Окрыленные успехом дебютника Slipknot через два года извергли из себя второй релиз, патриотично названный "Iowa". Тяжело быть в центре внимания: их крутят по MTV, на них с трепетом смотрят фанаты, на них ориентируются молодые банды, сам Керри Кинг очень хорошо отзывался об их творчестве! Разве можно тут ударить в грязь лицом? Второй альбом должен быть еще мощнее, тяжелее, отвязнее! Таким он, пожалуй, и стал, только вот лично я от этого не был в восторге. Добавив агрессии в свое творчество, Slipknot порой выглядят бессмысленной истерической кашей. Гитары остались столь же примитивными, а может даже стали еще примитивнее (если это вообще возможно), введены бласт-биты (Джоуи – отличная работа!). Моменты с использованием последних, чередуясь с мазафакерскими прыг-скоками, кажутся мне несуразными. Усугубляется картина участившимися припевами чистым вокалом – их цель сгладить чересчур уж экстремальные моменты. По большому счету, повышение агрессивности достигнуто применением простых чисто физических усилий: громче и быстрее стучать, мощнее орать, энергичней лупить по гитаре. Если в нужный момент поныть чистым голосом – многие вообще начнут биться в экстазе. Вот и весь Slipknot на тот момент. Как он оставил меня равнодушным тогда в 2001 году, так я своего мнения и не изменил с тех пор. Согласен, возможно, им ничего другого делать не оставалось, как ковать железо, пока горячо. Но только я этих штампов накушался на дебютнике. Самой удачной нахожу лишь композицию "People = Shit", дальше слушать неинтересно. А компромиссы типа "Everything Ends" или "Left Behind" тем более не возбуждают. На дебютнике была одна "Wait And Bleed", теперь на "Iowa" их целых две. Это только для преданных фанатов, к тому же неискушенных музыкальным экстремизмом.«
Мгновенный и ошеломляющий успех совсем не то, что надо для творческого подъема – вполне очевидно, что лучший диск группы, пришедшийся на пятый-шестой год существования, третий по счету это результат кропотливой и тщательной работы и показатель дальнейшего прогресса, первый же альбом, рвущий чарты, скорее всего неотесанная идея, за которой или та же самая идея, повторенная многократно или пустота, пока исполнитель не осознает необходимость вложения сил после выданного аванса судьбы. Успех это сон разума, а он рождает чудовищ, в свою очередь музыка без разума (за некоторым исключением) это самые что ни на есть чудовища.
Второй альбом американского нонета вышел тем самым чудовищем, однако совсем не потому, что максималисты, охваченные лихорадкой второй год после сверх успешного дебюта, решили сделать жестче, чем самая жесть; а потом что за процессом утяжеления потеряли все то, чем цепляли на первом диске. К музыке добавилась почти дэтовая мощь, правда на тех же, попискивающих слайдами, скребущих альтернативных гитарах, усмехающихся ехидными звуками на том месте, где есть их мелодическая ипостась. Плотность звучания была повышена вполовину, ударник начал использовать бластбиты, а вокалист практически не переходит с надрывного гроула. Хорошо? Ни капли... Бластбиты в этом исполнении совсем не чередование бочки и рабочего, а просто долбежка, как говорят нетерпимые к тяжелой музыке. Благодаря такому стилю игры перкуссионист канул в лету – его слышно в избранных местах, где нет остальных, то есть почти нигде. Минус целая фишка! Гитары, нахапав мощи аккордов стали малоподвижны и, (о, ужас!) почти не развлекают jump'da fuck. Верней, пытаются, но кача не получается, ведь подключается ударник и смешивает все в беспорядочную кашу, а сверху верещит Кори в способностях которого сомневаться не приходится, а он сам о них позабыл. О человеке за пультом вспоминаешь почаще, ибо скретчи и шумы никуда не делись, но теперь они не играют роли в построении композиции, а просто дают фон.
Если на "Slipknot" было некуда деваться от хитов, то на "Iowa" их надо усердно искать. Удачные риффы быстро уходят из вида, мелодий почти нет, а треки с чистым вокалом, ничуть не уступавшие в драйве на дебюте остальным, а ля "My Plague" или "Left Behind" крайне похожи на уже слышанные. Все что смог вытащить Росс Робинсон, вновь работавший с группой, и ставший опорой целого поколения альтернативных команд, живет в начале альбома. Краткая до безобразия, но заметная и часто каверимая "People = Shit", "Disasterpiece" ставшая заглавием для одного из лучших концертников в истории тяжелой музыки (да и то, наполовину пустая) и, на мой взгляд, лучшая композиция альбома "The Heretic Anthem" поистине удачно соединившая безумную скачущую поступь команды и наращивание мышц. Часть оставшихся композиций просто филлеры ("The Gently", "I Am Hated"), другие просто не удалось додумать до нужной формы ("The Shape" не хватает совсем немного, "Skin Ticket"). В головоломной раскладушке буклета царит еще больший дискомфорт: черные буквы на красном, неоднородном фоне, вещающие чистый поток сознания, практически без шансов на долговременную память и четкое понимание лучше сконцентрировать на весьма стильной обложке с козлом, и не ломать глаза внутри.
Не подумайте, конечно, что включив диск, вы услышите низкосортный nu без шансов на жизнь или признание, но после того, что нам уже выдали на дебюте это очевидный шаг назад, вызванный, прежде всего попыткой войти в ту же реку второй раз. Безусловно, уровень записи по-прежнему высок, таланта у музыкантов никто не выкрал, а кое-что с альбома таки уходит в золотой фонд команды, поэтому остается просто переместить диск на низшее место дискографии и надеться, что неумеренность больше не затмит глаз и ушей, рук, ног и прочих частей тела столь сильно.«