А вот и пришедший ко столу не по порядку дебютный альбом Питерской группы Сивый Яр, которая по уточненным данным, спрятанным в самой сердцевине волшебного древа, является one man band, и надо отметить, что последовавший следом EP даже по той единственной песней, которая на нем представлена четко показывает о верном направлении движения. Впрочем, наличием EP может похвастаться и этот диск: после номерного альбома добавлен материал миника "Оредеж", то ли показывающий неполноценность основного релиза, то ли щедрость автора на бонусы.
В этой работе, занявшей промежуточное положение между демкой и новыми релизами можно легко проследить постепенное развитие к звучанию 2010 года с постепенным снижением скоростей и переходом black metal в атмосферное звучание, совершенно без pagan составляющей. Впрочем, запись еще не преобразилась "Нощь" блистает всеми характеристиками пресловутой демки с глухими гитарами, уведенными с кричащим вокалом на задний план, драм машиной (тут сомнения минимальны), зачем-то выпущенной вперед всего. Звучит как первые релизы Summoning, только чуть более пушисто, гладенько. Атмосферный компонент без сомнения есть: в музыку чувствуется нагнетание мрака, к сожалению, в ущерб самой музыке в медленных отрезках песен состоящих из пары аккордов и недоделанного dark ambient со звенящими переливами клавишного фона. Необходимый мистический туман черного поселения ведьм и колдунов оказывает композиторским примитивизмом, после которого напористые ускорения с малосодержательными мелодиями в духе до альбомных произведений становятся в разы интересней. Такими представляются все шесть композиций имеющих между тем не маленькую длину от семи и до десятка минут. Отдельные чуть более интересные моменты можно отыскать в "Духинавий" несмотря на единый ритм для всей композиции старающейся немного разнообразить жужжащий глухой рифф, а первую реальную мелодию необходимо отыскать на заглавном треке. Из пяти композиций альбома можно было бы составить неплохую напарницу к хорошей завершающей вещи, и вышел бы еще один EP чуть более интересный, чем целый альбом.
Не хочется смешивать одно с другим, но из-за объединения работ в одну пластинку, значительно более интересный и далекий от black metal EP "Оредеж", состоящий из трех песен с этим же заглавием (в первом случае синтезаторное вступление, похожее на интро dark electro бригад, во втором случае шикарный black trash, в заключительном – трибальный минималистичный industrial) и песней "Бездонныйкоробснов". Четыре коротеньких композиции с металлической стороны выполненных в духе сырого thrash black содержится в несколько раз большая концентрация музыкальных и не очень идей. Одно название третьей песни, в итоге ставшее в свое роде визитной карточкой группы стоит внимания. Кроме прочего запись отличается в лучшую сторону от основного альбома смикшированными на одном уровне гитарами, ударными и вокалом в таком же духе истерического скрима, но подчеркнуто напористого и разборчивого на переднем плане.
Неказисто прикрученный на первый взгляд EP спасает весь релиз совершенно не удачного дебюта, лишенного заявленных качеств, во всяком случае, в нужной мере. Скучный альбом оттенен коротким яростным творческим прорывом мини-альбома, ровно настолько, чтобы выправить общую оценку – не обольщайтесь полезное время диска хорошо, если составит четверть всей длительности. Зато глядя на релизы Сивого Яра последовательно, со следующим (не беру в расчет сборник старого материала уже посетивший прилавки) альбомом можно ждать на взятом курсе поднятия планки до хорошего середнячка. Прорыва тут видимо не будет.«
Если говорить честно, то две работы этой питерской группы мне было лень расставлять в хронологическом порядке, и потому этот EP, вышедший вослед альбому "Нощь", оказался в руках первым. Зато не поленился во время праздного время препровождения прослушать их первое demo "Тень Зимнего Безвременья", которое легло в основу первичного восприятия творчества коллектива, выбравшего весьма двусмысленное с первого взгляда название (да, все ясно, что устаревшие лексические формы порой кажутся забавными, но за последнее время pagan сцена пополнилась таким количеством подозрительных и комичных наименований, что пора объявлять эпидемию). Ой, да, проговорился... дело мы имеем с black pagan metal коллективом, о чем впрочем, вы сами можете догадаться, глядя на заманчивую картину товарища Мясоедова, полюбившегося музыкантам и на следующем альбоме, читая название альбома и двух его песен. Да, название альбома вторит выбору имени группы и напрямую отсылает к крылатому народному выражению, а по стилистике альбомной прописи еще и начерчено в одно слово. Там все так, в одно слово.
Изменений в музыке с 2006 года, которым датировано demo, достаточно много, и несут они все одинаково положительные и отрицательные стороны. Так первоочередное отличие, что из true black metal, группа (на самом деле, науке не известно, в каком составе существует формация, ибо информация крайне засекречена, что доставляет определенные неудобства) стала pagan black, сменив сырой трушный звук на попытку атмосферного звучания, а ля ранний Drudkh – а кто не хотел бы быть на них похожими? – изменив манеру вокала, значительно снизив скорости, добавив фольклорные элементы, и так далее. Хотя глубинная суть с простыми гитарными риффами, фоновым басом, ударными отмечающими смены групп тактов перестуком рабочих, не изменилась. Зато средний и медленный темп теперь главенствует, заставляя добавлять в музыку мелодические элементы, отмеченные зацикленными, гипнотизирующими повторениями. Тут же отрицательный момент в снижении напора со значительной редукций нижних частот, из-за чего начинают одолевать сомнения в живой природе ударных, звучащих удобоваримо (хотя структурно ужи слишком похожи на машинку) при полном наборе инструментов, и отдающих пластиком под одинокую гитару. Что автор (авторы?) нашли очень депрессивного в краях, где еще никто не распугал птиц, сказать сложно, но отныне вокал, во-первых, неразличим на слух; во-вторых, в такой истерической форме явно почерпнут из depressive black. К тому же, добавленные в угоду атмосфере за основной слой синтезаторные фоны, раскаты и рельефы выводят что-то мечтательное, а не угнетающее, к тому же не всегда сочетаясь. Это все о первой песне, имеющий в своем багаже за десять с лишним минут четыре риффа и акустическую прослойку. Вторая композиция, по записям в буклете, наследие Новгородского края с женским пением в традиционной русской манере, свернутое loop'ом в невнятную череду повторений с подключением столь же неудачного рельефа.
Ставить в заслугу проекту женский голос явно не стоит. Материала одной длинной песни резко сменившего (подозреваю сменившего еще на "Нощь") для адекватной и положительной оценки не вполне хватает. Зато видно старание сделать все качественно, вкладывая собственные силы и в сочинение, и в запись, и именно это, в отсутствие дополнительных параметров и конфигурирует обязательное цифровое мнение. Кстати, налетайте, у меня 259 экземпляр из 1000 пронумерованных вручную, скоро будет дефицитом...«
Моё знакомство с проектом Сивый Яр состоялось несколько лет назад, когда я услышал что-то из его мини альбомов. Эти записи оставили у меня в памяти как нечто крайне заунывное, неровное, и бесповоротно загубленное потешным визгливым вокалом. Тем большим было моё удивление, когда новый альбом проекта вышел не где-нибудь, а на итальянском Avantgarde Music, в портфолио которого числятся Carpathian Forest, Abigor, Darkspace, Behemoth, Mayhem и множество других банд крупного калибра. Как оказалось, шеф лейбла с выбором не прогадал: Сивый Яр создал действительно сильный альбом, вызывающий только уважение.
Звучанием работа Владимира, персоны, стоящей за проектом, больше всего напоминает Drudkh. Именно напоминает, не копирует. Укрепляет эту параллель артворк, автором которого является бессменный оформитель друдховских релизов Sir Gorgoroth. Это правильный, глубокий атмосферный метал с ярко выраженной басовой линией. Скорости невысокие – Владимир предпочёл сосредоточиться на насыщенности, а не на зацикленности. Благодаря этому, "Из тьмы вымерших деревень" совершенно не напоминает "Filosofem", как многие атмосферные альбомы, но имеет множество содержательных наслоений на основных мелодиях. Вышеупомянутый бас иногда остаётся в гордом одиночестве, но это совершенно не даёт повода скучать, так как музыкант обращается с ним мастерски. Не упускает он случая также зарядить красивые соло, вставить впечатляющий эмбиент-фрагмент, отвлечь внимание акустикой. К сожалению, при всей прелести инструментальной части, Владимир так и не перестал вопить дурным голосом. Однако в этот раз он догадался запихнуть вокал поглубже в микс, чтоб тот не бил по ушам. Иногда он даже звучит уместно, как отчаянный крик умирающего вдали.
Придётся также укорить музыканта за несоответствие атмосферы тематике альбома и арта. То, что можно услышать здесь – это, скорее, меланхолия середины осени, как у Vietah на "Tajemstvy Noczy". Песня "Поднимались туманные дали" вообще пронизана этаким возвышенно-красивым рассветным настроением, рисующим в мозгу что угодно, но только не покосившиеся стрехи мрачных деревенских хат, жители которых погибли мучительной смертью от голода. А ведь альбом как раз об этом, о вымирании деревни в голодные годы. Сами понимаете, что песни о падении крестьян в битве с их страшнейшим врагом должны быть мрачными, упадочными, безжизненными. Здесь этого, увы, не наблюдается. По музыке слышно, что Владимира больше пленяет неясная тоска, сковывающая сердце при виде увядающей природы, а не судьбы голодных селян. Безусловно, это нормально для мизантропа-одиночки, преклоняющегося перед величием матери всего сущего, но тогда и альбом следовало называть по-другому.
Если же отстраниться от контекста (а в случае с атмосферным металом вы имеете на это полное право), в сухом остатке будет очень крепкий альбом, который, определённо, заставляет говорить о его создателе с уважением. Выделю в качестве личного предпочтения песню "С прощальной песней птиц". Внезапно есть в ней нечто такое, что сильно мне напоминает о Беларуси в целом и о Zaklon в частности. Послушать работу целиком можно на Bandcamp издателя: https://avantgardemusic.bandcamp.com/album/from-the-dead-villages-darkness«