"...Итак оно и следует, чтобы на этих морских пастбищах, на этих широких водных прериях и нищенских погостах всех четырёх континентов вечно вздымались и падали, накатывались и убегали зелёные валы; ибо миллионы сплетающихся теней и призраков, погибших мечтаний, грёз и снов, – всё то, что зовём мы жизнью и душой, лежит там и тихо, тихо грезит; и мечется, как спящий в своей постели; и неустанно бегущие волны лишь вторят в своём колыхании беспокойству этого сна" (Герман Мелвилл "Моби Дик, или Белый Кит")
А вы думали, что всё будет так просто? Отнюдь. Эта немецкая группа не только назвалась в честь героя книги Мелвилла и украсила обложку своего диска изображением самого Моби Дика, но и посветила этому роману весь альбом целиком. "Nautical Funeral Doom" написано в сопроводительной записке. Очень мило. Интрига! Какой такой "морской погребальный дум"? На деле такой же, как и обычный... а посему расписывать достоинства этого альбома долго не придётся. Да, гроул хороший. Да, звук плотный и мощный. Да, это funeral со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но тема, заданная в заголовке альбома, раскрыта слабо. Что нам напоминает о приставке "nautical"? Тексты? Так их не разберёшь, что очевидно. И что ещё? И всё! По прочим показателям – стандарт. Вот и остаются лишь пара семплов, смутно нагоняющих "морскую" атмосферу. Тем не менее, обращение музыкантов к подобной тематике приятно. Парочка песен носит названия одноимённые главам романа ("Тихий океан" и инструментальная "Чудовищные изображения китов"), на некоторых треках вообще используется текст непосредственно взятый из "Моби Дика". Это хороший показатель. Вот только тексты песен напечатаны не вполне удобоваримым шрифтом, потому штудировать их, напрягая зрение, желание не возникло – пойду, лучше, перечитаю Мелвилла. Чего и вам советую, а покамест послушайте пару треков от Ahab, всё ж он того стоит, продукт хоть навешенного на него ярлыка не заслужил, но лишь отчасти, так как, рассматривая его с той точки зрения, что се есть funeral, делаем вывод, что он вполне неплох.
"...Я хорошо знаю капитана Ахава, я много лет плавал у него помощником; и я знаю, каков он в действительности – хороший человек, не богобоязненный хороший человек,.. а богохульствующий хороший человек, скорее вроде меня, только в нём ещё есть много сверх этого. Да, я знаю, он никогда не отличался особой весёлостью; и знаю, что в последний раз на обратном пути он некоторое время был не в своём уме, но всякому ясно, что это было вызвано мучительной, острой болью в кровоточащем обрубке. Знаю также, что с того самого дня, как он потерял в последнем рейсе ногу из-за этого проклятого кита, он всё время в угрюмом настроении, отчаянно угрюмом, а порой и в бешенстве; но это пройдёт+ Нет, нет, мой друг, Ахав изувечен, изломлен, но и ему не чужда человечность!" (Герман Мелвилл "Моби Дик, или Белый Кит")«
Китобойный промысел в своё время был делом прибыльным, и хотя жизнь профессиональных китобойцев в сезон охоты была сопряжена с постоянным риском и опасностями, затраченные усилия с лихвой окупались для моряков при том условии, что им посчастливилось попасть в команду честного капитана. Ненастье, холода Арктики (если говорить о северных регионах обитания китов), голод, цинга – это не пугало китобоев прежних времён, для которых все эти невзгоды были чем-то естественным, всего лишь спецификой их жизни и работы. И пусть для современных китобоев многие из этих невзгод уже нестрашны, техника самой китовой охоты осталось такой, какой она была во времена "Моби Дика". Так вот издалека мы подошли к творчеству немецкой ("морской") funeral doom команды Ahab, чей первый альбом "The Call Of The Wretched Sea" был как раз целиком посвящён вышеупомянутому произведению Мелвила. С тех пор прошло 3 года, много воды утекло, и пусть частично сменился экипаж, но группа по-прежнему идёт верным курсом, воспевая подвиги бесстрашных мореплавателей прошлого, их борьбу с неумолимой стихией и воссоздавая истории их нелёгкого пути. О чём новый альбом? Пусть вас не смущает "Последний плот Медузы" Теодора Жерико на обложке, речь не о том, впрочем, оставлю вас один на один с этим вопросом и озвучу одну мысль... Я, признаться, ожидал, что на первом релизе Ahab исчерпают выбранную ими, не спорю оригинальную, тематику, и вся авантюра обернётся просто очередной funeral бандой, повторяющей себя из альбома в альбом. Этого не случилось. Такие вот талантливые собрались мужчины. Действительно, продвинувшись ещё выше по "пирамиде пищевой цепочки" funeral doom'а, баварцы дышат в спину китам жанра, однако не спешат заносить тяжёлый гарпун (неплохой оборот, согласитесь с этим). Музыкальная палитра стала разнообразнее за счёт внесения в неё пространных акустических пассажей, за которыми, однако же, видна любовь музыкантов к наследию мастеров death'а и брутальным крайностям. И мясистые, перегруженные риффы как нельзя ровно идут в аккомпанемент гроулу Даниэля Дросте, который стал смелее в экспериментах с чистым вокалом, что пошло группе только на пользу. От мёртвого штиля до шторма, несущего смерть, – всё, что угодно, есть в "The Divinity of Oceans", нет в нём только одного – надежды моряков на возвращение домой. По-настоящему мрачно. Монументально. Великолепно. Море, брызги, фыр! И, спешу вам сообщить: кто не слушает Ahab, тот жалкая сухопутная крыса! :-Р Следующий тост – за тех, кто в море!
Китобойное судно Эссекс водоизмещением 238 тон и длиной 87 футов под командованием достаточно юного капитана Джоржда Полларда 28 лет отроду 1819 вышел в плавание, запланированное на два с половиной года с южные воды Тихого океана. Почти через год охоты судно повстречало на своем пути кашалота в несколько раз большего, нежели обычные экземпляры, который в свою очередь устроил охоту на судно, протаранив его дважды. Почти в четырех километрах от западного побережья Южной Америки корабль затонул, а экипаж на трех бортовых лодках, практически лишенный припасов нашел неизвестные острова, оказавшиеся настолько маленькими, что еды там хватило лишь неделю или около того. Трое из экипажа остались на острове, а капитан и его юнга Томас Никерсон отправились в лодках искать спасения. В открытом океане они нашли лишь голод, жажду и безумие. Один за другим они умирали на лодках и выкидывались за борт в холодные глубины, которые стали их могилой. Когда закончились еда и вода на лодках, а люди впали в сумасшествие окончательно, они начали поедать трупы, вместо того, чтобы выбрасывать их за борт, а еще спустя некоторое время, жертвы для съедения начали выбираться путем жребия. Первым же избранником стал матрос с говорящей фамилией Owen Coffin, кузин капитана, обгладывая кости которого выжившие в этой лодке и были спасены другим китобойным судном, приближение которого борт к борту, обезумевшие создания даже не заметили. Еще несколько моряков, пройдя похожие испытания во главе с Никерсоном, были спасены в другом месте, разойдясь с первой посудиной в разные стороны. Моряки с острова тоже были эвакуированы, создав целых восемь выживших с этого рейса.
Так звучит реальная история, побудившая Германа Мелвилла написать свой знаменитый роман "Моби Дик". Она же стала темой второго диска немецких океанопоклонников, посвящающих свое творчество темному могуществу водной стихии. Альбом практически в том же порядке, освещая с расстановкой и по порядку события этой драматической охоты, описывает сказанное выше, набранное из исторических справок в восьми песнях. В одном месте используются даже надписи с надгробных плит семьи Никерсонов. Самый интересный вопрос – если будет третий диск, какова будет следующая тема, ведь, кажется, Моби Дик исчерпал свои художественные резервы...
Стать знаменитыми и удержаться за каменный плот funeral doom это значит пойти ко дну, к своим любимым китам. Поэтому погребальный стиль уступает больше места обычному думу, местами делающего уже реверансы в пользу скандинавского melancholic melodic doom. Не то чтобы, прямо, похоже, но эмоциональные нотки граничат в отдельных случаях с какими-нибудь Swallow The Sun. А еще местами доходит до скоростей очень медленного дэта, с приличной плотностью риффов и барабанов. Немного утомляет подача мелодики, которая не отличается на протяжении всего альбома, суть – тактовая выдержка одной ноты, медленно, но верно формирующая тему. Намного интересней смотрятся эдакие атмосферные минималистичные мелодии полунамеки из двух гитар и баса, отчего кажется, что менее экстремальные стили вроде art-core или sludge выйдут у немцев не менее прилично. Достаточно много ждет слушателей, отдающих эхом акустических фрагментов, и практически ни одного семпла, которые слегка вуалировали звук на первом диске.
Самое неправильное в этом релизе – непопадание атмосферы события в атмосферу музыки. Трагически обреченные в своем человеческом превосходстве моряки, оказывающиеся один на один с глубиной океана и глубиной отчаяния, погруженные в морок безумия, в этих песнях иногда отражаются нежной и светлой надеждой, которая здесь кажется не уместной. Хотя нежные аккорды акустики, сменяющиеся просто классическим funeral в первой композиции вполне уместны. При этом пронырливый чистый вокал, нового, кстати говоря, вокалиста залезает в каждую доступную паузу между нагнетающимся давлением, чтобы его сбросить. И ведь безумно напоминает кого-то из коллег, отвлекая от аналогии с Evoken в тяжелых, суровых частях. Вероятно, подразумевается голос разума или самих моряков, но его не должно быть слышно за гробовой тишиной стихии. Хотя в начале грех жаловаться – мрак, никак не относящийся на слух к океану, почти выдержан на нужной ноте. А вот с середины "O Father Sea" можно плакать об упущенному в океан сумраке стиля и встречать страдающего с платком финского меланхолика, которому полностью посвящена "Redemption Lost", как бы не грозила низкими гитарами, опосля на "Tombstone Carousel". С другой стороны, зато слушать совершенно не скучно, разнообразный материал с мелодической красотой пусть и дает атмосферную слабину, зато увлекает.
Внимания заслуживает оформление диска (причем заслуживает уже несколько веков), в котором подобраны работы Жана Луи Андре Теодора Жерико с картиной "Плот Медузы", а также работа Рубенса, впечатляющая еще больше. А внутри буклета поработал в духе экспрессионизма некий Hector, и получилось не менее удачно, немного в духе оформлений дисков Mastodon.
Чувствуется стремление поддержать свое реноме, но удержать его силами одного funeral doom, да еще преподнося себя слушателям в лучшем виде, не удается. Поэтому некоторая снисходительность в композиционном и стилистическом плане просматривается, и думаю, найдет свое продолжение в дальнейшем творчестве группы, если они найдут еще истории про китов... или пора брать на вооружение гигантских кальмаров?«
Я уже давно понял, что обещанный ещё в 2007 году гитаристом Ahab Кристианом Гектором альбом по мотивам произведения Жюля Верна если и выйдет, то совсем не скоро. И действительно оказалось, что долгожданный, третий по счёту, полноформатник всемогущих funeral-мореходов представляет собой фантазию по мотивам произведения Эдгара По "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима". Любопытно, что в 2009 году на эту же тему высказался московский проект Psi Corps в своём альбоме "Tekeli-li", но там повествование велось в духе навороченного, атмосферного prog / space / kraut rock'а, а Ahab известен тем, что сами музыканты повесили ещё на свой первый альбом говорящий ярлык "Nautic Funeral Doom". Я боюсь, что тут мы можем получить ситуацию аналогичную той, в которую в свой время попали Pantheist, быстро завязавшие с похоронщиной и увлёкшиеся более интересными вокально-инструментальными экспериментами. Так что давайте посмотрим правде в глаза: второй релиз Ahab "The Divinity Of The Ocean" заметно отличался от громоподобного funeral-монолита "The Call Of The Wretched Sea" более сложными мелодиями, там же большая роль отводилась чистому вокалу, там же группа по сути распрощалось с похоронным минимализмом. Это естественный, адекватный прогресс, который и привёл королей семи морей к тому, что мы услышим на "The Giant". Я предлагаю привязанный к названию группы тэг сократить до "Nautic Doom", а в нюансы не вдаваться – сколько б музыканты ни пили или ни курили, все их таланты не только не пропали, но и приумножились. Funeral-фундамент, на котором строилась вся эта махина песен Ahab, сместилась на задний фон под давлением медленного death doom, подкреплённого всепоглощающей атмосферой современного тяжёлого post metal. Сложно сказать, что вызвало такие заметные изменения – можно грешить на треклятых буржуинов из Napalm, но я уверен, что Даниэля Дросте (вокал, гитара, основной автор песен) учить, с какой стороны надо браться за гитару, – последнее дело. Даниэль и Кристиан Гектор знают своё заведование на зубок, поэтому, чтобы они не играли на "The Giant", всё звучит как-то ладно и по-морскому. Водная стихия по-прежнему присутствует в музыку немцев во всех воплощениях, но если раньше основным её воплощением был смертоносный, неотвратимый, сметающий всё к чертям на своём пути шторм, то сейчас на долю героев песен выпадают и попутный ветер и мёртвый штиль. Это впечатление усиливается не только благодаря post-оборотам и изысканным акустическим партиям, которым отведено достаточно места, но и чистым вокалом, звучащим теперь практически наравне с мощным, хриплым гроулом. К слову, на альбоме в качестве приглашённого вокалиста засветился Гербранд Ларсен из норвежских Enslaved, всего за "две бутылки рома" он согласился помочь "братьям-морячкам" с записью. Временами сквозь массивные валы риффов и рябь акустики пробиваются искажающие пространство (но не зашкаливающие) нотки прогрессивной психоделии, и это вполне объяснимо – сюжет обязывает, однако, тема буйного помешательства до конца не раскрыта.
Альбом вышел 25го мая, но уже наделал шуму. Ясное дело, что его скачали чуть более чем сто процентов думхэдов, и мало кого интересует дигипак с бонусом "Time's Like Molten Lead" или виниловое издание "The Giant" с двумя бонус-треками. Тем не менее, публика кипит недоумением и восхищает эмоциональными воплями разочарования, что-де новый Ahab – уже не торт! Да, Ahab не похожи на этих ваших "шэйпов", при упоминании которых до сих пор по инерции бурно эякулируют истинные правоверные funeral-фанаты, и ничто не мешает немцам идти к успеху своей дорогой. Они всё также здорово пишут песни про морскую печальку, а то, что они стилистически немного иначе оформлены, это едва ли станет препятствием для думающего меломана. Сейчас дождь идёт – под него новый материал отлично слушается, захотелось сразу на море.