Норвежский дуэт Лазаря и Корнелиуса (не правда ли звучит как вступление к психоделичной морфийной сказке?) за время пока откликаются на наименование Solefald, вопреки традициям поиска, слегка сошли с ума еще в творческом юношестве, а все последующие годы расхлебывают, в большей или меньшей мере, подвиги своего разума, выплескивают помутнения наружу. Были времена музыкального хаоса и трансстилизмов со всеми прилагающимися к этому гермафродитическими чертами; последние два диска, посвященные истории севера изо всех сил старались стоически стать выдержанными, даже в чем-то близкими прогрессивной викинг стилистике (знали бы сами викинги, что можно будет проделать на их родных тональностях и гармониях...) с захватом джаза, темного такого, нуарного; было время метала, а ныне вот оказывается, что дуэт ничего не завоевывает, не отдает – забравшись глубоко в свою нишу, подытоживающий пятнадцатилетие созидания, они выпустили максимально разнообразный, но такой типичный для себя диск.
И так, что у нас тут, в итоговой программе дуэта: прогрессив – не смешите, где он тут? В вокальной подаче, ну ладно, черт с вами – авангардные ходы можно называть как угодно, и их тут на каждом шагу. Как бы то ни было, диск звучит крайне цельно с постоянной гитарной работой, плотным риффингом, не мешающим композициям становится по своей воле воздушными, и взлетать в мелодические облака, как дебютная "Song Til Stormen". Но разве наполненная истерическим ревом истязаемого чертенка (на самом деле безумными криками Agnete Kjolsrud из не тронутой мной группы Djerv) не легка на подъем, и тянущаяся вслед скачущей гитарной партии, вокальная линия чистого голоса не создает, едва ли не поп-музыкальный мелодизм? Композиции одновременно умудряются быть драйвовыми и торжественно спокойными (они, дескать, искали умиротворение Норвегии начала 20го века...). Исключением не становится даже конъюнктурный ход в виде "Blackabilly" – суть понятна из названия – сейчас многие северные коллективы, начиная с Darkthrone и до более мудреных, взяли на вооружение внедрение рок-н-ролла во чрево их текущего стиля: да, он такой весь динамичный, но как только включается чистый голос, или песня замедляется в середине, тут же мощь утекает и приходит невесомость.
У композиций получается быть крайне насыщенными на единицу времени, с бласт-битом и труднодоступной за высоко настроенной стеной звука ведущей линией, но разделяться на простые, отдельные темы, которые раз от раза улавливаешь иные, чем прежде. Все конечно, но за плотностью, забывается по отдельности, оставаясь послевкусием. Несколько раз включается старый новый знакомый саксофон, заметный реально только на спрятавшейся в поросли арт-рока "Eukalyptustreet" вместе с красивейшим пианино. Сидят себе в кронах эвкалиптов, пока авторы предаются ностальгии и делают жизнь интересней в длинном эпике, не лишенном гитарной части. Вероятно лучшая на альбоме "Vitets Vidd I Verdi" олицетворение всего сказанного, с эстрадной ветвью мелодичности на фоне отличного металического риффа, с эпичностью и миловидностью синтезатора, выбравшегося из общей кучи инструментов в полной мере. Гость из приличного ансамбля Mencea гитарист запилил шикарное соло на, как раз отнюдь не лучшей вещи, прямо перед седьмой. Спас. Блюз-блековый оттенок у бодрой, занимательной "Hugferdi", после чего, завершение трилогии "Icelandic Odyssey" в виде достаточно одномерной (по сравнению с нареченными альбомами) композиции. Скорей бы ее звание стоило бы присвоить нордической, медленной завершающей песне.
Оглянувшись на прошлое, можно заметить, что нынешний Solefald выиграл буквально пару шагов от себя прежнего; буквально слой-другой инструментального композиторского мастерства, в целом не меняющей реальность кардинально. Получается, что норвежцы вернулись к прежним себе, что сделать из-за малых расстояний не сложно, и в таком случае моим выбором станут прозрачные по звучанию, может более пластиковые и менее навороченные работы (грузность данного опуса сказывается сложностью не только восприятия, это еще ничего, но интенций к прослушиванию – главной бывает начать), что ни в коей мере не понижает ценность "Norrøn Livskunst", как обычно являющегося одним из центральных событий тяжелой сцены. Творчески плодотворный стабилизец.«