Insaniae почти полным составом вышли из португальской gothic doom команды Dogma, выпустившей 2 ЕР в 2000 и 2002 году, а после этого развалившейся. Небольшие изменения в составе, и на сцене появляется надежда лузитанского death-doom. Хотя, если быть точным, хорошие группы этого жанра в Португалии, конечно, и прежде водились, вспомним до сих пор активные Desire или Process of Guilt. Я не вижу смысла ходить вокруг да около, поэтому знайте, что Insaniae – набожные поклонники death-doom культа, для кого-то это будет плюсом, для кого-то минусом. С одной стороны, музыка команды, первоклассно записанная, убедительно траурная и вполне искренняя, звучит отлично, лучшего и желать не приходится. Земляные гитары, достойный гроул, заупокойный – без лишней опереточности – женский вокал, отсутствие пафосных излишеств вроде "симфонических" наворотов – старая школа, одним словом. Продолжительность треков – от 8 до 12 минут, никто никуда не спешит, можно в полной мере насладиться нюансами звуковых вибраций и отдаться произвольному падению в пучину гнетущего, беспросветного мрака. Панихида по умирающему миру, слёзы о несовершенстве человечества... Да, это звучит красиво, это декадентская эстетика, которой некогда было прилично держаться в поэтических кругах. Как там говорится... Кризисное направление европейского искусства, так сказать, конца XIX – начала XX века! В союзе с неоромантизмом декадентство было когда-то свежим течением, в современной музыке тоже – тоже когда-то; актуальность направления и – в его свете – актуальность творчества Insaniae можно было бы подробно обсудить лет 15-20 назад, но теперь это только безукоризненное следование канонам старой школы. Поэтому вердикт однозначен: "Imperfeições Da Mão Humana" – хороший, морально не очень свежий, death-doom, не предусматривающий отклонений от заданного прародителями жанра, курса. Альбом ровный, в нём нет откровений, но и нет слабых композиций. Из ряда песен я для себя выделил финальную "Trono Abdicado" с её тенденциями к тотальному funeral замедлению, с более сильным акцентом на нагнетание тонкой атмосферы – а не на плотную, прямолинейную рифовую атаку, чему способствуют лёгкий, аккуратный клавишный фон в начале песни и сопутствующая ему акустика.
Оформление буклета стандартно для жанра. Любителям петь в ванной – актуальный довесок в виде напечатанных в буклете к диску текстов песен, ничего что всё на португальском, так даже будет более экстравагантно. Пение на родном языке – это не то чтобы экстравагантно и чересчур свежо, но разнообразия добавляет, тем более, если не всегда понятно, о чём рычит Диого, то партии Изабель звучат разборчиво и все нюансы португальской речи заметны.
В заключении могу добавить сакраментальное "диск будет интересен не только новым поклонникам жанра, но и тем, кто хочет с ним ознакомиться". Хочешь услышать настоящий death-doom – вот тебе Insaniae. Отмечу, что дебютный альбом команды "Outros Temem Os Que Esperam Pelo Medo da Eternidade" был встречен довольно тепло фанатами траурного сообщества, уверен, что второй релиз группы ждёт та же участь.
Португальская сцена, почивающая в лоне doom и gothic metal особенно, всегда имела одну из самых уважаемых мной особенностей: они всегда выдержанно стильны, они всегда в чем-то красивы и обособлены, даже если делают музыку по всем известным формулам и канонам, в случае Insaniae – doom death'а. Такими всегда были и есть Moonspell, Heavenwood, а приближаясь к сегодняшней теме, и Desire и Ava Inferi и многие другие мельче, в порядке очереди становящиеся более вторичными, но не менее эстетически милыми. Эти португальцы пошли дальше – они поют полностью на родном языке, что придает еще больше яркости их звучанию, имеют нетривиальный женский голос, не подходящий в некотором роде под схему "красавицы и чудовища", хотя в своих формулировках повторяюсь все от Morgion, Mourning Beloveth, тех же Desire, Paramaecium и порой даже Paradise Lost.
И все же, несмотря на полную предрасположенность к этой музыке, и этой группе еще до прослушивания альбом пошел тяжело. Прежде всего, потому что он почти материально тяжелый в смысле настроения: сухие, выщербленные гитары, выпиливающие суровые, медленные риффы, редко взрывающиеся нарастанием темпа, почти амелодичные, на фоне которых вступает тянущая за нервные окончания лид гитара, роняющая скупую мелодию на увядшие листья ритмики, овивающую их. Или выводит центральную линию не менее напряженная вторая ритм гитара, сливающаяся в аккордах, но возделывающая более богатые интонации. Прибавляйте сиплый, низкий рык, записанный as it is, практически без обработки, переходящий в отчаянные попытки скрима, и похожий по форме записи, отделенный в пространстве женский голос, с характерным произношением португальского языка, имеющий даже в высоких регистрах низкие, грудные нотки (кажется, что она причитает над человеческой трагедией). Сырость музыки поглощает все светлое, что могло быть до прослушивания. Лишь ритм секция прописана, пожалуй, с наибольшим смаком, поддавая низов ударными, заполняющими пространство, пока оно пустует вне гитарной насыщенности, ухая руками басиста.
В некоторых композициях, в первой и пятой, в частности скорости чуть выше, и проскальзывает творческое оживление, некая коммерческая заинтересованность в цепкости мелодий, когда высушенная безэмоциональность вуалируется, прячется, давая время слушателю, немного остыть от напряжения. Они живей и энергичней, оставаясь в рамках серьезной, не легковесной музыки, а вторая из названных имеет даже полноценный дэтовый экскурс в своем окончании, отметившийся и национальными нотками исполнения женской партии вокала, переливающейся, дрожащей. Последняя композиция, пожалуй, вместе с третьей, одни из самых мрачных и тяжелых к восприятию, тем более ценные, демонстрируют основное направление работы творческого разума португальцев. Именно такая музыка, высушивающая, вымораживающая (порой думается: зачем им вокалистка нужна вовсе... хотя без нее и некоторые слушатели от несомого мрака загнулись бы за час звучания) мерцает вполне досягаемой целью для них. А вторая песня радует потрясающей вокальной линией женского голоса, словно спорящей, вступающей в гармонический конфликт настроений с инструментальной частью – лучшая композиция диска.
Дэт-думовая сцена, как музыка, которую она подразумевает остается во времени и пространстве стабильна, непоколебима и верна себе. Без излишнего оживления или спадов, с постоянной концентрацией достойных групп, идеально понимающих суть этой стилистики, чтобы поддерживать высочайший уровень реализации идей (а уж они то точно схожи, даром, что по-португальски в характерном буклете ничего не понять без словаря). Достойный соперник, недавно отметившимся хорошим выстрелом Ophis и точно попавшим в яблочко My Lament, уже в этом альбоме доказавший свою полную состоятельность и при сравнениях с мэтрами.«