"Мы и должны были оказаться чисто британской группой. Теперь так и есть", – иронично глядит с фотографии Энди Тиллисон. В пятом студийном творении The Tangent, одна из ярких прогрессив-роковых команд последнего десятилетия, усиленно отмывается от так называемого шведского следа. "Мне будет недоставать их профессионализма, внимания к деталям, и я не забуду того, чему от них научился", – обещает клавишник Parallel Or 90 Degrees, поднимая с полки гитару, которая когда-то непрерывно ассоциировалась с Ройне Столтом. Арт-роковый гуру из The Flower Kings позволил разрекламировать Тиллисону себя и свой "тангенс", а околоцветочная тусовка, включавшая басиста Йонаса Рейнгольда и барабанщиков разных составов популярных шведов, закрепила группу на небосклоне стиля. Столт первым помахал ручкой, и с тех пор влияние "королей" стало шаг за шагом угасать. Сейчас его практически не видно – разве что в стандартных для современного прог-рока влияниях от Yes и Camel до King Crimson и Van Der Graaf Generator два бренда стабильно пересекаются. Взяв на часок название дебютной новеллы у соотечественника Джорджа Оруэлла, англичане вкладывают в него собственный смысл. Жрец антиутопии воспевал жизнь простых трудяг из рабочих районов Лондона, исследовал порочный климат грязных трущоб. Тиллисон рассказывает более знакомые обывателям вещи, но при этом его лирика по-прежнему практически идеально детализирована. Благодаря описанию маршрутов, добавлению нюансов и упоминанию названий кафе он делает путешествие по обе стороны Ла-Манша странно реальным. И музыкальная часть намертво приваривается к этой лавине французских слов. Можно легко представить прогулку налегке с ароматной утренней газетой под мышкой и хрустящим багетом в руке, который успевает превратится в флагшток за целый день беспрерывного похода. Зажигаются фонари, небо тушит свет, а ночь города, что не спит, прикрывает нас зрачками ресторанов и децибелами уличных зазывал, предлагающих посмотреть на гуттаперчивых артистов. "Down And Out" похож на импровизацию – более того, так и задумывалось. Этот диск самый свободный в истории группы в плане структур, напоминает эссе, которое пишется по горячим следам яркого путешествия.
В нём сочетается талант композиторов, которым некогда расписывать все партии загодя, и мастерство инструменталистов, позаимствовавших немало от джаза. Энди не настроился на нечто непрерывно убедительное, как это было в гигантском по размерам двойнике в прошлый раз. Материал, скреплённый концепцией и поставленный на рельсы похожих меланхолических настроений, в целом однороден. Разнообразия первых двух пластинок здесь не хватает, хотя удивительна мелодическая хватка автора – новые участники группы добавляют свежих ощущений. Все ходы у "тангенса" предельно легки и непринуждённы, фантастически усваиваются на лету при всей замаскированной структурной сложности, скрытой под слоем клавишно-гитарного грима. "Where Are They Now" пытается сдуть пыль с композиции "In Earnest", являясь в символическом плане её духовной наследницей, а по уровню, пожалуй, превосходя тему, появившуюся в 2006 году. Это выставочный 19-минутный хит, заправленный под завязку цепляющими мелодиями, вокальными партиями а-ля Питер Хэмилл и сдобренный аккуратными партиями духовых. "Paroxetine – 20 mg" хорош безладовым басом, сэмплами и более мрачным настроением. А "Perdu Dans Paris" – облечённый в формат баллады путеводитель по французской столице, нежащейся в лучах заходящего солнца. "The Company Car" – полная ей противоположность, эдакий нерв, дающий о себе знать постоянной сменой ритмики и напоминающий Van Der Graaf. На сладкое остаётся продолжение "The Canterbury Sequence" с дебюта "The Music That Died Alone" (2003). Название говорит само за себя – Тиллисон максимально пичкает детище элементами, аранжированными наслоениями от Caravan до французских прогрессивных авангардистов, добавляя джазовых моментов.
"Down And Out" – ровно то, чего мы вправе ожидать от The Tangent. Альбом выдержан в более классической манере, чем экспериментальный по звучанию "Not As Good As The Book" (2008), и в чём-то это правильный выбор. Но при этом у пластинки не заметно стержня – во многом из-за усиленной импровизации. Она просто льётся и неспешно идёт вперёд, заливая слушателей деталями, которые не каждый сможет расшифровать.«