Парадоксально человеческое существо. Вокруг нас – необъятные толщи мира, природа великолепная, своим естеством великолепная, и яркая, и грустная, и всё, что можем мы помыслить, – да и можем ли мы что-то, кроме заложенного в нас ею же? Парадокс, но человеку недостаточно этой природы, подчас она ему мешает; и вот мы слушаем музыку, рисующую лишь малую часть картин из тех, что можем мы найти живыми, и наслаждаемся этой атмосферой, которая на самом деле куда богаче и лежит лишь в нескольких километрах от наших каменных обителей. Парадокс современной жизни, в которой мы придумываем себе идолов и поклоняемся им, в том, что идолы наши так бедны рядом с настоящим сегодня; не должно быть так. Музыка должна звучать вместе, а не вместо. Жаль, что мы лишены возможности изменить такое положение...
"Извечное Коловращение" one man band Лихолесье – первый релиз Stygian Crypt, никак не связанный с тяжёлой музыкой, но по духу близкий многим из её поклонников, исторически вовлечённых и в такую музыку тоже. Лихолесье – это наследие несравненного "Hlidskjalf" Burzum в первоначале и далее и творений Dargaard и Empyrium в маленьких элементах. Лихолесье – это простая, но такая замечательная и душевная музыка – музыка о той самой природе, которой мы почти не видим. Лихолесье – это лес, настолько лихой, что лишь в формате компакт-диска он проходим для теперешнего окончательно ослабшего обывателя. Единственный музыкант Лихолесья – Север – кажется мне знакомым; кажется, когда-то я общался с ним; кажется, все мы когда-то общались с Севером – через подобную музыку или лишь мысль о ней, через редкое созерцание тех красот, что видел он и воплотил на этом диске. Языческий эмбиент, степной фолк, этника – называйте как хотите. Для меня Лихолесье – это просто прекрасный пейзаж.
Во вкладке к альбому Север пишет: "музыка, лирика, голос..." Голоса я не услышал ни разу – по крайней мере в привычном понимании. Не голос ли те духовые, те струнные и колокольца, что звучат на диске? Не названиями ли композиций Север хочет нам что-то сказать?
А может только так можно отвлечь наши мысли от железа и пластмассы? Неужели эти несколько нот генетически заложены в нас так, чтобы ими поминать мир? И почему вообще ты не помнишь постоянно об этой красоте, человек? Как славно, что есть ещё кто-то, способный напомнить нам о нашей настоящей жизни. И как славно, что он пока не отчаялся... как Викернес.
Я не стану описывать словами те вещи, которые блестяще рисует Север своей музыкой. Каждый волен сам услышать эту музыку и навсегда её принять. По-другому просто невозможно.«
За чисто поле
За сине море
За реки быстрые
Озера чистые
За воды болотные
Зимы холодные
За травы осенние
Всходы весенние
За небо бескрайнее
Тропка есть тайная
Творчество музыканта из Новосибирска – Севера – пожалуй, один из самых удачных опытов воскрешения в музыке истоков русской духовности и истинно русских ценностей. Здесь нет кричащей "русскости", резных ложек и матрешек, но словно исподволь перед глазами слушателя встают вполне очевидные образы истории и быта Русского Народа. Погружение в музыкальную атмосферу "Родных просторов" должно вызывать у слушателя чувство самоидентификации и понимание своей связи с родом, идущей по крови и генам через века и расстояния, от седой старины до наших дней.
Завораживающая цикличность первого трека "Исток" отсылает нас то к идее вечного коловращения: смены времен года, умирающей и возрождающейся природе, то к образу девичьего хоровода в Купальскую Ночь.
"Таинство" построено на противоречии тревожных и таинственных нот, будто бы рожденных сумрачным умом колдуна, и основной удалой, скоморошьей теме, полной биения жизни. Ближе к концу композиции эти две линии тесно сплетаются, вызывая ощущение скрытой тревоги перед неведомым...
"Родные просторы". Трек, напоенный образами русской природы: пение птиц, шелест леса, журчание ручейка, завывание ветра в бескрайних полях, шум дождя и раскаты грома, рисуют целостную картину Русского мира.
"Память седых холмов". О былых временах, о княжеских пирах, о могучих богатырях и битвах кровавых, о битвах кровавых ведут свой неторопливый рассказ седые курганы.
"Словища" – еще один трек, рисующий образы природы, даже в более позитивных и величественных красках чем "Родные просторы".
"Вечерело..." – меланхоличный трек, построенный на звуках акустической гитары и сопелки, медленно перетекает в заключительную композицию "Печалью сумерки густели (За горизонт!)", название которой говорит само за себя.
В целом музыка альбома это dark ambient с ощутимым влиянием фольклора, соединивший в себе звуки живой природы, акустических инструментов и электроники. Диск "Родные просторы" является достойным продолжением дебюта "Извечное коловращение".«
Стылый воздух и сонная вода... Лихолесье являет собой продолжение цепи всемирного упокоения – пастельных оттенков постоянства существования. В этом контексте существование тянет за собой... "Родные просторы" – это прямое следствие "Извечного коловращения", диск более задумчивый, пространный... Кажется, в следующий момент музыка перестанет звучать, останется лишь звук всего истинного, чистого от будничной накипи, и флейты с бойранами тогда – средство отчуждения и освобождения... Странно говорить об этой музыке в терминах привычных природных явлений, странно говорить о природе через звуки – петь... Лихолесье, кажется, всё ближе к единению с той фантазией, которую мы хотели бы называть своей природой, пока та – природа далёкая, красивая и безрассудная, и нашей близко с ней не встать. Лихолесье, кажется, всё ближе к тишине лёгкого бриза, ведь теперь оно выглядит не так, как на первом диске, – не просто легче, но по-другому в принципе. Это не столько эмбиент, сколько очень спокойный фолк, и хотя звучат в нём, например, аудиовставки из каких-то фильмов, звучит и гитара, и птичий щебет, и полуденная колыбельная... Музыка, кажется, никакими особенностями не примечательная, но в своём мире славная, ибо один из немногих естественных миров... Сопровождая жизни... Не имеет смысла говорить лишнее...«
"Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою еще задолго до времени политической жизни Руси. Византийские историки повествуют, что славяне жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия. Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать наверное, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жилейка, рог и свирель; наконец волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли." "Русский народ: его обычаи, обряды, суеверия и поэзия" (М. Забылин)
Новый альбом кудесника Севера из Новосибирска, творящего в рамках one man проекта "Лихолесье", является прямым продолжением его предыдущих работ "Извечное коловращение" и "Родные просторы", уже успевших получить широкую известность у ценителей подобного сорта музыки. Меланхоличные мелодии, словно бы навеянные преданиями седой старины воскрешают в родовой памяти казалось бы давно забытые, подернутые многовековой завесой времени, но все же яркие образы древней Руси, языческой Руси, Руси сказок и легенд, былин и преданий.
Удачное сочетание звуков живой природы, как-то пение птиц, плеск воды, шум дождя и шелест листвы, сплетаются с звенящей мелодией бубенцов, трелями пастушьего рожка, этнических ударных и прочих народных инструментов. Звучание музыки Севера, на "Видениях" на мой взгляд, немного более агрессивно, чем в его ранних работах, но новые композиции все также способны ввести слушателя в состояние транса и унести его душу ко временам давно ушедших дней, в места которых более не существует, подарив первобытную радость единения с самой природой.
Альбом выпущен в виде восьми-панельного дигипака, оформленного авторскими фотоработами музыканта. На диске присутствует кавер версия песни "When The Sky Is Dark Yet" группы Thy Repentance.«
После выпуска великолепного "Vandrer..." Damien скооперировался с культовыми формациями Мор и Лихолесье, дабы записать совместный альбом. Работа получила название "Смерть приходит с Севера". Сплиты, пусть даже концептуальные, как этот, очень редко бывают удачными. Однако здесь всё вышло превосходно. Я могу сказать, что ещё не слышал сплита лучше. Атмосфера у альбома невероятная. После отличного интро в исполнении Лихолесья с трека "Кольский Крест" начинается часть Мор. Отличие Мор и Stielas Storhett от прочих блэковых актов состоит прежде всего в виртуозном владении гитарой. Количество весьма непростых гитарных конструкций на превосходит все ожидания. Потрясающие соло уносят слушателя вдаль, к холодным северным пустошам. Если говорить о Stielas Storhett, то на этом сплите уже хорошо заметны изменения в его звучании. Следуя примеру товарищей, Дамьен теперь создаёт атмосферу прежде всего соло-партиями. Что немудрено, ведь он сам был гитаристом Мор. От SS на диске представлено два трека – медленный "Taedium Vitae" и быстрый, попахивающий Drudkh, "Sic Itur Ad Astra...". Его я могу назвать лучшей композицией альбома, да и вообще настоящим шедевром. "Sic Itur Ad Astra..." подводит черту под метал-звучанием сплита, после чего в дело снова вступает Лихолесье, глубоким холодным эмбиент-треком завершая альбом. Впечатления от прошедших 52-х минут остаются самые лучшие. Советую этот восхитительный сплит всем неравнодушным к атмосферному Black Metal.