Ансамбль Шмели, выходец из разномастного, в тон разным демотиваторам, бессмысленного и беспощадного, готического андеграунда умудряется карабкаться все выше и выше, и вот уже попадается на глаза, на достаточно известном лейбле, реализуя конкретные маразматическо-мотологические идеи обоюдного внедрения европейского профиля индустриальной музыки в аутизм замкнутого на себе российского создателя. Именно с другими коллективами мотологической песни у меня ассоциируются Шмели – адаптированный вариант кухонного личного безумия, вынесенный в иную субкультуру, и, соответственно в народ. Таким ликом нас встречают чаще всего шуточные или шоковые ансамбли, цель которых не создавать музыку, а услаждать внутренних демонов зрителя, но вопреки всякой логике, группа серьезная, и к тому же плодовитая.
Самое интересное, что группа не пропащая, но застывшая на грани ужаса неудачных гомункулов российской "сцены из-под" и вполне здравого, в чем-то даже индивидуального подхода, возможно представляющего определенный интерес. Разрабатывается популярная жила industrial synth gothic с заброшенными для пущего разнообразия элементами фолка (на самом деле никакого не фолка, а одного, отдельного инструмента – волынки – видимо, чтобы показать свою нетривиальность). Звучит все вполне терпимо с косяками в каждой детали, кроме электронных битов и нарочито простых, синтетических мелодий, сыгранных одним пальцем на синтезаторах. Аранжировки имеют странные тенденции меняться от песни к песне, выводя вперед, то утопленные в синтетическом привкусе, словно, семплированные гитарные риффы полные рамштайновщины (а в сочетании с волынкой и учетом электронной базы Tanzwut), то более-менее слушабельные синтезаторы. Эта чехарда со звуком вызывает ощущение полнейшего хаоса, лишь в отдельные моменты, впадая в приступ гармонии. Совершенно добивают порой ударные похожие на драм машину, плоские и пластиковые, и тоже, местами выдающиеся вперед. Безэмоциональный вокал, начитывающий тексты главным образом так, чтобы они попадали в ритм музыки, в чисто мужском варианте просто хрипловатый разговорный голос, а в лучшем варианте, сочетание женского и мужского голосов. Поет тут только дама, но осторожно, стараясь не показать отсутствие данных талантов, и этого чаще достаточно, чтобы вызывать положительные эмоции.
Из четырнадцати песен диска, одна из которых по неопределенным причинами стала бонусом, подавляющее большинство имеет наметки приличий, затоптанные эклектичными аранжировками, на которые автор оказался, к сожалению, богат. При неоднократном повторении, композиции элементарно не запоминаются, и более того, не цепляются к тебе, а начинают надоедать – два прогона, максимум на который годен диск. Намного лучшим вариантом видится вдвое меньшее количество композиций, длиннее трех с половиной минут, в которых мысли и идеи, могли бы быть изложены значительно адекватней. Первый потенциальный хит, это четвертая композиция "Сон", в которой все элементы сошлись в гармоничном синтезе, вместо показушной волынки на "Люди" или серой мешанины "Какофония Сердец". Отрывистые вокальные экзерсисы и театральные эпизоды, коих во множестве пытаются набрать Шмели на самом деле не театральные, а опереточные. Во время них, например, на пятой песне, полное ощущение слабых последователей Аукциона. А еще они в определенной мере патетичные, доводя шизанутую романтику до абсурдистского пафоса: вариант "Жги", в котором кроме псевдодетского пения есть и хорошие гитарные риффы. Стоит выделить мощную "Небо Против" показывающую, каким мог бы стать альбом, доделай его как надо. Сразу следом за ней, последователь, оформивший свои симпатии уже названием, а затем и текстом сказкой, и наконец, чуть иным, но не менее эффектным подходом к музыкальной части, хотя гитары можно было и не уводить, за бит. Единственная подошедшая под фольклорные мотивы "Цветочный медведь" вторит хорошим содержанием песне про котейку.
Оформление как оформление – безумные профессора с весьма приличными коллажами и рисунками в тему наименований песен, а вот с текстами все сложней – здесь все без пол-литра не разобраться. Тонны безумной бессмыслицы могут быть как следствием заковыристого, эксцентричного отображения мыслительного процесса через нетривиальные или специально придуманные лабиринты метафор, а могут оказаться обычным не имеющим ничего за душой подбором слов, под пару строчек, выражающих основную мысль песни (смысл чаще всего присутствует все же). То есть, это или выстрадано и выдумано, что есть хорошо, или абы как подписано, чтобы было, да, чтобы вводило в ступор. Эту часть я судить отказываюсь. Кроме всего прочего диск обладает концертным клипом на заглавную песню, который можно даже посмотреть для общего развития.
У меня рука не поднимется поставить альбому высокую оценку, хотя бы из-за несдержанности музыкантов, так и не доведших выражения своих идей до той формы, в которой их хотелось бы слушать. За одни задатки, и наполнения пустующих ниш в национальных сценах хорошие баллы не ставят, а попытка разнообразить загрустившую, но по-прежнему качественную интернациональную сцену не принимается.«
Можно было бы считать этот процесс горячей штамповкой личности, если бы у Шмелей не вышло бы удачней, чем в прошлый раз – можно сказать значительно удачней. Из вариаций самоутешения музыкальным материалом, щекочущим собственные нервные окончания от его наличия среди произведений искусства, новый альбом благодаря той самой "умеренности" коей не хватило в прошлый раз, всплыл до возможности привлечения нового слушателя, до возбуждения интереса среди меломанов.
Новый диск набирает свои баллы, начиная с обложки и оформления, формат которой пролегает в мультипликационной, небрежно-российской манере модерновой сказочности, более убедительных, чем сомнительная обработка фотографий (единственная, что здесь в наличие, хороша). Следующим шагом по вовлечению зрителя становятся оформившие свою стилистику как "современная сказка" тексты, на манер мутированного Король и Шут. Снабженные минимально-необходимой моралью, короткие зарисовки в этот раз крутятся вокруг механической темы более очевидно, задевая все составляющие, развлекая в промежутках шуточными экскурсами в особенности вождения автомобиля женщинами, например. Сохранен призыв к публике, но выражен аккуратней, артистичней.
Музыкально материал не изменил курса кардинально, но при наличии внушительного списка "неклассических" инструментов (волынки, флейты, ситары, бонги, тамбурин, маракасы, колокольчики, варгана и прочих), по большей части задвинул их на второй план, и... выиграл, упростив музыку до стабильного сочетания гитарного риффа, акустических переборов и основной мелодической темы. По этой схеме построены все композиции альбома. Стоит отметить, что качественней стала запись, во всяком случае, никакой пластик ударных или синтетичность гитар не прижились на диске, и более – гитары потяжелели, бас занял почетное место, соединяя треки в единое целое, а флейты и волынки лишь местами вступают в припевах, да где-то на заднее плане. Потеряв synth составляющую, Шмели не утратили мягкую романтику, ныне выраженную со всем возможным достоинством, но однозначно могут значиться в каталогах как aggro industrial. Сомнения только будут брать слушателя, только по поводу употребления слова metal по отношению к стилю, особенно после таких песен, как "Женщина За Рулем" или "Меланхолия" – мощны, задиристы. В вокальном плане изменений еще меньше: мужской и женский голос, чаще женский, в припевах дуэтом, и лишь изредка, почти рык от сильного пола – но по этой части было все прилично и ранее.
Новым недостатком, без которых нам обходиться не придется (идеал то недостижим...) является длительность альбома – на мой скромный взгляд почти 70 минут, это перебор, при всей краткости содержащихся песен. К тому же, для концентрации качества, вполне можно было бы отделаться от части из них. Так "Женщина За Рулем" сгодилась бы в бонусы (больно забавный текст) или "Черемуха" не могут стоять рядом с отличной стартовой "Топливо" или чуть балладной "Паруса". А вот удачный ответ русскому року "Найди" стоит на порядок выше тактической паузы "Хворь" (успех Van Canto + концовка чисто по дэту), и меркнет рядом с мелодично-содержательной "Генератор Мечты" в которой даже улавливается четкий смысл. Трека с шестого-седьмого становятся часты и заметны включения чуждых инструментов, но отдельные фразы и куплеты не мучают слух, как уже упоминалось выше. Эклектичный nu metal образованный "Доктор Моторфил" перекрывающий концовку предыдущего трека по качеству, тоже не выглядит обязательной композицией. А вот вся концовка от очередного хита "Нефть Аллилуйя" до заключительной "Бог Любит Себя" весьма сочное и интересное действо с еще одной заметной песней "Плюшевые Зомби" – неправда ли в наш век почитания мертвенной тематики это название привлекает внимание изначально?
Избавление от черт совковости с необязательной, но местами приятной тенденцией к утяжелению сделало новый альбом группы Шмели, весьма достойным произведением местной музыкальной сцены. Здесь собрались оригинальность, блиставшая надо всем раньше, умеренность в соединении несоединимого, серьезное отношение и шуточность, тем самым оправдывая слишком частый выпуск новых работ, понятным желанием к совершенствованию.«