Для внятного олд-скула нужны, по крайней мере, темперамент и вдохновение – на старой памяти и ностальгии о детско-юношеском чудотворчестве в русле "крутятся диски" уже далеко не уедешь. Перефразируя изобличителя послевоенной преступности – товарища Жеглова, мечтавшего о супчике да с потрошками, у скандинавов RAM здесь "любовь с интересом". Может, даже лежбище. Их как-то сильно, навылет задел тот факт, что 80-е они встречали, вырисовывая на корочках школьных парт заострённые буквы из имен нарождавшихся хэви-металлических брендов, а не в чёрных кожаных штанах на парапете сценических подмостков. Мрачную романтику Black Sabbath с их фирменной игрой в символизм и эпатажными страшилками они впитали с молоком матери – второй альбом испещрён тайными знаками, намёками на трансцендентальное, а картинки нарочито смазаны. И вступительное пассе "Crushing The Dwarf Of Ignorance" грязным саундом и лавиной смешанных в коктейль звуков напоминает пространное вступление к галерее психоделического блэк-метала. Полторы минуты неожиданно обрываются, и нам руками и ногами помахивает среднетемповый хэви а-ля NWOBHM с искусственно состаренным звучанием. Простым, словно пять копеек, и, на первый взгляд, линейным. Музыкантов, по их собственным признаниям, подтачивал жестокий дефицит такого материала – весь олд-скул, пылящийся на развалах супермаркетов, они почитают за гнусную пародию. Если учесть душевность ковыряний RAM в хитросплетениях музыкальных хрестоматий, такой вывод не так уж абсурден. Они стараются воспитать дух классического металла в своём коллективе по мотивам Judas Priest, Accept, Mercyful Fate, King Diamond c обязательными трэшевыми интерлюдиями на манер тевтонцев Kreator и думоватыми эпизодами. Но и до иных столпов, которые вроде бы не очевидны здесь, добираются. К примеру, "Awakening The Chimaera" несёт на себе очевидный отпечаток Celtic Frost. Временами проскакивают пятна американского эпического хэви не без участия Manowar первой половины тех же самых 80-х.
С одной стороны, жители Гетеборга могут показаться безнадёжно устаревшими, но даже в русле модного ныне ностальгического тяжеляка они стоят особняком. Потому что не берут в расчет лишь один античный и куцый тренд. Поскольку гармонично сочетают в творчестве отголоски тех великих, на которых выросли. Такова, в частности, 9-минутная тема "Suomussalmi", где в пафосно-военизированной манере пытаются сквозь мрачный звук донести до нас какой-то скрытый смысл, перебивая гитарно-басовый стандарт передышками, скопированными у Iron Maiden, вокалом, подсмотренным у Адамса из Manowar, и вставками переговоров по радио. А ещё есть море атмосферной психоделии, разнообразие голоса Оскара Карлквиста, широкий риффовый спектр и ощущение того, что северяне не просто заворачивают в непретенциозную обёртку попурри из юношеских кумиров. Они живут в том времени, когда многое было толще и зеленее, а коммерция шлёпала по ягодицам только самых удачливых. В "Lightbringer" чувствуется вдохновение, шарм и эмоциональность. Всех этих родовых пятен так не хватает лавине олд-скула, что пытается накрыть индустрию в последние два-три года. И да, пластинка записана во славу "жестокой правде", что бы это чёрное по белому не значило.«
В поколении современных комбайнов, которые прореживают поля традиционного хэви в поисках своего звучания, RAM – явление без излишних условностей уникальное. А суть вот в чём: шведская пятёрка не столько затирает до дыр пластинки классиков, сколько старается изобрести заново знакомое до боли направление. И выглядит "Death", как и две попытки до неё, скорее не как стилизация, кои сейчас в тренде, а творчество по живому, глубокое сожаление о том, что они родились так поздно. Вероятно, новинка не дотягивает до крепкого и одухотворённого предшественника "Lightbringer", поскольку там сошлось в одной точке всё, что им было нужно – фантазия в нафталиновом стиле, шарм, мрачный антураж и добротные мелодии. Но всё же со своей задачей парни в целом справились. За основу, как и тремя годами раньше, RAM берут не безличную "песню года" из 80-х, а сборную солянку из атмосферных элементов Mercyful Fate и King Diamond, NWOBHM (никуда от него не деться) вроде Angel Witch да "пристов" и щепотки классического дум-метала, обрывки "черноты" Celtic Frost и раж боевиков Deep Purple первой половины 70-х. Мрачный, состаренный звук и общее оформление (не только визуальное) в русле эстетики Black Sabbath доводит блюдо до готовности. Именно так, а не пародийно-однообразно должен выглядеть, по их мнению, олд-скул, и точка зрения квинтета, выраженная в их интервью, ближе к делу. Встречаются в изобилии и мелодии Iron Maiden, и ассоциации с Dio, но шведы верят в то, о чём говорят в музыке. У них одинаково хорошо получаются и думоватые куски, и драйвовые скачки а-ля новая волна, и баллады вроде "Frozen". Просто поразительно, насколько это тонкий и холодный медляк.
Нестандартные гармонии, море атмосферной психоделии, разлитой крупицами по всему пространству (не только в интро и аутро), разнообразие голоса и общее впечатление того, что в "Death", где по всем характеристикам олд-скульного музея мадам Тюссо жизни быть не должно, она есть. "Lightbringer" был богаче, продуманнее и разнообразнее, палил по слушателю то короткими очередями NWOBHM-боевиков, то 9-минутным мрачнейшим гимном "Suomussalmi". В рамках нового альбома не получается столь же насыщенной и до упора гармоничной работы по мотивам, а некоторые треки подпадают под категорию проходных, чего не было тремя годами раньше. Но и в таком виде RAM по-прежнему на голову выше тех, кто старается вспоминать трад-метал из XXI века.«