Три пластинки – это дата. Пять – уже юбилей. Семь – просто счастливое число. Десять – уже целая эпоха. Эпоха, у которой есть имя и прописка. И по-другому именинники не имели права поздравить себя. Слишком уж далеко Ивар Бьёрнсон зашёл, чересчур взмыл в холодное норвежское небо, чтобы опять банально ползать по земле. И отметить "Vertebrae" салом и картошкой – больно пасторально и просто, когда красная икра и омары сами жаждут выпрыгнуть из тарелки. Наверно, у нынешних кудесников прогрессивного викинга Enslaved есть только один недостаток. Подспудно от них ожидаешь шедевра, нетрадиционной композиционной аритмии, разнородных настроений – и с десятой работой они уже не удивляют подходом и манерностью, как это было несколько лет назад. Но по-прежнему восхищают каждым ударом творческого сердца. Почти каждым.
По своей структуре этот релиз сотворён полностью в русле "Ruun" (2006), особенно что касается атмосферы и сложносочинённых аранжировок, при этом одаривая слушателя разнообразием "Isa" (2004). Возможно, пятёрке не стоило бы ставить выставочную композицию "Clouds" в самое начало, поскольку все остальные приходится равнять под впечатляющий интро-трек. Но такова уж традиция последних пластинок норвежцев. Пространство по-прежнему состоит из мелодичных гитар, псевдо-блэковых пассажей, прогрессивных ударных структур, двух видов вокала и психоделической атмосферы, которую принято сравнивать с классическими Pink Floyd. Общие черты, безусловно, есть, но это скорее упрощение. Сверху усиленно ложатся очень тонко прописанные клавиши и странные, атипичные распевки, отводящие работу от металлических рельс и тянущие к прогрессив-роковой стезе. И фактически "Vertebrae" – ещё один хлёсткий 50-минутный ответ тем, кто никак не способен понять: возврата к олд-скульному викингу не будет. По крайней мере, теперь все элементы своего традиционного стиля Enslaved окончательно и бесповоротно изжили. Пути к отступлению более нет, хотя ещё долго их будут пытаться втолкнуть в те стилистически рамки, которые значатся в массовом сознании. Такое бывает и не сразу проходит.
Возможно, рано от норвежцев ждать нового прыжка в экспериментальную даль. Слишком часто менять что-то – также невесть какое достоинство. Но в 2008 году они сформировали трамплин, с которого отправятся к новой трансформации. И через несколько лет, кто знает, мы положим свежую компашку в проигрыватель и охнем от неожиданности. Но по-прежнему Enslaved будут звучать так, как только они умеют.«
Как иные последователи древних скандинавских богов во славу Тора машут молотами и топорами, вечно побеждая в битвах, чтобы печально и героически потонуть в безбрежном море-океане с душевной песней на устах, так последователи Одина, как известно, жадного до знаний, продолжают бравировать своим оружием прогресса. С каждым альбомом с какого-то поворотного момента, они все больше и больше углубляются в высокотехнологичные топоры, ядерные драккары и межгалактические истины существования вместе со своей музыкой заодно. Но заплывая далеко в неведомое, не стоит ли двигаться более осторожно, чтобы незнакомый наркотик не срубил на полпути к цели?
Норвежцы, впрочем, и так медленно, уверенно, осторожно двигались с каждым альбомом, сначала привлекая лишь атмосферные элементы, да отходя от стандартных схем нотописи. Лишь позже начали вносить хрупкие, ломанные и прогрессивные части вместе с ретро-тематикой, с каждым разом наращивая атмосферу космологического путешествия, аки Vintersorg. Эту работу нельзя назвать пиком их изощренности, но пиком восхождения на вершины мира да – разреженный воздух, головокружение, изменение тембра голоса на более тонкий, двоение и прочее присутствуют в "Vertebrae". От альбома, в котором так оригинально отыскивают высшее значение в сосудах позвонков, где оказывается, прописаны руны, ожидаешь чего-то более глубокого, нетривиального, чем засушенные эксперименты над своими достижениями. Запихали музыку многих измерений в два: чуть пожестче, пониже, когда прорезаются монотонные однообразные риффы, а вокалист вспоминает о гроуле; мягкое, но равное повествование, сложенное из партий инструментов, зачастую держащееся на единственной пронизывающей линии, которая нестабильна, как далеко не всегда захватывающа. Можно сказать, понабрались худшего у post metal, скрестив его с progressive rock.
В очередной раз после "Vertebrae" как после многих других играет странная, едва уловимая тенденция многих умных групп: вроде де бы ничего не поменяли, но все стало осязаемо иначе. Тут есть нетривиальные аккорды, сменяющие друг друга в не самые назначенные моменты, как могли бы подумать слушатели, имеющие прямолинейное мышление, создающие подвешенные в воздухе... плоские татами летящие сквозь облачные скопления с премудрым видом. Их звучание само по себе ново, но когда музыканты не спускаются за время композиции на что-то приземленное, вроде, как и не видно высоты, пропадает куда-то эмоциональная трехмерность происходящего. По идее, при воспроизведении передовых идей в комфортной для мастера оболочке, впечатление должны производить все, но мне почему-то запомнились только ударник, воссоздающий из своих партий ударные мелодические структуры и клавиши, что не заслуга музыканта, но самих клавиш, заполоняющих все, что не гитары. В наличие и соло гитара, которая вместо привнесения оттенков прежнего стиля или хотя бы металлических истин выводит все в прог-рок, еще более сбрасывая десятки лет, вплоть до тематического времени существования данного стиля. Эта "Ground" одна из самых после чисто сценической "Clouds", кою играй хоть на Грэмми, хоть где. Заглавная "Vertebrae" сама по себе звучит неожиданно и завлекательно, первая, не просевшая ни единым отрезком – если бы из таких вещей состоял альбом, то и вопросов бы к нему было значительно меньше, что бы там группа не решила играть. Отличная, вкрадчивая жесткая начальная часть и вторая половина с меланхоличными раскатами центральной мелодии, волнами накатывающей под чистый голос. Кого-то вполне может порадовать взрыв агрессии на "New Dawn" даже в самые отличные от первичного направления моменты оказывающегося "на одной ноте", но совершенно без остроты как во времена "Blodhemn". Почему-то именно эта работа всплыла в памяти. Две следующие песни два варианта ужасно скучного прогрессива – шестая – и значительно более интересного – седьмая – но вот вообще не цепляющего. Зато со спокойной уверенностью "Monumention" завершает диск, возвращаясь даже к первенству скрима, только оставляя внутри какую-то новую вялость.
Будучи настоящим провидцем, уже знаю, что не все так плохо в королевстве шведском, и следующий диск радует вновь красотой, статью, искоркой, а этот можно списать на брак слишком равномерной работы (это вам не шутка каждые два года), ну или произведение впечатления на новый лейбл, кстати, Indie в большей мере интересуется разнообразием именно тяжелой музыки разных жанров, поэтому еще не факт, что впечатлили. Но инерция великая вещь: заработал репутацию, имя, продолжаешь думать нестандартно, без очевидного провала, вот вам и готовый результат.«