Мексиканец Альфонсо Куарон со своей каннской "Гравитацией" создал, пожалуй, самую правдивую экранизацию музыкальных экспериментов Oranssi Pazuzu. Умирающий от ужаса комок клеток, закованный в неуютную оболочку скафандра посреди пустоты и в окружении холодных звёзд, цепляется за жизнь на нитке троса, соединяющего его с консервной банкой орбитальной станции. Без комичных лазеров, оглушительных взрывов и прыжков на парсеки. Третья попытка финских психоделических пост-блэкстеров изобразить в нотном стане теоретические ощущения от чуждого пространства, которое никогда не станет пригодным для жизни (и уж точно не ждёт человека), – ни в коем разе не копия первых двух. Таблица элементов, впрочем, та же – перегруженное гитарное роу-звучание, во многом навеянное ранними Satyricon, Burzum и Darkthrone, густая атмосфера краут-психоделии, трайбал-ритмы, гипнотизирующие намеренными повторами, щепотки нойза, моменты из спейс-рока и экспериментальной электроники 70-х а-ля Жан-Мишель Жарр и Kraftwerk, ассоциации с авангардистами Ved Buens Ende, мистические клавишные пассажи и обильные инъекции дарк-эмбьента. Но при том, что стилистика Oranssi Pazuzu сформировалась полностью и узнаваема на все сто, "Valonielu" в отличие от предшественников выходит гораздо более однородным и концентрированным сгустком настроения – последовательным, драматичным, кинематографичным и в большей степени рассчитанным на рефлексию, чем на поиск чего-то нового. Во многом потому, что блэковая (или пост-блэковая) составляющая максимально растворена в окружающем пространстве, смешана с другими элементами.
С этой точки обзора материал дебюта "Muukalainen Puhuu" (2009) кажется наиболее прозрачным по звучанию и тонким в плане использования палитры элементов, с упором на состаренный клавишный антураж психоделик-рока 70-х, а сиквел "Kosmonument" (2011) – наиболее ярким, эклектичным, разнообразным и живым, где свой инструментарий финны расширили до невозможности. Вероятно, испугавшись такой прыти, новинка резко ограничивает палитру и использует в качестве цемента атмосферу, на этот раз под соусом слегка приглушенного, невнятного, но тонкого звука. Все вещи проходят в едином параде, где балом правят аранжировки, какие-то отдельные нюансы вроде ведущей клавишной мелодии с "Tyhjä temppeli" или блестящих мотивов "Olen Aukaissut Uuden Silmän". Здесь нет ставки на акценты отдельных треков, всё своеобразие каждого из них погребено под общим звучанием пьесы. Пространство проработано до безумия детально, с тщанием буквоеда, начиная от глубоких басовых партий до перкуссии, столь прилежно, что в этом водовороте 11-15-минутные треки, которые пробуют обвинить в затянутости и временном излишестве, кажутся логичным и вполне оправданным решением.
В конечном итоге своей цели – снова погрузить слушателя в упорядоченный хаос космоса и вымочить его в великолепной атмосфере, где каждый найдет свои ассоциации с научной фантастикой или личными переживаниями – они достигают без труда. Зрелые и уже неавантюрные Oranssi Pazuzu.«
|