Тило Вольф предоставил нам очередную возможность насладиться его безграничным талантом. Этот человек всегда умел удивлять слушателей своей идейной неиссякаемостью и когда казалось что лучше уже некуда, он являет миру новый шедевр который видимо выносил в каких-то резервниках своего разума. По-моему утверждение о том что тяжело достич высот но ещё сложнее на них удержаться – явно не относится к Lacrimosa. Они не просто каждые два года с лёгкостью подтверждают свой уровень, но ещё умудряются шагнуть выше. Хотя эта характеристика больше подошла в случае если бы не было "Echoes" (по крайней мере мне так хотелось). Тогда бы шли подряд шедевральные "Elodia", "Fassade" и "Lichtgestalt" – этакая великолепная трилогия. Вообще "Echoes" тоже был недурственнен, но всё же упущу его из виду в своих сравнениях, ведь речь идёт о шедеврах. Новая работа – масштабное рок-метал-симфоническое произведение воспринимающееся намного легче, а вернее сказать – более доступно чем к примеру концептуальный "Fassade", который тремя затянутыми частями одноименной композиции, где главная музыкальная линия повторялась, больше походил на реквием. Хотя подобная затянутость всегда была оправдана в творчестве Lacrimosa.
Не сказал бы что альбом получился самым металлическим (почему-то многие сходятся в этом мнении) за последние годы, конечно тут имеются более чем жёсткие фрагменты, но они всегда присутствовали в работах Тило, (взять хотя бы "Liebesspiel" из "Fassade") на самом деле он ни чуть не тяжелее чем тот же "Elodea", они даже чем-то схожи в стилистике. Скорее он более быстрый, динамичный, здесь даже настроение уже не столько готическое. Именно за счёт не характерной для ранних работ динамики, и экспрессивных оркестровых аранжировок, альбом кажется увесестым. Тило Вольф однажды заявлял что хотел бы когда-нибудь записать рок-оперу, вот с "Lichtgestalt" он уже близок к ней, только сложно представить какие она преобретёт масштабы если он решиться на её написание. По традиции одна песня отведена для Анне Нурми, но на этот раз ей подпевал и сам Тило. Композиции Анне всегда были привлекательны (вспомните "Senses" и "The Turning Point"), но "My Last Goodbye"получилась ещё красочнее и эмоциональнее. Следующая англоязычная "The Party Is Over" – самая медленная, как бы незаметная на альбоме и наиболее приземлённая в плане лирики, но тем не менее очень выразительная. "Nachtschatten" – настоящая симфония с постоянно наростающим напряжением, такому произведению позавидовал бы любой классический композитор. Ритмичная "Letzte Ausfahrt Leben" особенно выделяется из общего списка и усваивается сходу, если кому-то сложно сразу вникнуть в симфоническую составляющую композиций, то здесь всё ясно с первых аккордов. Да и вообще альбом настолько лёгок для восприятия что даже каждодневное его прослушивание совершенно не нагружает и достовляет огромное удовольствие.
Тило Вольф – великий мастер манипуляции настроением слушателей, он может загнать в тоску, а может вселить неимоверный оптимизм. И если на предидущих работах преобладало первое, то на новом альбоме этих двух настроений приблизительно поровну. Оркестр играет во всех композициях, где-то меньше, но, в основном, больше, он практически повсюду, здесь вам и немецкий и белорусский (не без посредничества Виктора Смольского). Если так дело пойдёт и дальше, то скоро вся симфоническая элита будет работать на благо тяжёлой музыки.
Единственный минус – оформление альбома, какое-то слишком обобщённое, наверняка старый художник сделал бы рисунок лучше – более детализированным. Но это лично моё мнение, на самом то деле обложка не плоха, просто я не поклонник работ Лютке, они всегда казались какими-то однотипными, несмотря на то что здесь он подстроился под стиль Lacrimosa. Но разве может обложка испортить впечатление от мызыки? Ответ очевиден. Я всегда был в числе тех, кто с огромным уважением относился к творчеству этого швейцарского дуэта, но не был в числе поклонников; с "Lichtgestalt" ситуация изменилась и я перешёл в категорию последних.«
Lichtgestalt. Creature of Light. Существо, принадлежащее свету. Не слишком ли странное метафорическое название для произведения группы, весь смысл и миссия которой вещать о грустном и заставлять задуматься о вечных ценностях, погребённых под лоском повседневного и современного музыкантам европейского общества? Не заключен ли в нём столь ярко выраженный контраст между словесным определением и пепельно-серым оформлением работы, палитрой, от которой авторы отходили лишь однажды, обогатив пуританскую, но столь привлекательную и на сто процентов оправданную цветовую гамму бледным оттенком жёлтого – цвета болезни? Неужели падший ангел (или не ангел это вовсе?), опирающийся коленями на мёртвый, как серая мгла за его спиной, камень – то существо, принадлежащее свету? Свету, которого в этой картине безысходности просто нет. И что символизируют неброский колпак и клетчатый балахон, лежащие на краю обрыва, вещи, являющиеся одеянием клоуна, символа Lacrimosa, который сопровождал нас в путешествии сквозь года? В 1985 году другой клоун, яркий и печальный, символ арт-роковой легенды Marillion, выпрыгнул в окно на обложке альбома "Misplaced Childhood" и в следующий раз в оформлении не появился. Не тоже самое пытается донести до нас Тило Вольф, творец глубокого и потрясающе чувственного мира Lacrimosa? Ответ мы узнаем лишь через несколько лет. Все остальные вопросы требуют от вас лишь одного – закрыть глаза и погрузиться в волшебные звуки "Lichtgestalt".
Постепенно, по мере творческого взросления и музыкального возмужания, Тило Вольф стал всё дальше углубляться в дебри настроенческих лесов и всё более настойчиво декламировал намерения создавать музыку в лишь ему доступном стиле. Последние две пластинки автора, "Fassade" (2001) в чуть меньшей степени и "Echos" (2003) в большей, трудно было отнести к стилистике gothic metal (или даже dark gothic rock, если мы говорим о работах вроде "Stolzes Herz" и "Stille", 1996 и 1997 годов соответственно), в рамки которой Lacrimosa регулярно попадает. Немецкая группа, кроме её идеолога вмещающая в себя лишь клавишницу Анну Нурми, всё больше и больше уходила в оркестровую музыку. Впрочем, ничто не вечно под луной – раз короли симфо-металла Therion выбрались из чрезмерно академической ямы, выпустив "Sirius B" и "Lemuria" (оба – 2004), то и их стилистическим побратимам из Lacrimosa это по силам. В нынешних условиях, имея на то все ресурсы, Вольф с момента выхода "Elodia" (1999) продолжает играть величественный симфонический готик-эмбьент с роковыми и металлическими атмосферными структурами. На "Lichtgestalt" в его музыку вернулись отличные эффектные риффы разных направлений и различной тяжести.
Начало первой темы, "Sapphire", не предвещает особых трансформаций – красивое, угадываемое с первой ноты, атмосферное полотно с участием лишь пары классических инструментов и приятного голоса Тило Вольфа. Где-то по середине трека в игру вступают вполне себе металлические риффы, отлично подходящие под окружение, и из симфонического эмбьента вещь мгновенно превращается в тяжёлый оркестровый металл наивысшей пробы. Гитарами на записи по традиции заведует звукоинженер работ Lacrimosa Ян Петер Генкель, мастер на все руки, так что о качестве звука и исполнения шестиструнных партий можно не беспокоиться. В сущности в любом из возможных планов – и мелодически, и атмосферно, и исполнительски – "Lichtgestalt" безупречен, что не вызывает уже никакого удивления. Lacrimosa есть Lacrimosa, своеобразный знак качества готового продукта. В отличие от "Echos" здесь даже посудачить не о чем – каждая тема сбалансирована до мелочей и не содержит ничего лишнего несмотря на то, что две из них превышают непривычные для готик-металлистов 10 минут. "Sapphire", "Kelch Der Liebe", "Lichtgestalt" завораживают глубиной настроений и проработкой атмосферы, но здесь вы не найдёте никаких попыток сделать запись масштабной ради самой масштабности. Если на треке требуется оркестр, то он тут как тут (один из них, кстати, из Минска и связан с Виктором Смольским, гитаристом Rage). В противном случае обойдёмся парой-тройкой классических инструментов. Заканчивается более чем часовая пластинка фундаментальным и достойным outro на 13 минут, лирика которого любезно позаимствована из книжного бестселлера всех времён и народов – Библии.
Рекомендовать новый альбом Lacrimosa бессмысленно – любители музыкальной готики, наверняка, сметут коробки с полок магазинов в одночасье. С другой стороны, я отношусь прохладно к готической музыке, но каждая работа Тило Вольфа вызывает в душе лишь восторженные чувства. Идеальный симфонический металл!«