Томми был действительно болен, да простит меня его душа за этот каламбур. Появившись в Deep Purple в наиболее сложный период эволюции группы, Болин, разумеется, не смог в полной мере заменить Блэкмора – не из-за отсутствия таланта или тяги к самолюбованию, которая в те далёкие времена – в отличие от наших – не была присуща большинству гитаристов. Томми был профессионалом высочайшего уровня, но иного плана, чем Ричи. Он мыслил другими категориями и выбрал абсолютно иной вектор развития, нежели маэстро Блэкмор. Вскоре Болина не стало, причиной чему явилась многолетняя и плодотворная "дружба" с наркотическими препаратами, которые, как известно из жизни, до добра не доводят. Достаточно посмотреть на великого и ужасного (во всех смыслах этого слова) ходячего трупа с заторможенными рефлексами Оззи Осборна, превратившегося в посмешище и делающего на этом "анатомическом театре" деньги. Так или иначе, Болин в полной мере освежил творческую страду Deep Purple, к тому моменту постепенно задыхавшуюся от настойчивого и плодотворного самокопирования, хотя и не смог предотвратить распада группы. "Come Taste The Band" по каким-то неведомым причинам был оценен по достоинству далеко не всеми поклонниками бэнда, но главное – заставил обратить внимание на Болина как на личность в гитарном мире.
Без сомнения, если долго и пристально смотреть правде в глаза, окажется, что именно британские легенды, впустив в свои закрома Томми, подарили широкой общественности его сольное творчество, а в этом смысле здесь есть, где поживиться – на тот свет Болин ушёл, оставив после себя приличное количество высококвалифицированных работ. Впрочем, 1972 год выбивается из общей хронологии, а критики прозвали этот период совершенно справедливо и красноречиво – "missing year". Парадоксально, но факт – Болин и его коллектив Energy при всех неоспоримых достоинствах так и не смогли получить контракт, и это в те времена, когда сотни групп-однодневок выбрасывали еженедельно в музыкальную небо тучи недоделанного мусора, загрязнявшего первозданную творческую атмосферу. Сей возмутительный факт тем более странен, если учесть, что компиляция в рамках альбома "Energy", совершенно очевидно, – одна из наиболее интересных работ Болина за всю его непродолжительную карьеру. Кроме того, некоторые из вещей, записанных с Energy, позже обрели свою законченную форму с Deep Purple или на сольных альбомах гитариста.
Круг характеризующих "Energy" понятий, находящих своё мысленное воплощение, ширится с каждой новой композицией, но здесь вполне можно обойтись банальным триумвиратом – музыка эклектична, загадочна и вычурна. Слово "профессионально" не стоит упоминания как само собой разумеющееся. Стилистику альбома определить одним словом невозможно, а ярлычок, повешенный на "Energy" в буклете (jazz metal fusion blues), хотя кажется слишком громоздким, почти попадает в цель. Так или иначе, все заявленные компоненты – кроме, разве что, metal, который стоит заменить на hard-rock – раскрываются в полной мере. "Energy" относится к тому подвиду работ, которые несмотря на чёткую и стройную структуру всё же построены на прекрасной импровизации. Джазовое фортепьяно перемежается с фьюзовыми элементами, уступая место хард-роковой структуре, мелодика которой, весьма вероятно, навеяна тогдашними титанами – Deep Purple, в первую очередь. Плюс не забудьте добавить чуток флойдовской психоделии. Некоторые темы целиком и полностью построены на блюзовой основе, другие пытаются увильнуть во фри-джаз. Впрочем, несмотря на проявляющиеся влияния, которые в данном случае не стоят упоминания, материал "Energy" до сих пор свеж как утренняя роса. Главная его особенность – единство в разнообразии. Болин в своём творчестве не ударялся в крайности, поэтому "Energy", с одной стороны, не представляет собой "лёгкое чтиво", с другой, вовсе не заставляет вас зевать от чересчур заумных фьюзовых импровизаций. Это пластинка для всех и для каждого. Не лучшая работа Болина, поскольку такими категориями мыслят в песочнице. Действительно, не лучшая. Просто самая любимая...«
Старина Ричи Блекмор, по горло увязший в своих бесконечных фолковых странствиях, во все времена умел грамотно задирать нос. Делать комплименты и хвалить коллег по цеху папа хард-рока никогда не спешил. Одним из тех, кому всё-таки перепало чуть столь редкого дара, оказался Томми Болин, американский заклинатель шести струн, не совладавший с превратностями шоу-бизнеса и попавший под колёса этого мира. И хотя по заявлению Лемми Килминстера в 1970-е годы наркотики были качественнее, до добра оные препараты людей и тогда не доводили. Болин покинул наш мир в 25 лет, оставив после себя добрую память и хорошую репутацию, отыграв в нескольких коллективах, включая Deep Purple. Фактически интерес к его музыке возрос после успеха "Come Taste The Band" (1974), а летальный исход борьбы с превратностями бытия поднял общественную оценку на новую высоту. Спустя 30 лет после своей смерти Томми, кажется, живее всех живых. Специальное издание "Whips And Roses", планируемое в нескольких томах, предназначено для поклонников таланта американца, так как содержит альтернативные версии самых знаменитых его хитов вроде "Dreamer" или "Teaser". С другой стороны, первый выпуск (как, впрочем, и последующие) сгодится и как замечательный повод для "неучей" в области классического рока ознакомиться с наследием хорошего заокеанского блюзового и хард-рокового композитора и гитариста. Чего вам и желаю!«
Музыкальные бизнесмены, которые, как мы знаем, совсем не прочь нажиться на светлой (или не очень) памяти своих подопечных, выпускают уже второй том альтернативных воспоминаний о Томми Болине, американском гитаристе, получившим свою порцию восторженных речей за счёт участия в Deep Purple кризисного периода середины 70-х вплоть до своего скоропостижного ухода по воде, вызванного отчаянной и отнюдь не взаимной дружбой с наркотиками. Если бы компиляция сама по себе представляла лишь очередной сборник музыканта, сдобренный порцией традиционных бонусов, почитателям заслуженного индейца от гитары можно было бы не беспокоиться, но, как и в первый раз, на "Whips And Roses II" истинного меломана ждут альтернативные версии хитов Болина, включая четвёрку вещей с его знаменитого "Teaser" (1974), а также три темы, исполненные вживую. Хрестоматийная смесь из хард-рока, американского блюза и фанка, сдобренная щепоткой психоделии. Если прибавить к этому прекрасный буклет, вобравший десятки редких и удивительно выразительных фотографий и избавленный от верениц ненужного текста, то этот релиз превратится в замечательный подарок старым адептам Deep Purple, James Gang и сольного Томми. По крайней мере, являться на день варенья с пустыми руками не придётся.«