Всегда радует, когда команды всю дорогу исполнявшие black metal не зацикливаются на одном гитарном тремоло, бластбитах, душераздирающем скриме и богохульной лирике, а проявляют фантазию и чудеса изобретательности, привнося в музыку свежие веянья и расширяя границы стиля. Вот и легенда норвежской сцены группа Tulus, погребенная своими создателями в далеком 1999 году, нежданно-негаданно вернулась из небытия в полном составе, записавшем некогда альбом "Evil" (Sverre (Khold, Sensa Anima, Old Man's Child) – вокал и гитара; Victor (TNT) – бас; Bergi (Khold, Sensa Anima, Old Man's Child) – ударные), да не просто так вернулась, а с новым интересным творением "Biography Obscene".
Звучание "Biography Obscene" являет собой классический блэковый саунд со всеми фишками свойственными арсеналу стиля включая бластбиты и лирику о всякой мрачной херне. Вот только подано это классическое блюдо под весьма необычным соусом из весьма изобретательных партий струнных, духовых и клавишных инструментов, а также женского вокала. Прибавьте к этому филигранное качество записи и исполнения материала (тут стоит упомянуть, что за время молчания Tulus участники группы не сидели без дела, а шлифовали свое мастерство, основав коллектив Khold, который успешно выпустил несколько альбомов на Moonfog, Candlelight Records и Tabu Recordings) и вы будете иметь редкий по силе воздействия продукт.
Все инородные вкрапления в звучание музыкального материала не только не испортили саунд "Biography Obscene", но напротив сделали запись живее и выразительнее, позволяя более полно и артистично донести до слушателя мрак и отчаяние заложенный в каждую из композиций альбома.
Очень сильная и своевременная работа от истинных мастеров своего дела.«
С некоторыми стилями музыкантам экспериментировать несподручно, ведь если слишком далеко уйти от канонов жанра, можно надолго заработать клеймо "попсогона" и "продажной шкуры", а если продолжать сочинять из года в год одно и то же, критики будут периодически глубокомысленно вздыхать: "А хули ещё ждать? Аккордов-то всего ничего! Но в целом альбом неплох." Мужики из Tulus, забившие на проект лет этак восемь назад, поработав на благо различных black-metal ансамблей, глубоко вдохновлённые, прочувствовавшие стиль чуть ли не самым спинным мозгом, подошли к записи "непотребной биографии" с выдумкой и смекалкой. Black, конечно, black'ом так и остался, но дабы слушатель не скучал, музыканты записали альбом так, что оторваться от него не просто. В наличии помимо запоминающихся мелодий, что уже отличный показатель, умеренно злобный скрим, драйв и тонкая тёмная эстетика, которую усугубляют во время и ненадолго появляющиеся необычный женский вокал и разные несвойственные стилю инструменты – пианино, скрипка, тромбон, саксофон. С последними, казалось бы, должны возникнуть проблемы – эти инструменты надо ведь уметь прописать среди основных мелодий так, чтобы они звучали органично и радовали слух, не отвлекая в то же время от основных музыкальных тем. Tulus справились с этой задачей на отлично: каждый инструмент появляется ровно там, где он нужен, а его партии длятся ровно столько, сколько требуется для создания того или иного эффекта. При отсутствии ожидаемой каши-малаши гитары звучат чётко, суховато и колюче-холодно, как раз так, как оно принято. Плюс тексты про "death and decay". Плюс правильное оформление буклета и умеренно мрачный арт-ворк. Теперь задайтесь вопросом, как часто приходится встречаться с такими дельными работами? И, заметьте, ни слова про сотону!«
Не одним датчанам пугать народ страшными историями – группа Khold в полном составе между делом, формируя еще один коллектив под названием Tulus, ведущий свою историю тоже издалека, аж с 1993 года, очнулась от мрачного сна, который ей снился больше пяти лет, и зафиксировала нерассказанные истории чьей-то кошмарной жизни с помощью музыки и стихов.
Стилистика самовыражения осталась та же – black metal, сыроватый, непричесанный с размеренным качем, иногда разгоняющимся в галоп, но значительно более тонкими и разнообразными риффами. Звучание по плотности не пытается конкурировать с Khold, наоборот, выдавая тонкую вязь раскрывающихся бутонами аккордов и тревожных тремоло, между которыми пробивается маленький целый ансамбль из пианино, скрипки, виолончели, тромбона, трубы, саксофона и женского вокала. Удивительный баланс хорошей записи инструментов и сохранения тлетворной жизни в каждом из них, только увеличивает потенциал альбома. Вокал, которым повествует вокалист, это даже не скрим, а просто скрипучий голос, с еще более четко различимой дикцией на слух.
В отличие от не менее интересного коллеги Morgul, норвежцы стараются рассказать страшилку в основном самой своей музыкой, преображая в атмосферу дополнительными элементами. Так стонущие смычковые широкими мазками выглядывают из-за гитар в "Stories Untold" придавая болезненность общей картине, а пианино на не вполне блековой по структуре "Victim" накидывает на глаза покрывало таинственности. Что делает проникший неизвестными тропами во вторую песню эпизод фламенко, мне представить сложно, но и он оказывается уместным для мрачного повествования. Некоторые композиции ("Morbid Curiosity") обходятся и без излишеств искусства, из-за этого совершенно не промахиваясь мимо намеченной цели, но укладываясь всего в пару минут, быстрей, чем в последних треках со страдающим саксофоном и истеричными женскими подпевками.
Стоит отметить и лирическую составляющую альбома, столь же, как и простое, но удачное оформление. И если кроме коллажа на обложке, остальные работы в буклете и на задней стороне диска потребовали только наличия пары фотографий и масок фотошопа для них, не впадая в примитив и бедность, то тексты проработаны очень хорошо, прежде всего, с литературной точки зрения. Написано воистину талантливым слогом, имеющимся у жены вокалиста группы. Здесь радует рифма, игра словами и атмосфера повествования, правда подкачало творение со смыслом – история как таковая отсутствует, и остается лишь описание очертаний ее. Так Короля Алмаза не переиграть – стараемся лучше.
До шедевра альбому еще не столь близко, как может показаться, но если не отходить от сырости основного фундамента идеи, прибавив в конструктивизме театральной части, то именно он (шедевр) в следующий раз и выйдет, а пока просто хорошее пугало со слишком заметным швами. Основной проект при этом, оказался уже через год в многообещающей спячке – ждем, что же присниться фантомам из Khold...«