Guardian. Почему?
Это легко объяснить. Все эти долгие годы мы были четвёркой. Когда Ханзи перестал играть на басу, нам надо было найти замену на тур, затем – на альбом. Новый участник коллектива был своеобразным риском для нас, поскольку мы могли нарушить целостность Blind Guardian и спровоцировать нечто вроде хаоса.
Нравится ли вам старая прогрессив-металлическая группа Оливера – Sieges Even?
Да, классная и талантливая команда, но очень прогрессивная. Просто я не такой большой любитель прогрессива.
В начале 90-х вы играли вместе с американцами из Iced Earth. Что вам запомнилось больше всего из того периода?
Было очень весело. Настолько, что мы съездили с ними в два тура подряд. Очень сблизились и стали настоящими друзьями. Но после второго турне сказали себе: хватит, а не то поклонники убьют нас! (смеётся)
Если вы настолько близки, не планировали ли вы записать альбом вместе? Вроде Blind Earth или Iced Guardian?
(смеётся) Нет на самом деле, хотя Ханзи и Джон [Шаффер, лидер Iced Earth] сейчас записывают вторую часть Demons & Wizards.
Когда вы расстались со своим старым лейблом Virgin?
Где-то полгода назад. В начале было решение Андре и Ханзи, потом мы все согласились, что так больше продолжаться не может. Хуже всего то, что мы начали работать над DVD, а Virgin плюнули на него, и промоушн получился из рук вон плохим! Мы ожидали совсем другого! Это была последняя капля. Мы начали вести себя соответственно, и лейбл также решил, что нам лучше разбежаться. Насколько мне известно, Blind Guardian всё ещё в состоянии поиска новой рекорд-компании [Уже нет. Группа подписалась на Nuclear Blast].
Ночь в опере
Многие, даже преданные, фаны блайндов считают альбом "A Night At The Opera" не столь удачным из-за его сложности. Они были просто сбиты с толку лабиринтами мелодий, которые трудно удержать в памяти.
Да, это так, но всё зависело от Андре, поскольку он основной автор музыки в группе. "Nightfall In Middle-Earth" был очень успешным альбомом и уже очень сложным. Я не могу говорить за Андре, но моё мнение – он хотел превзойти планку "Nightfall...", добавив ещё больше прогрессивных моментов. Я именно так воспринимаю эту пластинку. Но моё личное мнение: мы зашли не туда с этим альбомом, ведь могли развиваться и в другом направлении.
На этом альбоме к тому же невероятно сложные партии ударных. Как вы работали над ними?
У нас были заготовки, то, что называют preproduction. Мне надо было сделать много подготовительной работы, чтобы сыграть это. Затем я работал с Чарли Бауэрфайндом [продюсер и звукоинженер], у которого также были классные идеи по поводу ударных.
Мне очень нравится обложка вашего последнего альбома – "A Night At The Opera"...
Правда? У меня несколько иное мнение. Мне нравится обложка, но она кажется несколько странной для Blind Guardian. Отличная работа художника, но мне больше по душе старый стиль оформления.
Кстати, насколько для вас важна литература? Вроде бы вы все фанаты Толкиена.
Ну я не сказал бы, что литература слишком значима для меня. Я больше люблю смотреть фильмы...
Как вам "Властелин Колец" П. Джексона?
Это лучший фильм, который я видел в своей жизни. Ничего лучше нет, а по мне так не будет никогда. Каждая его минута – великолепна.
Жизнь кочевая
Blind Guardian за свою жизнь участвовали во множестве крупных фестивалей. Всё же, что вам больше по душе: сольные туры или фесты?
И то, и другое. Во время фестивалей появляется возможность играть на больших площадках перед большей аудиторией. Кроме того возможно встретиться со старыми знакомыми – за сценой. В туре же в качестве хэдлайнера ты устанавливаешь более тесный контакт с публикой, с фэнами можно поболтать, что исключено во время фестивалей. Фесты вообще более стрессовое время, не знаешь, чего ожидать от организации.
Вы очень популярны в Японии. Можете ли вы согласиться с бытующим мнением о том, что японские фэны более детально знают музыку, лучше реагируют на происходящее?
В принципе нет. Это зависит от страны. Классные поклонники в Бразилии, в Греции и Испании. Вообще в Южной Европе и Южной Америке. Они более горячие! Когда ты едешь туда, можешь представить себе, что ты играешь в Beatles. (смеётся) У них крыша едет! В Японии фэны более спокойные. Японцы ведут себя вроде (парoдирует кротость в голосе) "О, можно мне автограф?". Когда ты идёшь ночью по улице в кафе, чтобы попить пивка, видишь, как они следуют за тобой, а когда оборачиваешься, чтобы посмотреть, кто же это, они прячутся в тени домов. (парадирует нервозность в голосе) "Ой, он увидел меня!". (смеётся) Очень смешной менталитет. Но они, в отличие от греков или бразильцев, не висят на тебе весь день, повторяя "можно я дотронусь до вас?" или "можете мне подарить вашу майку?".
Однажды вы были с туром в России. Какие остались впечатления?
Только самые положительные. К сожалению, у нас не было достаточно времени для осмотра достопримечательностей. Я надеюсь вернуться в вашу страну, когда (смеётся) моя новая группа станет известной. Может быть, тогда у нас будет больше времени, чтобы всё осмотреть. Это был очень успешный тур, мы повеселились от души...
Да уж, я слышал истории о том, как вы путешествовали по России на поезде.
(смеётся) Дааа! Это было ужасно! Сам поезд был ужасен! Это мои самые экстремальные приключения в жизни. В какой-то момент я уже не мог больше держать глаза открытыми. Вот эпизод из тура. Это случилось посреди ночи, мы лежали на каких-то жутких скамейках, всё тряслось, и тут поезд внезапно остановился, как будто произошла катастрофа. Я ударился головой о стенку и подумал: да, чувак, это конец! (смеётся)
Ездить в туры с Blind Guardian многие годы очень сложно, особенно для вашей семьи! Были ли такие моменты, когда хотелось бросить всё и уйти?
Нет, такого чувства у меня не было никогда! Я всегда любил играть музыку и контактировать с публикой. Но это правда, долгое время быть без семьи чертовски сложно, тем более, что я женат уже 6 лет, у меня родился сын, которому почти два года. Ужасно отсутствовать дома по 3 месяца и не видеть, как он растёт! Но потом всё равно возвращаешься и думаешь: "что же ты делаешь, идиот!". Куча народу хотела бы заполучить твою работу! (смеётся)
Ну и напоследок, как вы можете охарактеризовать ваших коллег по Blind Guardian как людей? Кто из них самый весёлый, кто душа компании?
Я думаю, самый весельчак у нас Андре... и Ханзи. Я был тоже в своё время, но поскольку я перестал пить ... (смеётся) Знаешь, употребление в баре кока-колы всё время, не слишком поднимает настроение. Но я бросил и пить, и курить, поскольку у меня начались проблемы с желудком. Теперь я ограничиваюсь красным вином, и то лишь изредка.
Эпилог
Что ж, поучительная история! В общем, позитивно и душевно. Страждущим, впрочем, следует пройти по указанному адресу и прослушать композицию "Evil Eyes", которая – Томен ни чуточку не приукрасил действительность – пробудит чувство ностальгии у поклонников ранних Blind Guardian. Сами Ханзи, Андре и Маркус пока не обнародовали имя нового ударника коллектива, но массовых прослушиваний не ведётся, посему выбирают из имеющихся на заметке кандидатов. Новый альбом, подписанный на Nuclear Blast, по нынешним оценкам должен выйти через год, тогда же ожидается релиз оркестровой пластинки заслуженных немцев. Мир и спокойствие вновь воцарились в их королевстве, а расставание музыкантов может послужить замечательным и красноречивым примером того, как следует уходить, не хлопая дверью так, чтобы вылетали стёкла. Цивилизованно и по-человечески, без обид и ложных обвинений в несуществующих грехах. Будем надеяться, многие команды последуют их примеру!
|