Название нового альбома Лакримозы "Echoes" можно перевести на русский язык как "Эха" или "Отголоски". Эха чего? Былого, но увядающего ныне, величия некогда лучшего готик-металлического акта Европы? Отголоски "Фасада" и "Элодии"? Признаться честно, прослушав диск первый раз я именно так и подумал. Куда подевалась былая тоска и грусть, где океаны слез и стоны непереносимых душевных терзаний? Кроме первого и финального трека, весь альбом пропитан непонятными веселыми мелодиями. Но слушая этот альбом еще и еще раз я все понял. "Эха" это очередной успех группы, и без сомнения заслуживает самых высоких баллов. Никаких продолжений "Фасада", "Эха" это новый виток в творческом росте команды, новые эксперименты и свежие идеи, причем не только в музыке.
Группа не стала в очередной раз копировать себя и несколько изменила звучание, точно также как привычные черно-белые цвета буклета были заменены сепией. Но не пугайтесь, символ группы – клоун никуда не исчез. Вот он плывет на фрегате, по всей вероятности durch Nacht und Flut (сквозь ночь и поток), как об этом поется в одноименной песне. Вообще буклет представляет собой отдельный шедевр. 28-страничная книжечка выполнена в форме судового журнала того самого фрегата, причем все тексты и информация напечатаны письменным шрифтом (стилизация под рукопись), что по правде делает их прочтение несколько затруднительным (на моей памяти хуже были только руны в буклете "Северных Врат"). На фотографиях заметно и легкое изменение имиджа группы. Тило отрастил волосы с боков головы, и вообще стал выглядеть более цивильно.
Но вернемся к музыке. В первой композиции (увертюре) звучание оркестра пожалуй впервые приближено к тому как он должен звучать на самом деле, а не сводится только к поддержке гитар (правда их-то там как раз и нет), зато почти во всех остальных композициях он звучит как эстрадный оркестр. Такой, например, используется на церемонии награждения "Песня года" на нашем телевидении или при озвучении саунд-треков фильмов. Именно такая манера игры оркестра и использование "веселых" сэмплов и синтезатора создает радостную атмосферу в музыке и придает мелодиям песен некую пошловатую попсовость, в хорошем смысле слова. Особенно тут выделяется трек "Malina", как квинтэссенция всего, что я сказал. В металлической части все, напротив, без изменений, фирменные плачущие гитары и характерный вокал Тило. Единственное что мне не понравилось так это композиция Анне Нурме – "Apart". Чувство того, что где-то это уже было, не покидало меня всю песню. Хорошо, что Тило не доверяет ей делать более одной песни на альбоме.
"Эха" – хорошая разрядка для ваших ушей, особенно после мрачновато-депрессивного "Фасада", но все в стиле Лакримозы. И вволю наслушавшись новым альбомом, мы без сомнения будем ждать новых шедевров этого швейцарско-финского дуэта, а все разговоры о том, что группа утрачивает свои позиции, мягко говоря, преждевременны.«
|
Чтобы там ни говорили недоброжелатели данной стилистики и те металоведы, чьи музыкальные пристрастия распространяются лишь на темповую музыку и которых медленное её течение заставляет спать мёртвым сном и видеть приторно сладкие сны, – так вот, несмотря на всю критику извне я и после выхода "Echos" продолжаю любить эту формацию. Именно любить – видимо, лишь данное чувство способно описать моё хоть и сложное, но вместе с тем такое простое отношение к Lacrimosa – и именно формацию. Другим словом назвать то образование, которое составляют Тило Вольф и Анна Нурми, просто язык не поворачивается.
Возможно, в творчестве Лакримозы, с моей личной точки зрения, были недочёты и промахи; возможно, весь диск "Echos" – одна большая ошибка, но, знаете, честно говоря, возвращаясь к теме недоброжелателей, хочется от души и непременно отметить следующее: пускай этот коллектив занимается, если рассуждать о форме, но не о содержании, примерным клишированием себя, пускай музыкальные приёмы Тило Вольфа известны поклонникам достаточно прилично, пускай происходят в пространстве Лакримозы практически повсеместно лишь изведанные доселе происшествия, но сохранять свой неповторимый стиль, не терять путеводной нити в путешествии сквозь времена, в тоже время, будучи флагманом музыкальной готики, не плыть по течению, что означает неготовность музыкантов создавать творческие изыски на потребу зрителя... – в общем, всё это вместе взятое, согласитесь, чего-то да стоит.
Лакримоза и её гений нависают гроздьями над большинством готических команд как те громадные серые скалы над неспокойной водной стихией, что изображена на форзаце новой пластинки "Echos", которая была ожидаемой и даже в какой-то мере предсказуемой, но, лично в моём понимании – возможно, многие поклонники немцев не согласятся со мной и правильно сделают – громада и значимость формации Тило Вольфа заключается в том, что Лакримоза – это истинно готическая команда, которая не позволяет себе различного рода экспериментов, связанных с уходом из привычного творческого поля. Лакримоза отстаивает свою позицию – как это принято говорить, держит марку, сохраняет что-то, чем не сможет пользоваться не один другой коллектив, который не желает быть слишком похожим на своего именитого собрата по музыкальному готическому искусству. Лакримоза – это даже не формация. Это уж точно стиль, если не образ мыслей. Стиль быть всегда искренним, но в то же время отстранённым, чувственным, но одновременно и холодным, мечтательным и немного философичным, искать что-то и находить совсем не то, что искал, видеть то, что видеть не мыслил и слышать нечто, что слышать не должен. Погружаться в глубокую атмосферу, которую необходимо почувствовать лишь раз и на миг, чтобы полюбить раз и навсегда.
Естественно, всё вышесказанное будет в большей мере понятно для вас лишь при одном условии, а именно – если вы неплохо знакомы с творчеством Lacrimosa, и если эта команда не ассоциируется в вашей голове с готик-металом. Чёрт возьми, они давно уже не играют метал, что было не вооружённым глазом заметно уже на альбоме "Elodia", вероятно самом масштабном творении Тило Вольфа, подтвердилось на блестящем "Fassade" и окончательно и бесповоротно закрепилось на нынешнем "Echos". Это и не gothic metal, и не gothic rock – впрочем, не будем запутываться в стилистических определениях; право же, не стоит. Это Lacrimosa и точка.
Сказать, что Лакримоза не меняется – достаточно глупо по сути. Да, всё совершенно верно – рамки есть, и за их пределы Тило Вольф и Анна Нурми не выходят, но при этом "Echos" – явно парадоксальный альбом. Он одновременно такой знакомый и такой чужой! Час совершенно неспешной и даже, я бы сказал, флегматичной музыки, что всегда было отличительной особенностью немцев, но с другой стороны присутствовало не в таком количестве. Гитар и ударных на новинке содержится самый минимум, сравнивая даже с предыдущим "Fassade" – впрочем, тоже самое можно вполне сказать об оперном вокале. Его гораздо меньше, чем в 2001 году. Зато альбом просто переполнен симфоникой, позволяя заметить, что именно симфоническая музыка лежит в его основе.
Первая же композиция "Kyrie" (12:42) представляет собой длинную увертюру, которая производит должное впечатление и настраивает на соответствующий лад. Где-то уже в середине вступительного трека понимаешь, в какой манере будет выстроен диск, и не ошибаешься по ходу. Знакомые по стилистике оркестровые мелодии, написанные и аранжированные Тило Вольфом, наводят на слушателя печальное и изящное настроение многоголосьем инструментов и монументальностью хора. При моей огромной любви к классической музыке прекрасные номера таких команд как Therion и Lacrimosa (чьи судьбы мне кажутся похожими – и Йонсен, и Вольф идут по пути уменьшения и абсолютного нигилирования метал-состовляющих в своих произведениях), особенно радуют.
На "Durch und Flut" (6:03) появляются долгожданные нетяжёлые гитары, ударные и как всегда приятный низкий вокал самого хозяина данного праздника – Тило Вольфа, да к тому же потрясающий заводной припев, замечательные симфонические интерлюдия и аутро придают композиции особенное настроение.
Клавишно-симфоническая "Sacrifice" (9:28) своими магическими мелодиями и впрямь может вогнать неподготовленные души в сон – единственное, что не даёт заснуть, так это гитарный припев, разрывающий на части царство Морфея. Идеальное полотно для медитации.
Как это не глупо будет звучать, но композиция "Apart" (4:16) является в некотором роде дежурной для Lacrimosa. Лид-вокал Анны Нурми и знакомая по предыдущим альбомах мелодика на треках с участием оной не оставляет времени на размышление – сравните с "Senses" (альбом "Fassade"). И, разумеется, стихи на английском языке. Глубокая печаль и щемящая грусть... Гениальное сплетение тонкой мелодики и изящного вокала.
"Ein Hauch Von Menschlichkeit" (5:05) в достаточной степени разбавлена электроникой, но оркестровая аранжировка никуда не девалась. Фортепьянный почти ноктюрн в начале "Eine Nacht In Ewigkeit" (5:52) сменяется декадентскими ритмичными скрипичными партиями, а заканчивается трек тем же, чем начинался.
Седьмая композиция с интригующим для русского уха названием "Malina" является в высшей степени противоречивым детищем Тило Вольфа. Местами "ЭТО" напоминает выдержки из какого-то немецкого мюзикла начала 40-х или выступления шоу-группы с подпевками на заднем плане в подпольном кабаре времён нацистского правления. Странно, очень странно – зачем надо было огород городить?
Завершающая диск "Die Schreie Sind Verstummt" (12:42) вполне бы подошла на логичное аутро, если бы не вокал Тило и музыкальное полотно ближе к третей минуте, где оно резко перерастает в нечто думоподобное с приятным гитарным чёсом на бэкграунде и красивым басом там же.
Всю обозначенную выше картину дополняет потрясающе антуражное и стильное оформление диска, выдуманное тем же Вульфом в форме рукописи и составленное с использованием элегантных фотографий Тило и Анны. Подводить итог, саммари пластинки, достаточно проблематично. Возможно, что в скором времени творчество немцев, оставаясь в рамках стилистики Лакримозы, выплеснется за пределы готики и составит нечто обособленное. Во всяком случае, не последнюю роль в этом процессе сыграл выход "Echos", и ежели эта пластинка является творческой ошибкой формации, то, чёрт возьми, это очень красивая ошибка!«
|