Не верьте словам – они или говорят не всё, или просто по-фински, что едва ли поймёшь; лишь чувство глубинно, будет гармония рядом гулять, и дух среди грёз, озёр и печальных лиственных крон, и рядом она, гармония нетронутой природы, проглотившей в свои пейзажи издревневшие рыбацкие хижины... Солнце вокруг, и весенние капли заливают липкой грязью городские улицы, а электричка на север, поблёскивая истёртыми поручнями, безмолвно движет вдаль засохшие капли на стёклах, пыльные городской пылью, и цивилизацию сменяет языческое единение покосившихся домишек по сторонам от вот уже много лет безучастных полей; заброшенные деревни, заброшенные истории и заброшенный подальше единственный пассажир единственной в этих местах дороги, проскакивающий красоту, но понемногу раздающий себя ей, частичками памяти оставаясь далеко от серебристого пути параллельных рельс – духом среди грёз, озёр и печальных лиственных крон...
Теперь это что-то между самим Tenhi и ныне покойным Empyrium – вот, оказывается, с чего начинали финны... Повсюду звучат акустические гитары – стройно и бойко или почти бесплотно; то и дело ритмом диктуют ударные и снова редкое пение... "Kauan" означает медленное и монументальное – воистину музыка взмокших тысячами пятен карт финских земель! "Kauan" не столько похож на "Väre", сколько на "Weiland", хотя, конечно, это всё тот же Tenhi. Разве этого не достаточно?..«
Основоположниками направления "дарк-фолк" принято считать англичан. И есть в том большая жизненная несправедливость, ибо истоки подобного рода музыки следует искать отнюдь не на Британских островах, но в темной глуши скандинавских лесов, в заповедных приозерных районах, где по-прежнему живы традиции Калевалы. Не случайно одними из наиболее ярких представителей стиля сегодня являются финны Tenhi. Словом "тэнхи" в старину называли мудрецов и прорицателей. И данное название как нельзя лучше иллюстрирует творчество по-настоящему неординарной команды.
"Тэнхи это путешествие. Наша музыка во многом являет собою вояж сквозь разнообразные пейзажи и настроения... Мы используем инструменты, чтобы донести песней чувства; иной путь тут попросту неприемлем". "Kauan" – первая полнометражная работа группы. Плоть от плоти исконной пространной грусти, трактуемой участниками Tenhi достаточно философски: печаль – синоним красоты. И начальная композиция альбома ("Nakin laulu") прекрасно отображает оную точку зрения. Звуковая палитра повисает незримой пеленой дождя, вкрадчивым туманом стелется шепот гитариста/клавишника Тико Саарикко, наводя морок вековечной вселенской меланхолии. Последующая вещь ("Huomen") веселья также не прибавляет, зато в неторопливых ритмах ее бьется живая красочная мелодия и проглядывают классические арт-роковые корни. Тонкие акустические изыски умело соединяются с электрической составляющей, порождая на свет удивительно одухотворенные образы. Задорные интонации языческой плясовой в номере "Revontulet" обрамляются благородными скрипичными пассажами Элеоноры Лунделл; эдакий элемент бодрости в общей сумрачной канве. "Hallavedet" можно вполне соотнести с прогрессив-фолком: шикарные переливы клавишных, мотивные струнные переборы, суровые нордические напевы... Впечатляет. Угрюмая атмосфера сгущающегося вечернего одиночества детально прорисована в бессловесной пьесе "Etaisyyksien taa", повергающей слушателя в состояние задумчивости о чем-то аморфно-беспредельном и вместе с тем несомненно важном. Трек "Lauluni sinulle" по своим внутренним кондициям напоминает сочинения других оригиналов из Суоми – славную формацию Kosmos. Особая прелесть музыкальных экскурсов Tenhi, как мне кажется, заключается в том, что их панорамно-рефлексивные полотна несут на себе печать безвременья. Странная, парящая в вечности загадочная реальность, полнота восприятия которой напрямую зависит от желания приблизиться к ней. В интригующем финальном эпизоде ("Souto") жанровые рамки вновь размываются: тут мы имеем натуральное камерное произведение, в основе – диалог рояля и скрипки, слегка разбавленный звуковыми эффектами. Пара эпических бонусов призвана усилить и без того гипнотическое воздействие творений Tenhi: практически doomовое тематическое развитие, еще больше сырой осенней тоски и безысходности. Но результат все равно хорош.«