Представители канадской funeral doom сцены малочисленны, они действительно нечасто подают голос, но каждый их выход в свет из андеграунда является взвешенным, тщательно продуманным шагом. Longing For Dawn, Towards Darkness, Ego Depths – все эти проекты бьют редко, но метко, они выдерживают материал и выпускают его плотным, монолитным надгробием на солидном фундаменте. Не позволяют канадцы себе такой слабости как издание проходного материала. Два года назад на этой сцене дебютировал и перспективный one-man band Krief de Soli за авторством Эгрегора де Санга с могучим опусом "Procul Este, Profani...", который запомнился многим doom-культистам достаточно высоким уровнем качества, взрослым материалом и текстами на латыни по мотивам Нового Завета. Два года спустя на Endless Winter увидел свет второй полноформатный релиз Krief de Soli "Munus Solitudinis".
Первым делом, получив компакт на руки, я поспешил удостовериться, что тексты по-прежнему на латыни – так и есть, всё на месте! Из пяти треков только один инструментальный, в то время как все остальные снабжены лирикой на том самом мёртвом языке, который в наше время учат разве что только медики и католические священники. Кстати, хотя лирическая сторона Krief de Soli серьёзно изменилась, и вместо апокалипсических текстов автор ведёт своим глухим гроулом связанную историю об увядании человеческого существа (заголовок альбома переводится как "Дар одиночества", а название одной из композиций, лучше всего передающих суть концепции работы, звучит как "С момента нашего рождения мы умираем"), дух католической мессы в атмосфере альбома играет не последнюю роль благодаря звучным клавишным аранжировкам, и этот элемент является одним из плюсов материала. Собственно клавиши звучат в двух ипостасях: либо они играют за рояль, словно подчёркивая мотив человеческого одиночества перед лицом смерти, либо они создают роскошный образ всепоглощающего космического пространства, перед которым человеческая жизнь – ничто. Учитывая, что Эгрегор как и в случае с первым альбомом всё на "Munus Solitudinis" сделал сам, нужно отметить, что квалификация мастера в части таких работ как запись, мастеринг качественно улучшилась. На "Procul Este, Profani..." заметных промахов не было, но новые композиции звучат заметно сложнее и ярче. Гитарные партии по большому счёте сложно назвать визитной карточкой Krief de Soli – они едва ли станут для кого-то откровением, но в совокупности с вокалом и клавишными, а мы рассматриваем альбом как цельную единицу, звучат внушительно. В треках присутствует нота тёмной мистики, тона безысходности, однако сколько эпитетов не перебирай, для этого альбома лучше всего годится один – монолитный. Темп повествования, характер композиций, их неторопливость, которую я не стану обзывать "монотонностью" воплотили в себя всё то, что должно быть в эталонном погребальном обряде, и в исполнении Krief de Soli он безупречен.
Как и многим другим funeral командам детищу Эгрегора де Санга свойствен аскетизм и вместе с тем обрядовая помпезность, они мастерски обыграны в "Munus Solitudinis" и, что касается звучания композиций, их уровня, то вопросов тут никаких не возникает. Альбом превзошёл своего предшественника во многом именно по техническим характеристикам – это естественный процесс преобразования накопленного опыта и его детального анализа. На данный момент я могу сказать, что новый Krief de Soli по силе эмоций и по уровню давящей экспрессии близок к последней работе Corrupted, если принимать во внимании профильные релизы 2011-2012 года. Но что будет дальше? Разрази меня гром, если б я знал! Но следующего альбома я уже жду с нетерпением.
Человеческое создание, нареченное именем Egregoir de Sang, вдохновение и жизненные принципы которого лежат в религиозном мышлении, трактатах и касаются сверхчеловеческого, просто обязан творить, причем именно так и именно то, что, собственно, создает этот самый человек в сольном проекте под названием Krief de Soli, уже второй альбом которого успешно доходит до слушателя, внимающего словам божественным.
Изменения, в равной степени как и незыблемая основа религиозного творческого базиса католицизма, очевидны. Они касаются практически всего, что было и есть в музыке Krief de Soli, и прежде всего это, конечно, общее звучание. Раньше мы погружались в funeral doom, чем-то напоминавший взобравшийся на кафедру одного из европейских соборов Skepticism, а теперь перед нами практически полноценный, новый подвид стиля с добавлением эпитетов "симфонический" и "католический". Не случайно при прослушивании первого альбома ассоциативный ряд возлежал в оркестровой яме с настраивающимися инструментами – теперь это полноценная месса, всепоглощающая и наполненная художественностью, изысками симфонических аранжировок и совсем иной атмосферой. Очень приятно, что эти аранжировки не приобрели вид популистского использования звуков классических инструментов "а-ля Therion", а сохранили глубину, монументальность и обособленность музыки Эгрегора. Вероятно, изменения принесены сменой тематики: в прошлом альбоме мы наблюдали апокалипсис всеобщий, а теперь на том же мертвом латинском языке исследуется апокалипсис личный, когда с неба ниспадает огонь, разверзается земля под ногами, безжизненная бесконечность простирается до горизонта, но этого никто не видит, ибо происходит это внутри одного единственного человека. Знаете... а это даже страшней.
Ничего описанного не могло бы быть без определенной планки звучания, которую Krief de Soli, безусловно, достиг и повысил. Мощное, насыщенное звучание с монументальными, но сырыми гитарными раскатами испещрено мелочами. То тут, то там драматическую нотку подрисуют струнные, искрой или вспышкой пламени вспыхнув посреди чернеющего неба. Оркестровыми ударами вспыхивают духовые, порой несколько перегружая звук, соревнуясь в давлении на слушателя с утробным гроулом, в котором, правда, не разобрать латыни. Практически нигде фоновые аккорды клавишных не остаются без мелодической интерпретации иных инструментов, даже в моменты духовного размышления, молитвы спокойствия и безысходного умиротворения, звук настолько убедителен, что создается эффект присутствия на этой религиозной трагедии. Лишь один инструмент не поддался автору настолько хорошо – ударные звучат вяло и по-прежнему засели в оркестровой яме, откуда их не успели вытащить на кафедру – но и тут выход найден: в качестве стандартных ударных со второй песни вы услышите полноценные оркестровые томы, барабаны и литавры. И вот после этого все станет просто божественно.
Материала стало больше – песни разной длительности, от двадцати до пяти минут – в общей сложности больше часа, который проходит также быстро, как сорок пять минут первого диска, порой заставляя сопереживать и вовлекая в произведение несравнимо больше. Значительно повысилось мелодическое чувство и навык, на порядок лучше сцепляя части композиций, поддерживая динамику и атмосферу при смене формы музыкального выражения. Даже первая композиция "Nascentes Morimur", являясь, пожалуй, слабейшей из сильнейших, за двадцать минут звучания и пять разнообразных смен темы, темпа, вплоть до дэтового срыва, ни разу не теряет внимания слушателя. Она выматывает, словно выпивая жизненные соки, а потом дает проникнуться внутренним опустошением, созданным ею на следующих двух вещах, спокойных до нежности, где даже некая барочность краткой инструментальной "Exordium Sanctus" не витринная, а осмысленная. Бесподобно эффектно сочетаются фортепьяно, зачинающее гармонические линии и дрожащие скрипки, подхватывающие ее окончание, скорее всего эту деталь можно назвать индивидуальной для проекта, а в некоторых местах, невиданное дело для стиля, именно там, где это необходимо, расцветает соло-гитара – это очень красиво. Как красива целиком "Deo Volente... Caelo Tagi" с мнящейся долей фольклорной аккуратности струнных, песня дышит и живет, словно невиданное, пугливое живое существо.
Своим художественным драматизмом создается дополнительная глубина, выводящая проект за рамки просто приятной католической музыки в личностную духовность. Эмоций, осадка переживания после прослушивания становится больше. В этом одиноком пути к своему неминуемому концу, пройденном в одиночестве, за счет множества выразительных средств Эргрегор нашел не только мрачные и печальные стороны, но и возвышенные, гордые и важные шаги, которые стоит пройти если не самому, то вместе со вторым опусом Krief de Soli. Еще немного (это я о следующем диске) и под эту музыку начнут организовываться колонны бичующихся, и чума поглотит Землю.«