Dvar – отечественная группа, о которой больше ничего не известно :). Ходят слухи, что это дуэт из Москвы, ходят слухи, что ему уже почти десять лет. Зачем загадочность – понятно далеко не всем, но как по мне, она лишь на пользу имиджу банды, учитывая, какими странными делами она занимается ;). "Oramah Maalhur", что вряд ли что-либо значит, – первый диск Dvar, который я услышал, хотя и не первый в дискографии группы. Милейшего вида пчёлка-толстушка глядит широкими – как принято говорить после Розуэлла '47, миндалевидными глазами – на будущего слушателя охраняемого – или преподносимого? – ею диска. Восемнадцать трэков с такими же бессмысленныим названиями, как и сам альбом, – и не нужно говорить, что это древний язык африканских племён, утерянный века тому назад :)! – и не менее странной... хм... лирикой ;). Ах да, совсем забыл сказать: Dvar не имеет ровным счётом никакого отношения к тяжёлой музыке, так что имейте это ввиду, прежде чем читать дальше!
Говорят, что Dvar – это darkwave, однако это едва ли про "Oramah Maalhur" – по крайней мере, точно не "dark". "Oramah Maalhur" – это целая планета, населённая странными – предположительно маленькими – существами, чем-то средним между гремлинами, классическими пришельцами и теми самыми пчёлками, одна из которых глядит на нас миндалевидными глазами. Всякий раз, когда я слушаю этот диск, он вызывает у меня улыбку, но если поначалу он просто казался чьей-то милой шуткой, то теперь я ощущаю благодарность к музыкантам – за милый мирок, подаренный нам. Как Толкиен в литературе, так Dvar – в музыке, они демонстрируют классику фэнтези. Технически Dvar – это лёгкая электронная музыка с преимущественно смешными инструментами из наборов детских синтезаторов – вроде колокольцев, виолок и пианинок. Что же касается "голосовой" части... ох, держите меня :), ведь поют на этом альбоме те самые странные жители той самой планеты Dvar! "Напарирурирура, напарирурирури!" – пискляво распевают малыши, и это, наверное, самые вменяемые слова из всех, что звучат на диске :). Мини-животинки пищат, вскрикивают, хихикают и фыркают, забавно порыкивают, а иногда задумчиво гудят... Шутки шутками, но жители планеты Dvar подчас звучат почти грозно! И уж, конечно, никак нельзя не пожалеть мелких, когда они грустят... За время воспроизведения диска в голове слушателя проносится вся гамма чувств маленьких созданий: они играют и разговаривают, шалят и влюбляются, расстаются и плачут, чтобы лечь спать и повторить всё снова. Поверьте мне, они способны растопить лёд в любом сердце, эти миниатюрные пузаны! Музыка Dvar – красивая и очень хорошо слаженная, а что ещё нужно для счастья?
И что бы ни думали про Dvar, а теперь – и про меня ;), я скажу им: спасибо, так держать!
Два альбома по 50 и 21 треков каждый, соответственно: знатоки безапелляционно покачают головой, произнося слово "grind" и... ошибутся весьма значительно. Оба релиза это весьма интересные подборки локального творческого безумия наших неназванных соотечественников из Dvar, успешно переведших собственный цирк и бред в разряд культовых музыкальных коллективов, закрепившихся на своем месте. Их одновременное сочетание подобия музыки из барочных этюдов, детских мультфильмов, закованное в аналоговый синтетический минимализм, приковало внимание публики, сначала удивив, а затем и склонив к себе множество поклонников самых разных жанров. Изначально появившись в окологотической тусовке, музыканты отделились в собственное явление под названием Dvar. Особого шарма придает их творчеству шизофреническая настройка сознания: дескать, музыка происходит (написана и дословно передана) неким высшим созданием Dvar, которое является участникам команды во сне. Вся лирика коллектива выполнена в страннейшем "птичьем языке" и соответствующем вокале, как если бы ребенок до семи лет пытался спеть блековым вокалом. Вскрики, писки, визги, чирикание, дурашливое пение гномиков и черт знает еще, что на неведомом нам (а я думаю, и самим музыкантам, языке), состоящим из гласных, шипящих и пары твердых звуков стали визитной карточкой коллектива. Представить нашу андеграундную сцену без этого авангардного выплеска безумия, теперь даже сложно. И вот, после достаточного количества номерных альбомов пришло время сделать пару сборников.
Первый сборник, с многочисленным трек-листом и длительностью под 70 минут, представляется самостоятельно еще в названии диска: "bizarre rares & early works" – озаглавлено данное творение, прямо под очередным странным словом. Для удобства восприятия (вы, конечно, понимаете, что попесенно я разбирать альбомы даже не собираюсь, отчасти потому что запомнить все эти бессмысленные сочетания звуков не смогу, к тому же вкапываться в пятьдесят коротеньких, не более двух минут, треков очень затруднительно) реальность диска разделена на римские цифры, соответствующие в определенной степени периодам создания. Так I – III это приснилось в районе 1992 – 1993 годов, соответственно, тогда и записано, кроме трех композиций из 1997 года, а IV и V ограничено периодом 1997 – 2005 годов, с двумя лишними исключениями и одним кавером на "Fly" группы Caprice. Периоды, выделенными римскими цифрами, можно почувствовать и на слух: I – III части имеют меньшую плотность звучания, более слабое, детское, что ли, качество звучания, при этом иногда выдавая отличные музыкальные этюды. I музыкальна, II шутлива – там можно встретить замечательную вещь "Iakhuut !", что на исковерканном русском языке означает "Я крут!", а третья цифра слушается значительно мрачней. Там можно выделить 2, 3, 4, 10 композиции, как отличные мелодичные вещи, и найти бессмысленные наборы звуков, отклоняющиеся в сторону "младенческого нойза". Последние две части очень разнообразны, там намного больше звуков, появляются ритмы и семплы барабанов, а также явные заимствования стилей и мелодий (не секрет, что многие вещи команды на что-то похожи). Так в "D'ogoodah" можно услышать игровой джаз, прямиком из старого кинофильма, а в где-то слышны мелодии из попсы, диско и других инстанций. Отдельные вещи сильно напоминают о 8-bit музыке из приставочных игр. Все это не отменяет значимости собственного творчества – вставить настолько вовремя и уместно, каждый дурашливый всхлип или звук, на которые богаты исполнители, это надо сильно постараться. Местами диск цепляет очень хорошо – такие композиции, как 40вая "Iim Tataa", например, это чистой воды шедевр.
Во втором диске, соединившем переиздания "Piirrah" и "Taai Liira" шутовства первого релиза как не бывало. Мрачный, гулкий и пугающий dark wave дергано ерзающий на заднем плане извращенно скатившийся в нарочитую смешливость маленьких, пляшущих вокруг, но смертоносных демонов с детскими ручонками, которыми вырываются из синтезаторов кич мелодии первого плана, звонкие и мерзковатые. Ну, то есть, Dvar, какой он часто бывал, в начале своего творчества, как пишет пресс-релиз в самые темные годы своего существования. Плотность, качество и полнота звука, подбор семплов и отличные ритмические решения совсем иного свойства, чем на альбоме "воспоминаний". Для представления о данной музыке вкратце, возьмите Gloomy grim и Samsas Traum, лишите их серьезности, добавьте театральности, переведите все в электронную музыку, смените вокалы со скрима на его ущемленный аналог, и получите наличествующее. Альбом дополнен двумя песнями с "RaII" и ранее не выпускавшимся материалом, который доводит время звучания также до 70 минут. "Matekhiir" из нереализованного, к примеру, чем-то напоминает карикатуру на Эндрю-Ллойда Вебера и его "Призрак Оперы". Так же там наличествуют ремиксы и "иные" (хотя куда уж более чуждые, чем сама группа) версии знакомых композиций, просто новые песни. Иные могут порадовать наличием чисто блековых композиций, с джентльменским набором грязных сырых гитар, настоящего скрима и всесильной агрессии или трип-хоп версией "Taii Liira".
Очень ценные альбомы, особенно для любителей музыки Dvar, безумия, легкого и не очень, а также авангардной электроники, выпуск которых пришелся на одно время с двумя сборниками лучших песен этой же группы, и, на мой взгляд, должны обставить их по необходимости и коммерческо-культурной ценности. Оценка одинакова для обоих, а потому идет одним блоком.«
Честно говоря, с определенного момента, до конца так и не распробовав Dvar, перестав округлять глаза от полной неизвестности, в которой обитают эти пациенты определенного вида лечебниц, перестал следить за творчеством этой нашей формации, с легкой руки (или слова) сновидного существа выбравшихся даже на мировую сцену. Но, даже пропустив ряд последних творений группы, можно утверждать, что материал нового альбома отличается от прежних ориентиров.
Прежде всего, есть намеки на то, что музыканты взялись за ум, значительно более подробно выделывая свое пестрое одеяло пчелиного безумия. И если даже обложка и буклет, по-прежнему намалеваны грубоватым детским стилем, композиции альбома теперь могут гордиться настоящей полифонией, несколькими планами, а в отдельных случаях даже глубиной звучания. Используется больше различной электронной утвари и семплов, в том числе духовых и струнный инструментов, входящих в подобие оркестровых аранжировок, так если бы оркестром управляли жуки, а играли в нем, поголовье талантливых бабочек. Теперь музыка не подходит под стандарты lo-fi, а стремится к чувственному, качественному, полноценному звучанию.
Кроме этого сама стилистика сменилась на тотальный light wave с элементами ethereal, неся с собой умиротворение и спокойствие. Обширно используется фортепьяно и клавесины, пассажи пространны, пульсируют органикой, насыщенны ощутимой теплотой чувств. Некоторые вещи, вроде "An Aerim" исполнены толи советской мультяшности, то ли французского шансона с любовным настроением, а кривляющиеся на все возможные лады голоса вокалистов, на своем птичьем языке несколько малочисленны (может оттого, что фантазия на новые звуки истощается со временем?). Версией адаптированной классической музыки для кино кажется "Oh Mariil". Сидишь и озираешься по комнате в поисках трагической, романтической сцены, двух главных героев, растерявших за полтора экранных часа любовь и устремления. Словно мрачные тучи, привидения в летнем деревенском домике, полном детей, или страшные тайны миловидной блондинки лет эдак семнадцати, внезапно возникают острова агрессивного мрака "Uuy-Gharr" нарушающие гармонию сказочной, солнечной страны, чтобы после них, расстроенные до печали, вторжением темных сил, безропотные бабочки и мухи, снова прилетели и сели за свои колокольчики, пианино и флейты, наигрывать теснящиеся под трогательным хитином мелодии. Повышенной тонкостью отличается почти полностью невесомая fig. 2, нагнетающая только в "Jruggr". Уж не столкнулись ли мы с вариантом аудио сатиры на легкую оркестровую музыку, ибо, не интерпретация ли "В Траве Сидел Кузнечик" в неоклассическом варианте имеет место на "Taaira"?
Такие смены направлений потребовали удлинения времени звучания почти всех песен альбома до приличных трех-четырех минут, за которые отдельные песни успевают мутировать от одного крайнего настроения до другого. И оба варианта звучания непривычно серьезны: хочется или удалить из звучания остатки веселости, а может быть увидеть в очередной раз, глянув на диск, другое название, успокоившись, понимая, что слушаешь, иную группу. Нет, альбом, безусловно, понравился – он очень красивый, нежный, музыкальный, но так непривычно получать эти качества от общества анонимных безумцев пчелофилов, что идет некоторое несварение внутри.«