Я вот все слушаю тяжелую музыку, торгую ей, все как-то по привычке редко что НА САМОМ ДЕЛЕ зацепит и хочется порой отбросить от себя всю свою эрудицию, всю привычку к анализу и разбору, а просто вжиться в какую-то музыку, что бы захватило и понесло, что бы как говорится душа развернулась... И редко такое происходит с новыми релизами. Классика – да, ЗАХВАТЫВАЕТ, а вот молодые музыканты так играют, что сами подталкивают их анализировать, разбирать и сравнивать. ПРОНИКНУТЬСЯ их математически выверенными прекрасно сыгранными-сведенными-оформленными альбомами трудно. Но порой выходят такие альбомы, что весь пессимизм и все умствования хочется отбросить подальше и возвращается детское, пылкое, ничем не замутненное восхищение. И только одна мысль бьется на заднем плане: КАК они это сделали? Не знаю, не знаю, как у Sabaton получилось записать этот альбом, что они такого сделали если месяц их диск не вылезал у меня из плеера, а у прилавка из-за последнего экземпляра дошло до ссоры, что припевы их песен крутятся в голове уже и через месяц после того как альбом плеер покинул??? И это при том, что ничего сверхнового, доселе неведомого группа не делает. Играют Sabaton всего лишь heavy-power англо-германского образца – то есть не миновать дежурных сравнений с Iron Maiden или Grave Digger правда чуть более мрачный, эпический, напыщенный, но мало ли таких групп в Швеции. А вот Sabaton один!!! Хриплый рев Иохима Бродена (кстати, что нечасто встречается среди певцов – автора всего материала и студийного клавишника Sabaton):
Trough the gates of Hell
As we makes our way to heaven
Trough the Nazi lines
PRIMO VICTORIA!!!
Вырывается из колонок и на нас обрушивается музыкальный шквал. Да, но почему Sabaton звучат как шквал? Ведь они не быстрее, не тяжелее, и не техничнее многих и многих коллег, да хриплый могучий голос их вокалиста впечатляет сам по себе, но мало ли хороших певцов в металле? Да аккуратные клавишные создают какую-то тягучую "атмосферу" но у кого атмосферы нынче нет? Да хорошие припевы, но... Видимо все дело не в том, что сделали Sabaton, а в том КАК. В их музыке нет ни грана обязательности, формальности, вымученности. Они играют свой heavy metal так словно они первая heavy группа на земле и после них других уже не будет. Их гитары не чеканят риффы (большинство из которых нам уже знакомы по другим альбомам) и не поражают сверхоригинальными соло, а просто играют музыку, эти мощные, торжественные мелодии, их ударник не пытается показать, что он слушает еще и джаз, а вколачивает гвозди, их певец не "исполняет вокальные партии", а поет со всей самоотдачей, на какую способен. При этом Sabaton никуда особенно не торопятся, та простая мысль, что metal это тоже музыка и ее надо ИГРАТЬ, а не наяривать давно уже не всходила в ум большинству начинающих команд пытающихся поразить публику своим мастерством в разгонке нот. К черту!
Играют Sabaton монументально, размашисто, и по большей части в среднем темпе. Альбом врезается в память как раз сочетанием убийственно скоростных кусков с торжественными припевами и мелодичными моментами, с клавишными в духе скорее классического хард-рока. Звук лишен излишней вылизанности отлакированности современного power-звучания. Он немного сыроватый, мощный и какой-то "ощутимый", живой, теплый что ли, то есть скорее хард-роковый. Я бы не назвал "Primo Victoria" концептуальным альбомом, но все песни связаны одной темой – войной. Причем нее условной битвой добра со злом, а великими битвами 20 века. Высадка в Нормандии, морские сражения в Атлантике, Сталинград, Шестидневная Война, Вьетнам... К каждой песне в буклете прилагается небольшое пояснение о чем собственно речь. Каждая песня написана от лица солдат. Вместе с русскими мы завкапываемся в Сталинградскую землю и с американцами рвемся через заграждения по скользкому от крови берегу Нормандии. История пишется сегодня. История пишется кровью!!!
Героические хоры, идущие каким-то фоном, клавишные, порой звучащие так словно пришли сюда из альбомов прог-рока 70-тых, балладные вставки, иступленный вокал лидера, "тематические" (шум винтов вертолета, скороговорка команд) сэмплы. "Забойные" вещи вроде "Panzer Battalions" или шквальной "Reign of Terror" здесь уживаются с "шагающими" номерами типа "Wolfpack", но ВСЕ мгновенно запоминаются, ВСЕ являются теми самыми ХИТАМИ. Причем и посреди "боевика" группа находит время остановится для задумчивого соло... что бы снова рвануть вперед. Лично мне больше всего в душу запал могучий и трагичный гимн "Stalingrad". Stalingrad never falls – да, по-английски, зато с каким восхищением!
Обидно, что такую песню написали в нейтральной Швеции. Тогда как наши текстовики вымученно пытаются охотиться на драконов или признаются в своей неизбывной любви к харлеям, эти шведы посвятили песню подвигу наших дедов. Красивейшие медленные соло и голос доходящий до рева до крика...
The sound of mortars
The music of death
Were playing the devils symphony...
При этом Sabaton вовсе не чужды юмора и последняя песня альбома "Metal Machine" вместо текста имеет зарифмованные названия классических металл-хитов, а предисловие-пояснение посвящено самим Sabaton которые обещают себе славу главной металл группы мира и хотят вернуть металлу его славу... Что ж благое начинание. И уж у Sabaton это должно получиться! Наверное, единственный аналог этой группы это Falconer. Они совсем не похожи на Sabaton но есть что-то общее в их принципиальной свободе творчества, в абсолютном нежелании следовать даже не канонам, а шаблонам избранного стиля в совершенной самобытности, раскрепощенности. Музыка это искусство, а не работа ее надо ИГРАТЬ, а не исполнять – многие это забыли. А вот Sabaton нет. Жду следующего альбома.«
Какие только штуки не происходят в музыкальной индустрии, диву даёшься! У работы "Metalizer" шведов Sabaton очень странная и неординарная судьба, аналоги вспомнить сложно. Композиции были нарезаны ещё в 2002 году, когда за плечами у скандинавов была лишь демка "First For Fight" (2000), но дебютником они так и не стали. Тогдашний лейбл просто положил болванку под сукно, и она промариновалась там вплоть до 2007 года, когда дискография Sabaton уже пополнилась на две новые пластинки. Тогда новая рекорд-компания, видимо, выкупила права на оригинал у зарвавшихся менеджеров и пустила в печать вместе с тем самым демо.
Что сказать, по звучанию и ориентирам шведы напоминают смесь из британского (на манер Judas Priest) и американского хэви, эдакий пауэр-метал в его исконном смысле начала 80-х, который исповедовали ранние Manowar, Savatage и ещё десятки не таких культовых сборных. Достаточно быстрый, пафосный и довольно прямолинейный металл с грубым звучанием и очень мужественным, хриплым вокалом, не характерным в целом для жанра и скорее произносящим речь перед битвой, нежели поющим на полную катушку. По акцентам имеются реминисценции с Рольфом Каспареком (Running Wild). Единственная в данном случае вольность заключается в том, что изредка материал всё-таки скатывается в современный пауэр, а кроме того вся симфоника и патетика облечены в современное звучание. Слушается удивительно свежо – может быть, потому, что такого рода качественных релизов сейчас практически нет.«
Прогресс как философское, а музыковедческое понятие почти забыто в современных жанрах, где тактика "шаг вперёд – два шага назад" прижилась намертво и неплохо себя чувствует. В тот момент, когда топтаться на месте и искать серёжку на мелководье среди гальки стало модой, Sabaton выглядят как нельзя более привлекательно. Вроде бы выглянув из мутной гавани, в которой перемешаны британский и американский хэви, они нашли свою фишку и взяли её за горло. Война для парней из крошечного городка Фалун, что в центральной Швеции, с населением 36 тысяч человек стала манной небесной, смыслом существования. Кажется, ничего нового. Но они не поют о каких-то эфемерных конфликтах и ливнях крови, а выбирают конкретные битвы. В этот раз ещё и подвели под материал более существенную основу в форме книги Сунь-цзы "Искусство войны", добавив серьёзности, пафосности, реальности. А женщина, зачитывающая между тем цитаты из знаменитого, хотя и мифического китайского стратега и мыслителя, набрасывает аркадному стилю ещё больше основательности.
В музыкальном плане Sabaton также не стоят на месте. Звуковая подача маэстро Петера Тэгтгрена обращает подчас монотонные риффы и словно марширующую в бой ритм-секцию в узнаваемую смесь, а шведы, кажется, наконец находят своё лицо и пялятся на него в студийное зеркало сквозь всю работу. Помогают им в этом традиционная хэви мелодика с явным скандинавским (местами ярким финским) акцентом, историческая подоплёка (повествование о крупнейших битвах Первой и Второй Мировых войн) и, разумеется, клавишные. Последние обрели свою обособленную значимость, постоянно сражаясь за первенство с гитарами, которые на редкость хороши и стройны, и вокалом. Узнаваемый низкий голос лидера и основного композитора Йокима Бродена возводит пафосность и эпичность рассказа на недосягаемую высоту, а динамика записи, выраженная как в композиционной, так и общей (между быстрыми и среднетемповыми треками) аритмии, растапливает лёд.
Пластинка "The Art Of War" слушается на одном дыхании. Она сочетает в себе доходчивый мелодизм, силу, сложность аранжировок и море действия. По сути одно из самых талантливых произведений в стиле за последнее время родилось именно в Швеции. Впечатляющее и запоминающееся.«
Батоны белой булки сохраняют российские супермаркеты от старения. Чудеса советской хлебопекарной промышленности всегда выглядят одинаково и непретенциозно, но даже на глаз чем-то на капельку отличаются. У Йоакима Бродена, шведа с неснимаемыми полицейскими очками, похожие проблемы. Где-то не так мякиш пропёкся, местами на носу скол, но в остальном овечка Долли. Только не стоит забывать, что через некоторое время после смерти первенца генной инженерии превратили в чучело. Скандинавы, ярким метеоритом отпечатавшиеся на небосклоне современного пауэр-метала, в определённой степени развивают идеи пиратской братии из Running Wild и уже сейчас умудряются залезть в сети, которые некогда поймали Рольфа Каспарека. По свой сути "Coat Of Arms" – тот же самый "The Art Of War" (2008) без видимых на первый и все последующие взгляды изменений. Композиции с двух пластинок можно тасовать, словно заправскую колоду карт с одинаковыми рубашками. И оправдываться форматом, той нишей, которую захватили Sabaton, – разговоры в пользу бедных. Страшно то, что героев передовой линейки Nuclear Blast не воспрещается слушать с любого места – как "Песни года", где лица не меняются долгими десятилетиями. Северяне паразитируют на монотонных маршеподобных ритмах, эпических мелодиях, обильных синтезаторных сэмплах и слабо эмоциональном вокале поэта-песенника Бродена. Такой вариант был вполне оправдан два года назад – в условиях проработанной концепции, где одна историческая битва логично сменяла другую, а припевы не терялись друг в друге под толстым слоем студийного марафета. Военная хроника, объединённая идеями "Искусства войны" Сунь Цзы, была наполнена бойкой динамикой – откровенно проходные номера чередовались с крепкими боевиками, но это создавало ощущение жизни. В новой версии Sabaton просто нет взлётов и падений – весь материал чрезмерно ровный и от этого скучно-унылый.
Концептуальность разбилась на отдельные фрагменты, но нередко бравурные мелодии коренным образом контрастируют с лирическим наполнением треков. Эпизод "The Final Solution", напоминающий вокальными партиями поздний Rage и стартующий с жутких в своей искусственности синтезаторных моментов, рассказывает об ужасах Освенцима. На "Uprising", пересекающейся с гимнами авторства Удо Диркшнайдера, речь идёт о борьбе жителей Варшавы с нацистами в годы Второй Мировой. Хард-н-хэви веселуха "White Death" по-детски расправляется с историей Симо Хяйхя, финского снайпера, забравшего жизни у пятисот с лишним советских солдат во время Зимней войны. И везде чувствуется разрыв между шаблонами музыкальной части и внутренним тематическим ощущением, которое должно быть не таким пластиковым. В очередной раз две особенные претензии катятся в сторону безропотных, неизобретательных ударных и отсутствия драйва. В плюсе – нотки хард-рока, которые так или иначе появляются в нескольких вещах. Но по факту сказать Sabaton нам уже нечего. Это консервы, что могут храниться на полке до второго пришествия, но так и не пригодиться хозяйке. Для тех, кто своей жизни не представляет без тушёнки с великой китайской стеной на этикетке, в самый раз.«