Часть I. Мифы и легенды шоу-бизнеса: Глава 1. Мифы и легенды о географии музыки
Легенда о столичных артистах
Давным-давно, в незапамятные годы, поезда очень дальнего следования привозили в Москву особую расу людей. Они были одеты в черные одежды, на их лицах были написаны мрачное ожидание и одновременная целеустремленность. За их спинами громоздились гитары и железные тарелки, а в руках были дорожные сумки, набитые нотами и демо-кассетами... Знакомая сказка про белого бычка? Кажется, пару раз по ней даже писали сценарии фильмов. Есть у нас такие, "Попса", "Ландыш Серебристый" и что-то еще из голливудских шедевров того же пошиба.
Этот миф древний, как сама тусовка, и зародился он в ту пору, когда высокие технологии были еще не развиты, и вся административно-производственная часть музыкальной сферы концентрировалась в столице. Тогда надо было лично встречаться с "нужными людьми", лично отвозить пластинки (демки) и прочую хренотень в руки этим самым людям, да и в целом, какие-то серьезные дела делать исключительно из офисов компаний, заведовавших бизнес-процессами.
Кстати, еще один миф о рекорд-компаниях зародился в эту же пору. Если кто до сих пор не осознал, почему они называются (раньше точно назывались) студиями звукозаписи, хотя торговали кассетами, то поясню – некогда было такое дело, что хороших артистов лейблы сами и записывали – в крутых студиях, как полагается... Кто не помнит, гляньте пару серий "Элен и ребята", там что-то подобное встречалось.
Однако, эти времена давно ушли в забвенное прошлое, и сегодняшняя рыночная ситуация очень круто изменилась. Сейчас никого не пишут, демки не слушают и выпускают исключительно готовый материал (о чем в дальнейшем будет отдельная глава, и там же можно все подробности узнать и о лейблах, и о демках). А мы пока про географию музыки продолжим.
Москва, в силу своего мегаполисного статуса, всегда отличалась тем, что там было все самое лучшее и самое передовое. В те дни, когда в поволжских городах Пепси видели только на экране телевизора, в столице его пили уже все продвинутые подростки. В Москве базировались все записывающие компании, ибо рынок был настолько закрыт, что в провинции сделать более-менее основательный и конкурентоспособный проект не представлялось возможным.
К тому же, именно в столице бурлила богемная житуха. Туда привозили фирмачей, там мутили офигенные фесты, там же проходили и наиболее клевые квартирники и сталкер-тусы.
А потом вездесующий и всехмогущий кинематограф кадр за кадром восстановил события, некогда скрытые от простого зрителя если не железным, то алюминиевым в огурчик занавесом.
Появились те самые фильмы, по которым музыканты "учатся жить" – ненавистная мною "Попса", далекая от реальности, как Венера от телескопа, "Гадкий Койот", "Рок-Звезда" еще какая-то хренотень на ту же тему.
Самый большой недостаток всего этого медийного бреда заключается в том, что создается неверное представление о географических масштабах творчества в современном мире. Вам не приходилось задумываться о том, что, например, не все финские звезды живут в Хельсинки, и не все немецкие металлисты обретаются в Бонне или Берлине? Им прекрасно живется в родных Куопио, Оулу и Фрайбургах, из которых они в перерывах между турами носа не высовывают.
И только в нашей стране силами недалеких режиссеров и писателей-фантастов внушается мысль, что девочкам и мальчикам из провинциального города просто жизненно необходимо сложить вещички в котомку, драпануть ближайшим поездом до местного "пятачка" и потом пройти невероятное количество приключений на вторые девяноста, пока тебя заметит и, соответственно, облагодетельствует энным количеством денег и любви очередной крутой продюсер.
Итак, сюжеты, навязанные нам медийными бонзами, были однотипными, как капли топорного портвешка в граненом стакане, и такими же омерзительные как на вид, так и на вкус. Ко всему великолепию добавилась пара шизанутых историй моих коллег о группах "четвертой волны", прибывших кто из Кургана, кто из Тьмутаракани, и о том, как пришлось им, бедолажкам, зашибать скромные копейки, работая по три концерта ежедневно, ошиваясь в подвалах и стремных бомжатниках и как они таки выбились в великолепные звезды (не без помощи опять же, крутого столичного продюсера, куда ж без него-то!).
О продюсерах мы еще поговорим, про них отдельная глава будет. А пока продолжим про группы.
Однажды мне встретилась по работе весьма забавная команда – Внесистема. Сначала они мне рассказали трогательную историю о том, как они приехали в Москву откуда-то из Ростовской области, как сняли одну на всех квартиру, делили на пятерых три чайных ложки каши...
А потом предложили "вложить денег" в их, несомненно, гениальный проект. Который, по большому счету, ничего не просто гениального, но и более-менее приличного собой не представлял. Но это было бы, как говаривал профессор, полбеды.
После того, как я с горем пополам пояснила им, что давно уже не существует никаких вкладывателей бабла в природу, они почему-то сильно обиделись. Мы так и не сработались, люди, закоснелые в своих убеждениях, неспособны понять, что реальность отличается от сказок. И, кажется, разошлись, как в море корабли. Но не тут-то было! На злобу дня мне в контактах подкинули страннейшую видюху, на которой пьяные в хламдец члены группы, одетые, кажется, только в трусы, орали безумными голосами "Рвем Москву!" При этом еще ножками дрыгали и очень так имбецильно ухмылялись в камеру. Сам оператор тоже, полагаю, пребывал не на вершине трезвости. Эта провокационная реплика вызвала массу адекватных и не совсем комментариев, и, если задумывалась, как официальная часть медиа-пакета (обоснованная антиреклама), то должного эффекта не возымела. С момента появления в столице группы (и этого видео в сети) популярность указанного коллектива особо не возросла. По крайней мере, мы бы об этом знали первыми.
Так что, рвать Москву нынче не в моде. И не надо. Вы можете оставаться какой угодно группой – Новосибирской (как Welicoruss), Самарской (как ATIS, Nemirie и Autumn Lethargy), Уфимской (как Septem Voices и Impherion), Курской (как Annodomini и Xe-None), и прекрасно себя чувствовать! Если внимательно ознакомиться с правилами шоу-бизнеса, то вам не придется уезжать из города, чтобы выпуститься в Москве, и не придется бомжевать, выискивая на Горбушке продюсера. Как все сделать правильно – внимательно читаем дальше.
Пошли все... по почте!
Сегодня, когда Интернет там, где ты сам – необходимость куда-то мотаться стала рудиментом. Даже на традиционную почту не надо, чтобы диск отсылать. Для ознакомления рекорд-компании можно послать архив с альбомом и артворками, загрузив его на файлообменник. Даже репетировать в онлайн режиме научились, как только появились скоростные безлимитные технологии.
К сожалению, привыкнуть к этому наши драгоценные команды никак не могут, и все еще по старинке страдают такой манией, как попытки лично притащить на проходную лейбла свой шедевр на физическом носителе, либо обязательно всей бандой припереться в Москву, снять на всех однокомнатный бомжатник и делать вид, что они "рвут Москву".
Смысла в этом осталось мало.
Например, мои хорошие друзья и коллеги из самарской группы Nemirie поступили очень умным образом – они записали альбом у себя в городе, а на сведение прислали мультитреки в московскую студию "White Sound", доверившись опыту местных звукорезов и не встревая в процесс. Общение с сотрудниками происходило исключительно по аське! Но, не прошло и трех недель, как свежий материал уже подписала компания "Айронд". Прислав группе договор по электронной почте. Группа из Самары даже на полдня не высовывалась.
Septem Voices – уфимцы. Всегда были ими и никогда не стеснялись своего происхождения, в отличие от некоторых исполнителей, которые моментально превращаются из уральцев, курганцев и волжан в коренных москвичей.
Они тоже не остались без попечения столичных лейблов. Первый альбом "Для Тебя" стал гордостью CD-Maximum, второй – "Колдовство" тоже заполучил бегущий впереди планеты всей Айронд, после кризиса резко начавший обращать внимание на лучшие новинки российской (а не только московской) метал-сцены.
Знать "нужных людей" теперь тоже необязательно – у каждой уважающей себя конторы есть представительский сайт. Хороший, или сделанный для очистки совести, это неважно. Главное, всегда содержащий важный и полезный раздел: контакты. Написать и отправить письмо – дело трех минут. И не надо лететь на почту, облизывать марки и запаковывать бандероли. Серверы файлообмена – лучшие друзья музыкантов!
Не правда ли, все проще простого?.. И чего все продолжают мучиться вопросами, которых по сути уже не осталось?
Просто запомните, нет никакой разницы – пошлете вы свой материал электронной почтой или же принесете лично. Максимум, что вам предложат – это опустить физический носитель в специальный ящик на проходной. Так что, сэкономьте свое время и деньги на проезд.
О том, как правильно оформить письмо выпускающей компании, будет рассказано подробнее в соответствующей главе.
Пока продолжим тему провинциального искусства.
Еще одни наши коллеги, самарская группа ATIS отлично справляется и с вопросом выступлений – со всеми организаторами контачат по скайпу или аське, и прекрасно выезжают на одиночные концерты в соседние города, а после выпуска второго альбома собираются во всероссийский тур.
Так что, не вижу ни малейшего смысла в том, чтобы торчать в Москве только для того, чтобы числиться "московской" командой. Интернет настолько стирает границы географии, что никому сегодня нет дела, откуда вы – из столицы или региона.
О сольниках столичных
Концертная политика групп – вообще, отдельная тема, и у нас она тоже будет.
Но есть одна в ней один "пунктик". Уже не помню, кто мне это сказал, но есть такая легенда, что на московских концертах бывают некие "влиятельные люди", которые находят группы и вкладывают в них деньги. Поэтому группы рвутся выступать в Москве, хоть как-нибудь, хоть где-нибудь...
Давайте по порядку разберем и этот миф.
Во-первых, выступлением в столице вы никого не удивите. Этот город концертами закормили до такой степени, что скоро у всех музыка из ноздрей польется. Поэтому не рассчитывайте, что просто выступление в столице вам что-то особенное даст.
Во-вторых, на пионерфестах, да и на серьезных концертах, влиятельные личности бывают редко. А если бывают, то в двух ролях: первая – организаторы. И им не до молодежи, трущейся на сцене. Вторая роль – гости и зрители. Тогда им в особенности не до работы, они отдыхают.
А вот в регионах молодые команды "вылавливают" свои же, коллеги. Местные команды, создающие поддержку москвичам на сборных туровых концертах, очень часто становятся друзьями и коллегами по цеху, а после получают в личку нужные контакты, замолвленные словечки и всевозможную поддержку в плане продвижения, но исключительно по дружбе. В металлической сфере, вообще, понятие дружбы и коллегиальности очень сильно развито. Мы никогда не были индивидуалистами и достиженцами, мы всегда были братией, сплоченной и настроенной на общий успех. Борьба против непонимания и всеобщего порицания этого требует.
И последнее. Не думайте, что столичные артисты чем-то отличаются от региональных в плане концертной политики. Испокон веков все мы, музыканты, циркачи, актеры, барды и прочие творческие личности, были бродячими.
В отличие от вопросов записи и выпуска, с концертами высокие технологии не помогают. Невозможно постоянно сидеть на пятой точке в родном городе, периодически давать концерты только на местных площадках, не совать носа за пределы МКАДа или иной пограничной дороги. Рано или поздно группа со своим материалом приестся публике и осточертеет всем. Выступать каждый месяц с сольниками, как делают некоторые небезызвестные в узких кругах команды, вообще несолидно. И даже не смешно. Каждый раз загнать на одну и ту же площадку должное количество зрителей не получится. Даже самый стойкий фан-клуб однажды обожрется своих любимых песен и скажет – да идите вы нафиг. С экономической точки зрения подобное поведение вообще смотрится дико – на одной стороне потребительского рынка у нас переизбыток, на другой – недостаток. Нормальная группа должна (!!!) кататься.
|
Если вам мешает работа, семья или что-то еще – извините, вы не музыкант. Вы играете в музыканта. И серьезная карьера, успех и слава металлики вам никак не светят. Если вы не можете позволить себе поехать раз в полгода на неделю-две по России, если вам ремонт или личная жизнь мешают даже в выходные сгонять в соседний город – продайте гитару и займитесь любовью, а не войной. Честно. Как промоутер, катастрофически не люблю тех, кто сначала промоет мне мозги на тему "как мы хотим стать суперзвездами!", а потом начинают с не меньшей убедительностью петь мне на уши, как им сложно и невозможно вырваться на пару дней из лап любимой женушки и тещи, чтобы отыграть концерт где-нибудь вне столицы.
Запомним раз и навсегда: артист – профессия разъездная и публичная. Не можешь – не берись. Хирург, который боится крови, тоже не сможет работать, и это почему-то не оспаривается. Только в музыкальной среде на сцену лезет каждый, кому не лень – не имея за плечами никакого музыкального образования, не умея ничего, кроме как криво скопировать пару риффачков финского розлива, но считая себя как минимум непризнанным гением. Если вас мои слова обижают, то, значит, вы тоже не музыкант. Настоящих артистов на полставки не бывает. Это, простите, лабухи кабацкие. И в металле таковые высоко не ценятся.
Заграница нам поможет!
Как вы относитесь к гастарбайтерам? Упс, кажется, у некоторых этот вопрос вызывает традиционную реакцию и заставляет слегка призадуматься?
Да-да, именно так к нам относятся и зарубежные, так сказать, партнеры. Это мы их называем партнерами, а они нас... ой, лучше бы никак не называли. Почему? А почему в половине курортных зон европейцы просят поселить их в корпуса или даже гостиницы "без русских"? Потому что для цивилизованной Европы наше привычное пьянство, бля...ство и гулянство так же выглядит дико, как для нас "эй дэвушка, паашли дэлать са мной лублу!" вкупе с хамским хватанием за коленку. Мы тоже не любим, когда нам тыкают фразами вроде "слышь, брат?" и качают права на пустом месте. Но почему-то не осознаем, что подобным образом могут относиться и к нам самим.
|
Возможно, для той культуры, в которой воспитаны наши бывшие соотечественники, поведенческие нормы, вызывающие у нас откровенную неприязнь, являются привычными. Но для нас они – повод для ужасания, насмешек и пренебрежения. Хотя, некоторые отдельно взятые личности при более серьезном знакомстве оказываются вполне цивилизованными и интересными, и вообще. Так же и мы, россияне, для западных европейцев кажемся таджиками и узбеками. Все наши стремления попасть "за границу" рассматриваются так же, как попытки захватить рынок дачно-строительных раскопок и возведения пизанских башен в спальных районах.
Если я выражаюсь недостаточно понятно, то скажу еще проще: у европейцев дохрена своих музыкантов. У них заводы не стоят, когда в стране одни гитаристы, у них половина музыкантов работает на этих самых заводах, сколачивает банды на пару лет, катается в удовольствие с одним-двумя альбомами, а потом благополучно забывает опыт молодости бурной. А еще половина людей зашибает на жизнь в России, где за концерт платят гонорары, а не проценты от проданных билетов. Это в нашей стране промоутеры пытаются засунуть десять винтов в одну хитрую гайку, предлагая все сокровища нации за один сольник в Б1 Максимум.
Это мы придумали билеты по три тысячи рублей, против двадцати пяти евро в Финляндии, и это только наши группы, едва выпустившие полтора альбома, заявляют гонорар в три раза больше, чем бластовские продвиженцы. Наша Раша физически неспособна понять цивилизованные формы работы, принятые в западном мире, у нас не могут даже элементарные артворки в разрешении 300 dpi сделать с отступом в 5 миллиметров с обрезной стороны, тогда как Napalm выдвигает требования на двадцать страниц!
И только наши не могут понять, что те же финны никогда не будут делать для каких-то русских качество записи лучше или так же, как и своим, ибо нефиг демпинговать рынок. Согласитесь, когда Финляндия стала всеобщим поставщиком дешевой импортной штамповки, это было полбеды, там всего-то пять миллионов жителей ну и полмиллиона музыкальных команд, каждая вторая из которых не существует больше пяти лет. А вот если Россия со своими гигантскими масштабами вдруг наступит на горло устоявшемуся рынку Европы, то вся эта загранка, во-первых, потеряет потребительскую сферу в виде все тех же миллионов людей, покупающих диски и шляющихся на концерты стоимостью по сто-двести баксов, а во-вторых.... Прикиньте ущерб официальной экономике от хлынувших на наш рынок китайских подделок?
Вот, примерно то же самое будет, если Россия прорвется на Запад. Много, дешево, хреново, зато дешево. И много. Нам всегда все было пофигу, и китайцы, и экономика. Могу поспорить, что половина читателей даже не поняла, что я там плету про демпинг и рыночное сегментирование.
А вот в Европе народ считает семейный бюджет до копейки на калькуляторе (у нас эта сцена даже в Интердевочке присутствует), и там дети к родителям в гости без приглашения не ходят, потому что их кормежка в бюджет не была заложена. И там прекрасно понимают, что есть русское нашествие, и допускать наших туда не будут.
Но вы же спросите, как те или иные группы таки прорываются туда, вот туда, за горизонт и за океан?
Да запросто. Вы когда-нибудь задумывались, как зовут артистов в китайском цирке? Или как этот самый цирк называется?
Нам достаточно того, что на афише просто написано – китайский цирк!
Вот и мы тоже для них – русские медведи. В шкурах, лаптях, косоворотках, ушанках и при топорах! С хейхеями, хойхоями и прочими скоморошьими забавами, которые экзотично смотрятся на запонтованной евросцене.
Или это русские ляди, косящие под девочек-лесбияночек, что тоже модно и актуально в пуританских странах, едва хлебнувших лиха из червленой кружки секшел революшена.
А музыка, да какая бы она ни была у вас гениальная, нахрен она там широкой публике и местным шоу-бизнесменам не сдалась.
Доказывать обратное приходится долго и упорно, и пока что нормальные рыночные взаимоотношения с Европой у нас в противозачаточном состоянии. Единичные "прорывы" коллективов за границу не в качестве русских медведей и не в качестве экзотической нации, а на основании таланта – это скорее, исключение, нежели всеобщее правило. Можно только надеяться, что в дальнейшем мы придем к полноценному конкурентоспособному двухстороннему бизнесу, но сейчас об этом говорить очень рано.
» Далее: Часть I. Мифы и легенды шоу-бизнеса: Глава 2. Альбомы, лейблы, реклама
|