Ансамбль Шмели, выходец из разномастного, в тон разным демотиваторам, бессмысленного и беспощадного, готического андеграунда умудряется карабкаться все выше и выше, и вот уже попадается на глаза, на достаточно известном лейбле, реализуя конкретные маразматическо-мотологические идеи обоюдного внедрения европейского профиля индустриальной музыки в аутизм замкнутого на себе российского создателя. Именно с другими коллективами мотологической песни у меня ассоциируются Шмели – адаптированный вариант кухонного личного безумия, вынесенный в иную субкультуру, и, соответственно в народ. Таким ликом нас встречают чаще всего шуточные или шоковые ансамбли, цель которых не создавать музыку, а услаждать внутренних демонов зрителя, но вопреки всякой логике, группа серьезная, и к тому же плодовитая.
Самое интересное, что группа не пропащая, но застывшая на грани ужаса неудачных гомункулов российской "сцены из-под" и вполне здравого, в чем-то даже индивидуального подхода, возможно представляющего определенный интерес. Разрабатывается популярная жила industrial synth gothic с заброшенными для пущего разнообразия элементами фолка (на самом деле никакого не фолка, а одного, отдельного инструмента – волынки – видимо, чтобы показать свою нетривиальность). Звучит все вполне терпимо с косяками в каждой детали, кроме электронных битов и нарочито простых, синтетических мелодий, сыгранных одним пальцем на синтезаторах. Аранжировки имеют странные тенденции меняться от песни к песне, выводя вперед, то утопленные в синтетическом привкусе, словно, семплированные гитарные риффы полные рамштайновщины (а в сочетании с волынкой и учетом электронной базы Tanzwut), то более-менее слушабельные синтезаторы. Эта чехарда со звуком вызывает ощущение полнейшего хаоса, лишь в отдельные моменты, впадая в приступ гармонии. Совершенно добивают порой ударные похожие на драм машину, плоские и пластиковые, и тоже, местами выдающиеся вперед. Безэмоциональный вокал, начитывающий тексты главным образом так, чтобы они попадали в ритм музыки, в чисто мужском варианте просто хрипловатый разговорный голос, а в лучшем варианте, сочетание женского и мужского голосов. Поет тут только дама, но осторожно, стараясь не показать отсутствие данных талантов, и этого чаще достаточно, чтобы вызывать положительные эмоции.
Из четырнадцати песен диска, одна из которых по неопределенным причинами стала бонусом, подавляющее большинство имеет наметки приличий, затоптанные эклектичными аранжировками, на которые автор оказался, к сожалению, богат. При неоднократном повторении, композиции элементарно не запоминаются, и более того, не цепляются к тебе, а начинают надоедать – два прогона, максимум на который годен диск. Намного лучшим вариантом видится вдвое меньшее количество композиций, длиннее трех с половиной минут, в которых мысли и идеи, могли бы быть изложены значительно адекватней. Первый потенциальный хит, это четвертая композиция "Сон", в которой все элементы сошлись в гармоничном синтезе, вместо показушной волынки на "Люди" или серой мешанины "Какофония Сердец". Отрывистые вокальные экзерсисы и театральные эпизоды, коих во множестве пытаются набрать Шмели на самом деле не театральные, а опереточные. Во время них, например, на пятой песне, полное ощущение слабых последователей Аукциона. А еще они в определенной мере патетичные, доводя шизанутую романтику до абсурдистского пафоса: вариант "Жги", в котором кроме псевдодетского пения есть и хорошие гитарные риффы. Стоит выделить мощную "Небо Против" показывающую, каким мог бы стать альбом, доделай его как надо. Сразу следом за ней, последователь, оформивший свои симпатии уже названием, а затем и текстом сказкой, и наконец, чуть иным, но не менее эффектным подходом к музыкальной части, хотя гитары можно было и не уводить, за бит. Единственная подошедшая под фольклорные мотивы "Цветочный медведь" вторит хорошим содержанием песне про котейку.
Оформление как оформление – безумные профессора с весьма приличными коллажами и рисунками в тему наименований песен, а вот с текстами все сложней – здесь все без пол-литра не разобраться. Тонны безумной бессмыслицы могут быть как следствием заковыристого, эксцентричного отображения мыслительного процесса через нетривиальные или специально придуманные лабиринты метафор, а могут оказаться обычным не имеющим ничего за душой подбором слов, под пару строчек, выражающих основную мысль песни (смысл чаще всего присутствует все же). То есть, это или выстрадано и выдумано, что есть хорошо, или абы как подписано, чтобы было, да, чтобы вводило в ступор. Эту часть я судить отказываюсь. Кроме всего прочего диск обладает концертным клипом на заглавную песню, который можно даже посмотреть для общего развития.
У меня рука не поднимется поставить альбому высокую оценку, хотя бы из-за несдержанности музыкантов, так и не доведших выражения своих идей до той формы, в которой их хотелось бы слушать. За одни задатки, и наполнения пустующих ниш в национальных сценах хорошие баллы не ставят, а попытка разнообразить загрустившую, но по-прежнему качественную интернациональную сцену не принимается.«