Возвращайся немедленно в Киев, – продолжал Азазелло, сиди там тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве не мечтай, ясно? (А. Булгаков. Мастер и Маргарита)
Очередной фестиваль In Prog, без помпы отгремевший в прошлом году, дал много пищи для размышлений – на миг показалось, что прогрессивная музыка в бывшей Стране Советов не так безнадёжна, что на обломках новой власти напишут чьи-то имена. Впрочем, речь пойдёт не о самом мероприятии. Мы поговорим об одной из наиболее артистичных, техничных и на сегодняшний момент наиболее разрекламированных прогрессив-рок групп нашей незабвенной Родины. "Miracles still happen, especially in music", – гласит небольшая рекламка под CD, выписанная рукой одного из организаторов In Prog. Да, наверно, это действительно чудо, что "The Wings" в России получает чересчур положительную прессу. В данном случае поле чудес находится в Тынде. Без шуток. В маленьком городке на Дальнем Востоке, где надолго поселилась качественная прогрессивная музыка.
"Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит" (М.А. Булгаков).
За без малого год с момента знакомства я так и не смог понять эту работу. Считайте меня отечественным нонконформистом, но это так. Сейчас сижу в полутьме, разглядываю фотокарточку с автографами музыкантов, буклет компакта и пытаюсь выразить своё мнение примитивными знаками. На обложке всё так же стоят размытые тени участников Azazello на фоне захода солнца, птицы всё так же летят в вышине, а альбом по-прежнему не впечатляет. Я до бесконечности уверен, что если бы Михаил Афанасьевич был современным музыкантом, то играл бы он обязательно что-нибудь авангардное – джаз, тяжёлый блюз, психоделичный прогрессив-рок. Нынешним мастерам из Тынды до авангарда далеко, но свой хлеб с маслом они едят не просто так. 40 минут музыки, одна композиция, разбитая на 9 частей, и один бонус-трек с сольного альбома заводилы Azazello А. Кулака (гитары, вокал) – это много или мало? Если честно, и то, и другое.
Спорить с тем, что тындинская четвёрка технически подкована и творчески одарённа, нет смысла – особенно после их выступления. Композиционно музыканты местами пытаются быть достойными таких абсолютов как Yes, Kansas, King Crimson и Gordian Knot, музыкальная палитра их творчества достаточно богата. Но три или четыре фактора срубают мощный ствол на корню, заставляя от досады кусать локти. Во-первых, в музыкальном плане пластинка чересчур сумбурна. Кажется, музыканты ещё не определились сами, чего хотят, и в стремлении найти себя бросаются в поток неопределённости. По отдельности многие вещи слушаются довольно приятно, вместе – сливаются в цветастое и яркое пятно, вызывающее настолько же размытые чувства. Во-вторых, никакой критики не выдерживает вокал. Безголосые Кулак и Афанасьев предлагают нам флегматичное и бездушное солирование. В-третьих, сугубая бюджетность творения доводит звук пластинки и все эффекты на ней до уровня топорной работы – в тяжёлой стилистике это было бы не так заметно и не так важно (хотя Совок развалился уже 13 лет назад), а в качественном проге выделяется как флаг "Зенита" на трибуне "Спартака". Ну и наконец, ещё одно слабое звено в короткой цепи Azazello – стихи, которые лучше звучат на английском, поскольку на чужом наречии откровенно не режут уши затасканностью штампов. Хотя нет, режут, конечно – но меньше.
"Ты не похож на архиерея, Азазелло, – заметил кот, накладывая себе сосисек на тарелку" (М.А. Булгаков).
Я согласен, мы должны относиться с трепетом и уважением к отечественным музыкантам, которые рвут когти, дабы выйти на общемировую орбиту творчества. В этом случае Azazello как раз из такой серии. Но я бы покривил душой, если бы сказал, что "The Wings" пленяет качеством. Скорее количеством – наворотов, техники игры и так далее. Рисовать природу умеют многие, и только единицы Шишкиных обладают редким даром композиции. В общем, одна из наиболее переоцененных и сверхамбициозных пластинок начала нового века.«
Стремление отечественных музыкантов к освоению вроде бы чуждых для современной российской действительности направлений, без сомнения, похвально, и будет непоправимой ошибкой пропускать мимо ушей (в прямом смысле слова) любые проявления жгучего желания создавать комплексные прогрессивные произведения на просторах заснеженной Родины. Даже притом, что рядовой почитатель стилистики понимает всю несуразность и невозможность лёгкой жизни для этих "трудных подростков" своего времени – в рамках существующей конъюнктуры рынка, которая прохладно относится ко всему, что выходит за пределы очерченного круга, замкнутого на изъеденной коррозией Арии и московской слезоточивой пауэр-металл тусовке. Исходя из подобной логики, мы должны – нет, просто обязаны! – холить и лелеять соотечественников-прогрессистов, в трудной борьбе с окружающим балаганом пробивающихся наверх. Но, как известно, сердцу не прикажешь – покамест оценить по достоинству прогрессивные изваяния русских музыкальных скульпторов не получается. Мотор большинства работ с постоянной периодичностью глохнет за 10 метров до финиша, сводя все усилия на нет чередой недочётов и недостатков. На примере "Седьмого неба" мы легко проследим тенденцию.
Azazello – во всех смыслах коллектив примечательный, уже целое десятилетие карабкающийся наверх и сумевший заключить контракт с культовым французским лейблом Musea Records. Квартет музыкантов из далёкой Тынды, столицы БАМа, является, пожалуй, единственной в России группой, исполняющей качественный, техничный и своеобразный прогрессив-металл, что уже само по себе достойно бурных аплодисментов. "Седьмое небо" – четвёртый альбом в дискографии мастермайнда А. Кулака и его соучастников, но, как это ни парадоксально, сохраняющий все те недостатки, коими "блистал" его предшественник – "Крылья" (2002). Ни к профессионализму, ни к разнообразию настроений или лёгкой, воздушной атмосфере заснеженной романтики тайги претензий нет и быть не может. Azazello играют сложную, проникновенную музыку, наполненную жизненными впечатлениями и красотой родного для тындинцев края. Но несколько нелепых несоответствий сжигают если не дотла, то, по крайней мере, до угольного цвета их наработки, в значительной степени портя хорошее настроение, которое должно оставаться после прослушивания.
Перечисление станет как обычно банальным, но единственно правильным и необходимым. Во-первых, любое творение азазелльцев создаёт впечатление, что исполнители никак не могут разобраться в своих музыкальных предпочтениях, а их всеядность в смысле формирующих запись элементов местами иначе чем сумбуром назвать сложно, хотя альбом "Седьмое небо" в этом плане более продуман, чем, к примеру, "Крылья". Особенно хорошо у прогеров получается интеграция этнических элементов на пространство альбома. Во-вторых, неприятно поражает вокал, который некоторые поклонники смеют называть "своеобразным". Избавимся от условностей и признаем: вокал чертовски непрофессионален и убивает инструментальную часть безголосым цирком. Жаль, что сам Кулак отказывается это замечать, и каждая следующая работа вляпывается в одно и тоже вещество. Наконец, в-третьих, совместная деятельность лириков и оформителей на пользу пластинки оказывается напрасной – однообразные псевдофилософские стихи и по спирали закрученные в буклете тексты, которые просто невозможно в таком виде читать, вызывают настойчивую и непреодолимую изжогу. В остальном "Седьмое небо" производит впечатление крепкого прог-металлического альбома с отечественной спецификой, отражающейся на атмосфере композиций. К сожалению, небольшой шаг от крепкого до отличного диска пройти, как оказывается, не так-то просто. Искренне надеюсь, что данный отрезок всё же будет когда-нибудь преодолён.«