Издревле так повелось, что мы, претендуя на нечто большее нежели субъективную откровенность, в погоне за эмоциональными завихрениями и идя на поводу у заблужденческого словоблудия, которым я в данный момент и занимаюсь (хе-хе), стараемся доказать, что всё гениальное всё-таки просто, а птица – тот же самолёт, только пернатый. Самую большую неприязнь в данном случае я испытываю к привычке "обрубать концы", таким образом, с нашей точки зрения, убирая всё лишнее и сохраняя ту самую суть – эссенцию правды. Но скажите мне без малейшей иронии и наносного пафоса, неужели дерево, очищенное от коры и веток, продолжит в нашем понимании оставаться деревом? Ствол и не более. А ветви и прочие атрибуты сосен и елей не менее важны, чем сам ствол. Но мы с тупым и немым упорством продолжаем останавливаться лихим взглядом на маленьком прыщике на лице, не замечая самого лица и его обладателя. Прародители, основатели и главные адепты того, что в наши дни некоторыми людьми, охотливыми до категорий и категорических аксиом, небезосновательно принято называть soft-metal'ом, в большей степени виноваты сами в создании коллекции не совсем верных представлений о себе. К сожалению, последние свершения немецкой легенды Scorpions не блещут традиционным качеством и далеко отходят от корней, тем самым напрочь рубя последние. Вопрос, выстоит ли вся конструкция, если подмыт фундамент, остаётся открытым.
Возвращаясь к всеобъемлющей характеристике и охватывая развитие Scorpions, пытаясь остановить молодецкий пыл и не рубить с плеча, что получается не столь лихо, как хотелось бы, придётся в, вероятно, последний раз вернуться к метафоричной аллегории с растительностью. У каждого дерева (читай: музыкального коллектива) есть больные ветви (непотребные по качеству композиции), но стоит ли корчевать всё древо вместо того, чтобы ... Сомневаюсь. Один из самых старых ныне существующих в мире рок-коллективов пребывает в ранге осознанной классики тяжёлой музыки в целом и хард-рока в частности, а многие идеи его участников нашли своё воплощение в творчестве других групп, начиная от Iron Maiden и Metallica и заканчивая Def Leppard и Europe (кстати, все эти команды выступали в своё время на разогреве у Scorpions, получая бесценный опыт). Основанный в Западной Германии в невероятно далёком теперь 1965 году, ансамбль Scorpions, ни разу не распадаясь, не ослабленный уходом "руководства" в лице Рудольфа Шенкера и Клауса Майне, пребывая ныне в здравом уме (после выхода пластинки "Eye II Eye" в этом я начал сомневаться) и светлой памяти отметит через два года своё сорокалетие, с чем мы их в скорости и поздравим, а пока есть повод вернуться к пресловутым корням и вспомнить, как это было...
Коллектив, основанный Рудольфом Шенкером в 1965 году и присоединивший к себе через 5 лет Клауса Майне и Михаэля Шенкера, стал достаточно быстро популярным у себя на Родине, а за пределами Германии его практически не знали, что не удивительно, поскольку доисторические альбомы музыкантов были немецкоязычными. Не удовлетворившись региональной славой и статусом местных знаменитостей, Михаэль (лид или, как тогда было принято называть, соло-гитара) и Рудольф (ритм-гитара) Шенкеры, солист Клаус Майне, басист Лотар Хеймберг и Вольфганг Дзигни (ударные), выждав достаточно времени, чтобы дать возможность себе самим выучить как следует английский язык, отправились покорять музыкальный мир. Подготовив подходящий материал, в 1972 году немцы выпустили дебютную пластинку "Lonesome Crow". Одна из первых попыток немецкой команды завоевать музыкальные пространства других стран закончилась полным успехом, что предопределило судьбу Scorpions и создало пример для подражания – хард-рок от германского квинтета ещё робко, но посягнул на святая святых – доминирование британских и североамериканских команд в сфере того, что ныне мы зовём классическим роком. Впрочем, звёздно-полосатые сопротивлялись дольше всех – только в 1979 "скорпы" попали в различные хит-парады в Штатах.
"Lonesome Crow" (наравне с "Fly To The Rainbow" 1974 наиболее уважаемая мной пластинка немцев) интересна уже или, скорее, в первую очередь тем, что демонстрирует ту идейную страду, которую Scorpions разрабатывали в ранней немецкоязычной молодости и которую по причине того, что старые пластинки не издавались заново, мы не смогли застать. Для всех, кто не курсе, будет небезынтересно узнать, что "Lonesome Crow" – это ещё не в полном смысле традиционный "скорповский" хард-рок, а скорее немного блюзовый и много джазовый хард'н'арт, взявший за основу традиционный в ту пору импровизационный стиль и взращённый – местами это прослеживается очень ярко – на наследии тогда сверхпопулярных Led Zeppelin и Deep Purple, но в завершённом виде вполне самобытный. Действие на пластинке, кажется, действительно развивается в стиле джема, а стихотворная составляющая настолько незначительна и мала, что не давала бы никаких поводов вспомнить о себе, если бы не вокал. К примеру, лирика к самой продолжительной, одноимённой альбому, песне (13:30) составляет всего десяток строк. Резкие переходы, смешение вариантов музыкального повествования, чётка гитарная работа, профессионализм всех без исключения музыкантов, свойственный рок-музыке 70-х групповой бэк-вокал и изумительный, везде разный, вокал Майне так увлекают, что подчас тебя настигает невольное удивление – ведь на альбоме совсем нет драйва. Впрочем, ни на минуту не покидает ощущение, что немцам не даёт покоя молодость – огромное количество идей, искренних и откровенных, так и сыплются на слушателя как из рога изобилия; музыканты не останавливают ход, дабы их развить, а просто мчаться дальше, как скоростной экспресс мимо станций.
Свои в чём-то философские музыкальные искания немцы изливают в семи композициях, вмещающихся в какие-то сорок минут. Почин следует от хард'н'артовой почти инструменталки "I'm Going Mad", где вокал заменён эмоциональным закадровым голосом, находящим выход эмоций в крике отчаяния, а гитарный проигрыш поразительно похож на те, что проповедовала Metallica на "Master Of Puppets". Трек "It All Depends" в целом группе безусловно был навеян Блэкмором сотоварищи – особенно похожи вокальные линии плюс текст как раз в стиле Гиллана. Deep Purple'вскую тему в несколько джазовой обработке продолжает "Action". Музыкальная составляющая "Leave Me", инициированная завываниями ветра и полукосмическими спецэффектами, оказывается лёгким блюзовым артом, чем резко контрастирует с сильным и довольно надрывным вокалом. Будущая традиционная мелодика Scorpions легко угадывается только на двух треках: "In Search Of Peace Of Mind", на котором очень весомой стоит считать басовую партию, и "Inheritance", где ритмически свободный хард-рок перемежается с мистической акустикой и специфическим рок'н'ролльным вокалом. Пластинка завершается абсолютным шедевром – эфемерным и мистическим полотном "Lonesome Crow", тематически как будто разбитом на две части, первый из которых в риффовом плане обращён в сторону композиции "I'm Going Mad".
Строго говоря, несмотря на некоторую сумбурность, о которой упомянуто ранее, и "музыкальную восторженность" (этим термином я называю неоспоримое желание запихнуть на пластинку побольше всего) альбом "Lonesome Crow" всё же можно назвать стилистически выверенным – лишние детали имеются, но тех, которые заслуживают характеристики "ни к селу, ни к городу", музыканты сумели избежать. Таким образом "Одинокая ворона", проторив для Майне и компании дорожку на европейские подмостки, так и осталась одинокой – подобные импровизационные эксперименты хоть и, безусловно, имели место в дальнейшем, но были более сдержанными.«
|