Нонконформисты! Вот те раз! XPQ-21 – это не новая модель пылесоса или модификация антикварного андроида C3PO. Это весьма успешный немецкий электро-проект, записавший на своём четвёртом альбоме очень своеобразный материал – смесь клубной электронной музыки и анархистского кибер панка, чуть приправленного глэм-роком. Глэм-роком и альтернативой. Альбом под завязку забит танцевальными техно-хитами, декадансом и не особо навязчивым, немного кичливым, бунтарством, за котором грезится призрак старины Билли Айдола. Или Дэвида Боуи, которого так и хочется вспомнить (Hello Spaceboy!) после очередного куплета в исполнении вокалиста и абсолютного харизматичного лидера банды – Жеене (Jeyenne). Жеене с 1991 года продвигает в массы посредством своих электронных проектов собственное революционное видение современного рок-н-ролла – и как музыки, и как образа жизни. Кстати, он – уроженец Италии, и (теперь понятны его антихристианские настроения) большая часть его детства проходила под суровым присмотром католического священника, практически заменившего ему отца. Зато паренёк уже в пять лет играл на органе и был хорошо осведомлён о нюансах техники исполнения церковных гимнов. Так-то и происходило его становление как музыканта. После восхищённого прослушивания "Alive" в моём ассоциативном ряду совсем уж неожиданно (после, казалось бы, сложившегося впечатления о группе) возникли сравнения и с творчеством ансамбля Prodigy, что-то есть и от них в музыке Жеене. Циничная лирика, но без намёка на лицемерие, артистично и эмоционально озвучивает образ мышления автора и разносторонне освещает его взгляд на современный мир. Среди анархии ("Everything") и натянутого благочестия ("Saviour"), извращённых проповедей о любви к ближнему ("Jesus Was Gay") и манифестаций нового пути (ремэйк хита прошлых лет "White And Alive") находится место и проникновенной, очень человечной балладе "In Your Eyes", подобную которой я никак не ожидал услышать на "Alive" после столь энергичного и яростного начала. На немецком языке, XPQ-21 записали только одну песню – "Sonne", хотя есть дорожка и с лирикой на итальянском (или испанском?) – "Barcelona". Релиз содержит два бонус-трека: идущий под четвёртым порядковым номером "White And Alive" (Club), органично вписывающийся в концепцию альбома, и заключительную инструментальную композицию "The First One" – незаконченная трипхоповая демонстрационная дорожка, датированная 2000 годом, она немного выбивается из общего ряда, но звучит очень интересно. Хотя говорят, что предыдущие два альбома XPQ-21 были богаче на хиты, верится в это с трудом, "Alive" содержит, несмотря на свою изрядную продолжительность (1 час 16 минут), удивительно приличное количество интересного, запоминающегося, не успевающего надоесть материала, среди которого нет халтуры или проходных композиций. Яркий и, как положено, эмоциональный танцевальный готик рок-н-ролл двадцать первого века.
Лидер команды Jeyenne и его музыкальная биография выглядит как послужной список подающего надежды таланта, нашедшего очередной способ сделать известные схемы интересными и актуальными, однако за четыре полнометражных диска, последний (и рецензируемый, собственно) из которых был уже слишком давно, чтобы считать проект активным участником сцены, его музыка так не выбралась за пределы местечкового уровня, для фанатов, так сказать.
Сочетая в визуальном стиле элементы готики и стимпанка и чисто электронной тусовки, в проекте XPQ-21 автор старается разнообразить изъезженное полотно, также плотно сплетая, прежде всего breakbeat и future pop, при этом стремясь к очерченному минимализму, который, безусловно, задержался в тренде, но не лишая композиции многослойности. Возможно, именно эти характеристики вызывают ощущения кумара бурного вечера на излете. Попеременно работающие ведущими элетробиты и брейковый ритмический рисунок, кружатся вокруг слушателя, словно в тумане накуренного клуба, а многослойность блеклых и притушенных (по звучанию) мелодических синтезаторов добавляют ощущение приятного опьянения. К сожалению, кроме этого, ничего серьезного альбом предложить не может, являясь эдакой релаксирующей танцевальной отдушкой.
Некоторые композиции тяжеловаты по времени, другие настолько схожи в стилистике, что переходят друг в друга практически незаметно, как это случается с первой тройкой песен, легко объединяемых в одну, вплоть до клубной версии пережитого хита "White And Alive". После, нам заряжают отборный Prodigy с грязноватым electro-rock налетом. Агрессивная, грязная "Jesus Was Gay" зашла на диск случайно, неожиданно выделяясь даже по настрою... Zeromancer она подошла бы куда больше. Куда более впечатляющими выглядят атмосферные, в тоже время рельефные индустриальные ландшафты, медленно, но верно переходящие из состояния эмбиента в техно. Если не самая хитовая, то самая оригинальная композиция первой половины диска. После сонливой паузы еще больше разнообразия, однако, также "через подушку" нам предлагают оценить XPQ-21, если бы они были панками: композиция "Dead Body" вторая, претендующая на лучшую с альбома, по большому счету слушается так, как выглядит сам Jeyenne в буклете, динамично, грязно и изысканно, в лучших традициях готик-рока перенесенного на электронную почву. К сожалению, больше поводов для радости на диске найти не удалось: концовка проходит в режиме начала с единообразно сливающимися композициями, лишающимися релаксивного компонента, переселившимися в рутинный future, но по-прежнему, остающихся "в дымке". Все это занимает больше часа времени, и позади оных болтается еще и две демо-версии треков, как бывает у блекарей – сырые, еще сырей – первая из которых, пустая вокальная линия, и наоборот, вторая, что-то вроде техно-трансовых экспериментов The Synthetic Dream Foundation без вокала. Общий итог – слишком объемно, чтобы часто ставить этот диск в проигрыватель.
Коллективу изо всех сил не хватает яркости, что в звучании томно пульсирующим из глубины диска, что в композициях, на предложенные 80 минут двумя хитами, один из которых ремикс не обойдешься. Так что, несмотря на длительный музыкальный багаж за плечами, присутствующее чувство стиля удел диску быть наполнителем танцпола между сетами ди-джеев и выходами групп, когда надо лишь насыщать пустоту слуха, а не акцентировать внимание слушателя.«