Начиналось всё, как водится на нашей бренной земле, за здравие. В середине 90-х, когда интерес к классической прогрессивной музыке только-только начал самым что ни на есть мирным способом отвоёвывать место под солнцем после целого десятилетия мучительного забвения, подарившего миру лишь Marillion и Asia, за океаном, в солнечной Калифорнии, зародилась новая легенда. Десять последних лет вместили в себя невиданный расцвет Spock's Beard, ведомых гением простого американского мужичка Нила Морза, попадание группы в бурный водоворот самокопирования, спровоцированного своим лидером и основным автором коллектива, и, наконец, тихое и мирное расставание мастермайнда с обезглавленной, как казалось тогда, командой. И пусть по одиночке два корабля, двигаясь параллельными курсами, смогли чуть разогнать тоску заснувших адептов прог-рока и разорвать цепь клонирования, сама причина ухода Нила для нормального человека покажется несуразной. Ударился наш герой в христианство, да так сильно, что аж искры полетели из ясных очей. Нашептал Всевышний Морзу, что во славу его вековечную должен тот покинуть своих братьев по оружию и начать скитаться по музыкальному свету в одиночку. Впрочем, первые два компакта Нила после ухода в сольное плавание были больше похожи не на свет, а на потёмки, раз не подарили нам ни одной свежей идеи. Альбом с выразительным названием "?" был просто обязан поломать тенденцию. И он сделал это, удивив и поразив прекрасными находками и разнообразием настроений. Тем интересней оказалась беседа с его автором.
Знак вопроса
"?" (Questionmark) – очень оригинальное и интересное название для прогрессивного произведения. В чём его смысл?
Я хотел сделать пластинку в первую очередь мистической и заставить людей таким образом задавать вопросы. Мой хороший друг, учёный из Нидерландов, занимающийся изучением Библии, однажды услышал моё интервью, в котором я говорил о значении некоторых религиозных символов. Уяснив смысл моих рассуждений, он начал гадать, где я это прочитал. Затем, разумеется, мой друг сумел отыскать источник. Само содержание подобных бесед в данном контексте не важно, значимо другое – необходимо задавать вопросы! Именно поэтому данная пластинка была названа именно так.
Продолжает ли новый диск развивать тематику ваших предыдущих альбомов?
Нет, он никаким образом не связан с другими сольными работами. Может быть, лишь самим характером повествования – альбом концептуальный, и я ищу ответы в духовном мире, в Библии.
В таком случае, какие изменения нас ждут в музыкальном плане?
Пластинка представляется более свежей по звучанию, чем предыдущие. Как свежеиспеченный хлеб, брат! (смеётся) Во всяком случае, я на это надеюсь. Музыкально некоторые отрезки потяжелее, а инструментальные части отличаются, поскольку у меня на записи присутствуют несколько интересных гостей: Стив Хакетт из Genesis, Джордан Рудесс и Майк Портной из Dream Theater, мой брат Эл (до сих пор играет в Spock's Beard – здесь и далее прим. авт.), Ройне Столт из The Flower Kings и Transatlantic. Каждый вносит свой немалый вклад, дабы превратить альбом в нечто очень своеобразное.
А по какой причине вы пригласили двух гитаристов? На "One" вы управлялись сами с этим инструментом.
Верно. Почему? Потому, что я смог их "достать" (смеётся). Всё начиналось как шутка – мой друг зашёл ко мне и сказал: "А почему бы тебе не создать новый концептуальный альбом". Я рассмеялся и ответил, что у меня нет желания писать ещё один концептуальный диск, но собеседник настаивал: "Это может быть здорово создать мистическую атмосферу, попробовать спрятать некоторые идеи в оформлении для того, чтобы слушатель занялся их поиском!". Я поразмыслил и понял, что это может быть действительно интересным проектом. Просто попробовать поиграть в прятки! Тогда, конечно, я не воспринимал эти идеи всерьёз. Поклонники долго гадали, что за секретный проект есть у Нила, думали, что это нечто потрясающе масштабное. Я попросту откликнулся на эти мысли и попытался сделать даже больше, чем мог сотворить ранее.
Стив Хакетт – легендарный гитарист Genesis, группы которая была одной из ваших любимых в детстве. Как с ним работалось?
Честно говоря, я даже ни разу не имел возможности поговорить с ним (смеётся)! Я послал ему демо-запись по Интернету, и он сыграл на завершении одного из треков. Я же общался только с его менеджером.
Пару слов об оформлении новой работы.
Автором буклета снова стал Томас Эверхард, дизайнер с InsideOut Music. Я поболтал с ним и дал ему мой концепт: пустынный пейзаж с молельным домом, плюс куда-нибудь поместить знак вопроса. Это была его идея изобразить знак препинания в виде тени. Просто прелесть! Затем я предложил несколько ненормальных идей для буклета, а дальше дело его превосходной техники!
На "One" вы использовали несколько классических инструментов – скрипку, виолончель и так далее. Что с новым альбомом?
В данном случае я не обращал много внимания на классические партии. Да, они присутствуют, но их мало, и они небольшие по продолжительности. На сей раз мы кроме всего прочего использовали волынку. Она пришлась кстати.
У Спока не было бороды
Начнем, пожалуй, урок истории! Название вашей бывшей группы – Spock's Beard – связано с сериалом Star Trek, если я не ошибаюсь.
Верно! Есть один эпизод сериала, где действие происходит в параллельной Вселенной. Там дела идут хуже некуда. Мы с Элом как-то оказались в ситуации, когда всё шло из рук вон плохо, и мой брат сказал: "Это всё также странно, как если бы у Спока была борода". Мы решили, что из этого словосочетания получилось бы забавное название для группы!
В самом начале карьеры вы пытались писать поп-музыку, но у вас ничего не получалось. Как вы можете охарактеризовать этот период вашей жизни?
Подробно я описал ситуацию на моей сольной работе "Testimony" (2003), но если кратко, то это было ужасное время. Тем более, что у меня не было ещё серьёзной связи с Господом. Когда у человека есть что-то важное, что помогает жить, то просто непонятно, как раньше он мог обходиться без этого. Я жил в Лос-Анджелесе и пытался пробить себе дорогу в музыкальном бизнесе. В 35 я сдался, переехал в Нашвилл (штат Теннесси). Тогда я начал Spock's Beard, альбом "Light" (1995) я написал ещё в Лос-Анджелесе. Его смикшировали прямо перед самым отъездом! Слава Богу, дальше всё пошло как нельзя лучше.
Какова была реакция на первый диск группы?
Реакция была просто замечательной в прог-рок сообществе. До тех самых пор я и не знал, что это сообщество вообще до сих пор существует, но "Light" исполнил свою роль. Мы очень сильно поднялись, играли на приличного уровня фестивале в Лос-Анджелесе и тогда впервые поняли, как это может быть.
Но, тем не менее, прог-рок больше популярен в европейских странах, нежели в Соединённых Штатах!
Да, в принципе это так. Если проследить отношение, то получится нечто вроде пропорции три к двум в пользу Старого Света. Но, тем не менее, и здесь в Америке полно поклонников стиля. И на Родине нас принимают отлично.
На тему "Flow" c альбома "The Kindness Of Strangers" (1997) вы поместили кусок, написанный за много лет до этого. Есть ли у вас подобный архив нереализованных вещей?
Да, нечто вроде того имеется. В своё время я написал несколько мюзиклов, в составе которых есть приятные темы. Один из мюзиклов я собираюсь выпустить в следующем месяце на "Inner Circle", издании для фэн-клуба.
Пластинка "Snow" (2002) оказалась вашей лебединой песней в составе Spock's Beard. Когда вы записывали её, было ли ощущение того, что расставание неизбежно?
Да, некое тревожное чувство действительно присутствовало. Бог уже разговаривал со мной о возможном уходе из группы. Трудное было времечко.
Свободный полёт
Ваша сольная карьера началась в те времена, когда уходить из группы вы ещё даже не предполагали. В таком случае, зачем были нужны сольные работы? У вас имелось столько материала, что в альбомы коллектива все идеи уже не влезали?
Типа того. Я же писал не только прогрессивную музыку, но и обычные песни, и не мог найти для них место на релизах основного коллектива. Европейский лейбл посулил мне бюджет, дабы я мог выпустить эти композиции. Так всё и закрутилось, хотя деньги, выделенные под запись, были несравнимы с тем, что давали Spock's Beard. Посему пластинки оказались не столь успешными по сравнению со "Споками", продажи можно охарактеризовать, как один к пяти, хотя ориентированы работы были на одну и ту же аудиторию.
Что представляет собой сольная работа под названием "Merry Christmas From The Morse Family" (2000)?
Дело в том, что эта пластинка содержит своего рода демо-версии композиций, объединённых под одним названием. Написаны они были в разные годы. Каждый декабрь на Рождество я посылал друзьям открытку и к ней прикреплял песню, специально написанную для праздника. За всё это время их накопилось прилично.
Ещё один забавный релиз в вашей дискографии – "Nick 'n' Neal Live In Europe – Two Separate Gorillas" (2000). Что это было?
В 1999 году мы с Ником (Д'Вирджилио, барабанщик Spock's Beard) прокатились по Европе и сыграли несколько гигов в разных клубах. Соответственно данный релиз представляет собой ничто иное, как бутлег. В общем, мы классно повеселились, и материал вышел забавный.
Альбом "One" издан в двух вариантах – 1 CD и 2 CD. Что помещено на второй компакт?
На бонусе девять песен. Я делал каверы нескольких тем The Who, например, "I'm Free" и "Sparks", композиций Джорджа Харрисона, U2. Плюс там представлено несколько альтернативных версий собственных вещей, помещённых на "One". Плюс вещь, не вошедшая в альбом. Трек "King Jesus" должен был оказаться на самом диске, но компакт и так уже был перегружен (79:55), то есть места попросту не хватило.
На обложке "One" человек смотрит вдаль на мифический город. Я так подозреваю, что человек – это вы. Так куда же вы идёте?
Пластинка посвящена теме блудного сына, возвращающегося домой. Только в данном случае библейская легенда распространяется на всё человечество.
Каковы ваши отношения со Spock's Beard сейчас? Не только с вашим братом, но и с остальными ребятами?
Очень хорошие, конечно. Мне нравится то, что они делают без меня. К примеру, "A Flash Before My Eyes" (подзаголовок последнего альбома коллектива – "Octane" (2005)) – очень сильная вещь!
Гимн трансатлантической дружбе
Transatlantic (Нил Морз, Ройне Столт, Майк Портной и Пит Трэвейвас) стал одним из самых интригующих all-star проектов в прогрессивной музыке последних лет. Причины вашего ухода из этой группы всем известны. Интересно узнать другое – кто из музыкантов был катализатором проекта?
Майк. Он как-то позвонил мне и предложил занимательную идею: создать совместный проект. Я заинтересовался и подключил к делу Ройне, а он связался с Питом. Мы просто сделали всё с кондачка, собрались в студии и записали первый альбом.
Кстати, с каким коллективом было труднее гастролировать: с Spock's Beard или Transatlantic?
И там, и там туры были напряжёнными. Возможно, с Transatlantic было чуть труднее, поскольку мне приходилось исполнять все клавишные партии самому. Лучшим вариантом было бы участие в проекте клавишника, чтобы разделить обязанности.
Имеется ещё один вариант первого альбома проекта – "SMPTe" (2000) с пометкой "Roine Stolt Mixes". В чём разница?
Вариант Ройне менее тяжёлый в плане ударных, там больше клавишных партий. Парень, микшировавший оригинальную версию, выкинул несколько моментов, которые Ройне поставил на место. Версия Столта – просто другой подход к музыке и её иной аромат.
Вы, наверно, очень любите творчество The Flower Kings, раз приняли участие в записи нового сольника Ройне "Wallstreet Voodoo", который выходит 11 ноября на InsideOut Music?
Да, я люблю музыку этой группы, а новый проект Ройне просто шикарный! Работа очень блюзовая, всё исполнено великолепно, и на пластинке играет просто потрясный ударник (Маркус Лиллеквист, новый барабанщик The Flower Kings). В общем, прекрасный материал. Послушайте его обязательно!
|