По прошествию большого количества времени с момента создания этого демо (более десяти лет), имеющего сейчас не только и не столько культурную, как историческую ценность, я не вижу большого смысла в том, чтобы как-то его оценивать. Тем более что на этом диске скрыты зачатки того, что в последствии воплотилось в одном из лучших творений за историю мировой метал-музыки – последнем на сегодняшний день альбоме музыкантов из Земли Обетованной – "Mabool". Так что стоит, или не стоит слушать этот антиквариат, ставший доступным российским металхэдам благодаря молодому лейблу Nordic Music, пусть каждый решит для себя сам, а вот для истинных поклонников творчества Orphaned Land диск определенно станет одной из жемчужин в домашней музыкальной коллекции.
И раз уж мы обратили свой взор к временам столь отдаленным, думаю, не лишним будет начать с краткой истории команды. Группа возникла в 1991 году под именем Resurrection. В 1992 название было изменено на Orphaned Land, а музыканты обратились в своих исканиях к поискам собственного уникального звучания исследуя различные стили металла в соединении с ближневосточной музыкальной традицией. Их ориентальный стиль стал свежим ветром на метал-сцене и группа достаточно быстро получила контракт с французским лэйблом Holy Records, вскоре после выпуска своего первого демо "The Beloved's Cry" (собственно о нем мы тут и говорим). Да их дебютных альбома "Sahara" (1994) и "El Norra Alila" (1996) были с восторгом встречены общественностью и прессой, и в настоящее время считаются культовыми творениями... Третий и последний, на сегодняшний день, альбом команды "Mabool – The Story Of Three Sons Of Seven" пришлось ждать сем лет, но ожидания того стоили. Как я уже сказал, этот диск может по праву считаться одним из лучших достижений в мировой тяжелой музыке.
Металл, как музыкальное направление, всегда стремился аккумулировать в себе разнообразные стилистические влияния, потому так обширен диапазон современных стилей тяжелой музыки: от сырых и яростных звуков death– и black-metal он простирается в воздушные и утонченные сферы gothic– и sympho-metal. Поэтому не кажется удевительным тот факт, что в определенный моменты метал-команды обращались к музыкальным корням своих стран. Так появился Viking-metal (порождение Скандинавской культуры) и в более широком смысле pagan/folk-metal (германский, ирландский, славянский...). Но одна из самых удивительных команд в подобном направлении закономерно появилась в одном из самых удивительных мест на планете, в точке, где Время, История, различные Культуры и Народы оказались сжатыми на достаточно небольшом клочке Пространства. В этом кипящем котле Противоречий и зарождались музыкальные основы Orphaned Land.
Скрестив в музыке популярный в начале 90-х годов прошлого века doom/death metal с ритмами и мотивами своей земли, музыканты не только создали новый стиль Ориентального (Восточного) металла, но и разожгли интерес к нему в сердцах слушателей по всему миру. И как это не покажется странным, даже в арабских странах, являющихся непримиримыми врагами Израиля. И этот диск позволяет нам заглянуть в самое сердце зарождающейся истории Orphaned Land, ощутить нарастающий гул начинающейся бури, не пропустите!«
"Библия – это литература, а не догма" Джордж Сантаяна
Если вы когда-нибудь интересовались вопросами религиоведения, то наверняка знаете о близости трех самых значимых монотеистических религий мира – иудаизме, христианстве и исламе – их еще иногда называют авраамическими, а Авраам почитается их последователями как "отец верующих". Они же носят название религий откровения, т. к. исходят из того, что самое полное знание о Себе Бог дает в откровении человеку. Правда, последователи этих трех религий на протяжении вот уже сотен и тысяч лет ведут яростные споры о том, чья же вера верней, не гнушаясь никакими средствами, вплоть до применения оружия... Но думаю, вас сейчас не очень интересуют все эти вероисповедные споры, ведь разговор у нас сегодня идет о музыке, об искусстве. Язык искусства вовсе не предполагает однозначного толкования произведения, вплоть до того, что мысли автора и зрителя, читателя или слушателя по поводу одного и того же произведения могут в корне не совпадать. Тут и речи не может идти о том "чья же вера верней", поэтому я постараюсь не приводить тут никаких своих мыслей и суждений о содержании литературной части диска, пусть каждый из вас понимает то, что хотели сказать авторы этого альбома как сам посчитает нужным...
Но если обратиться к краткому содержанию диска, то рассказывает третий полноформатный альбом музыкантов родом из Земли Обетованной о трех братьях, являющихся воплощением трех религий – это Змея (иудаизм), Орел (ислам) и Лев (христианство). Они предвидят Потоп, который должен обрушиться на Землю, и уничтожить все живое и пытаются спасти людей от надвигающейся гибели...
Этот альбом был издан спустя восемь лет после выхода последнего диска команды, но тот материал, который Orphaned Land представили на новом творении, стоит стольких лет ожидания. На "Mabool" их идеи ориентального металла получили свое наивысшее воплощение, и даже больше. В музыке присутствуют не только колорит Ближнего Востока, но отголоски многих Культур, многих Времен... Здесь каждая минута музыки, которую вы услышали, не будет похожа на ту, что вам предстоит услышать вслед. Периодический слушаю "Mabool" вот уже второй год я постоянно открываю для себя новые нюансы... это словно волшебство. Объединив в своем творчестве звучание аутентичных восточных инструментов и практически всех современных стилей металла от black до progressive, добавив элементы народной и классической музыки, исполняя песни на английском, иврите, арабском, латыни и даже йеменском языке, используя гроулинг и чистый вокал Orphaned Land создали один из самых интересных альбомов в тяжелой музыке, что появились в мире за последнее время. Свет и Тьма, Запад и Восток, здесь все сплелось воедино, дабы обрушиться на ваши уши водами Потопа! Слушайте, буря уже рядом!«
Работа над альбомом проходила под девизом "мы Orphaned Land, мы можем все!", не иначе. И ведь это правда! Великолепная концептуальная работа, к которой они шли всю свою творческую жизнь. С одной стороны, – в изобилии представлена национальная этническая музыка в великолепном исполнении. С другой – смесь прогрессива и элементов характерного death-doom, присущего именно им. Аналогии можно провести с Green Carnation, Dream Theatre, Pain Of Salvation. Сбивчивая и зачастую бестолковая смена ритмов (недостаток предыдущего альбома) сменилась достаточно упорядоченной и очень сложной структурой. Исчезла безвозвратно архаичность "Sahara". Полифоничное звучание с многоголосыми хорами просто завораживает местами. Прекрасно исполнены вокальные партии, хотя впечатление несколько смазывает характерный "полугроулинг" Коби Фархи. Без этой своеобразной визитной карточки он не может обойтись! Жанр предлагаю опредлять как Ethnic metal. Любителям классической этнической музыки не все придется по вкусу: гитарные партии временами весьма тяжелы и сложны, работа ударных и манера вокала весьма непривычны для слуха. Почитателю классических вариантов прогрессива и дэта все это также может закружить голову. Но не пугайтесь, читая эти строки, лучше просто приобретите эту уникальную работу и слушайте, слушайте, слушайте... Израильтяне трудились почти 7 лет, и, выйдя из студии, они получили все, что задумывали. А как иначе?
Живущим там, где каждый клочок выжженной солнцем местности пропитан историей и, куда не ступишь, наткнёшься на мало-мальски святого, некогда думать о времени. Что оно, в конце концов, значит, раз есть целая вечность. В свои девятнадцать лет, когда многие истошно разыскивают вторую молодость, задумчивые иудеи балуют паству всего лишь четвёртым выпуском в собственной карьере. Замешанным на концепции, скованным руками продюсера Стивена Уилсона из Porcupine Tree, пронизанным какой-то особенной философией, детализированным и легкодоступным, сложносочинённым и воздушным, долгожданным и от этого ещё более ценным. Квинтет не спешил ещё и потому, что у них просто нет конкурентов и даже альтернативы. В соединении ближневосточных народных мелодий и прогрессивного металла они по-прежнему практически безукоризненны, хотя с годами и пятилетками пространства для их манёвров остаётся всё меньше. Материал стартует ровно там, где евреи оставили его на "Mabool" (2004). Похожи два соседа по дискографии ещё и наличием концепции. На этот раз о борьбе добра со злом. Тема само собой не нова (и ещё веке в шестом не была), но раскрыта она весьма своеобразно и очень глубоко, что заставит адептов Orphaned Land вгрызаться в гранит науки. Правоверные жители Израиля в чёрном и с пейсами, доисторические мусульмане в древних одеждах, человек, похожий на западного Спасителя, и женщина в модном, красном наряде – так выглядит буйство красок. В своей музыке квинтет не напирает однозначно на еврейские мотивы, продвигая популярную тему единства. Для них Ближний Восток – это не зона боевых действий, а плавильный котёл, где переплетаются иудаизм, христианство и ислам. Отсюда и разнообразие мотивов, и свободные формы, в которых реализуется замысел. Каллиграф из Иордании специально создал из еврейской и арабской вязей символ мира на обложке. "Мы хотим разрушить всё это политическое колдовство, которое загнало регион в ловушку надолго", утверждает вокалист "земляков" Коби Фархи.
"The Never Ending Way Of ORwarriOR" вышколен – это сразу бросается в глаза. Дело даже не в продюсерском таланте Стивена Уилсона, хотя тот дополнил звучание иудеев, сделал его более объёмным, прозрачным, прогрессивным и менее металлическим. Они провели в студии около месяца, а сочинение заняло почти пять лет. Отсюда удивительная гармония пластинки – всё нота к ноте. Мелодии британского прог-рока расцвечиваются множеством пришлых ближневосточных инструментов из разряда экзотики, которая и культивировала Orphaned Land в своё время, и дополняются разнообразием гитарной техники. Границы между музыкальными культурами здесь также приподнимаются. Текстуры перетекают друг в друга очень деликатно, то выгоняя на передовую выставочные хиты вроде сингла "Sapari", то растягивая во времени прогрессивные разнарядки вроде "Disciples Of The Sacred Oath". Диск поразнообразнее "Mabool", хотя и со своими тараканами. Во-первых, пластинка затянута. Понятно, что материала накопилось немало, да и эпический характер записи покоя не давал, но почти восемьдесят минут требуют концептуального подхода к прослушиванию. Этим "осиротевшие" ставят заслон перед отдельным выводком фанатов, которые не смогут преодолеть этот фильтр. Во-вторых, за долгие годы жители Израиля стали более напевными, протяжными, искоренив агрессию и прогрессив-дэтовые моменты своих работ из 90-х. Предыдущий диск был чуть думоватым, нынешний скорее роковый с редкими исключениями, где колышутся более-менее жесткие риффы и появляется гроул. Да и то деликатный, мягкий звук сводит это сочетание на нет. Побольше бы вещей, как "Codeworld: Uprising" с его гитарным маршем.
Не уверен, что музыканты Orphaned Land до сих пор вполне понимают сущность своей новой работы. В ней столь много измерений и пластов, мелодий и симфоники, что требует недюжинного терпения, дабы выйти за рамки поверхностного взгляда и проникнуть в самую суть. Да, "The Never Ending Way Of ORwarriOR" не идеален. Но по-прежнему так, как они, не умеет никто, хотя попытки и предпринимаются. Есть о чём подумать, ожидая ещё лет через пять новый опус с Земли обетованной.«
Эти яйца ближневосточная наседка Коби Фархи с командой осиротевших высиживала неумолимо долго – шесть лет прошло с последнего полноценного релиза группы, а новый альбом все готовился и готовился. За это время успел войти в работу над ним и лидер Porcupine Tree Стивен Уилсон в качестве продюсера, что недвусмысленно отмечало еще до выхода надлежащие по стилистике изменения общей картины, не будет же ведь Уилсон всерьез работать над дум дэтом, каким он не был оригинальным, ведь правда... Не правда, но характер музыкального содержания на, по истине эпической работе Orphaned Land длиной под 80 минут, разделенной на три части, которых многим другим хватило бы на три хороших альбома решительно посерьезнел, углубился и облегчился до эпизодических включений тяжелых риффовых кусков дум-дэт, вносящих здоровый динамизм. Все оставшееся стало продуманным, идеально отделанным, сверкающим гранями, и по сей день, уникальным ближневосточным бриллиантом progressive metal.
Ведь кроме них, я не припомню другой похожей группы, да так, чтобы брали не глуповатый турко-арабский поп мотив, а действительно копали вглубь музыкального наследия, извлекая на свет божий (какого из богов, это еще один насущный вопрос поклонников группы) аутентичные отрезки акустических пассажей и характерного горлового пения, стенаний, наравне с адаптированными оттенками среди тяжелых гитар и изобилующих красивостями прог-соляков. Тяжелая часть как никогда похожа на сложные сплетения мелодичных и грубых одновременно гитар Opeth по остаточному принципу, возникающих то усложненным фоном к чистому голосу, к сожалению более блеклому, чем гроулы Фархи, то вносящими приятную сумятицу в плавное течение песен, разбивая его на неправильные, но логичные изыски художественного воображения. А мелодии и общая тональность подверглись смягчению, и всепроникающей, примиряющей нежности, вместо бури снаружи – "Mabool" – обещающей пиршество внутреннее, не менее сложной на пути война света, как обычно обязавшегося объединить многострадальные народы. Апофеоз утопии.
И ведь, несмотря на то, что наплодили на диске столько материала, все раскрывается с разных сторон. Вещицы вроде "The Path Part 2: The Pilgrimage To Or Salem"откладываются мощными, эпическими заворотами с неожиданным по нынешним временем утяжелением в конце, а "From Broken Vessels" яркими, запоминающимися околохитовыми треками, составляющими основу памяти альбома. Каждый раз, включая его заново, можно будет открывать вновь сложные части, сиюминутной услады. Между треками расположились коротенькие вставки, имеющие наиболее этнический характер, минуты по две-три – это теперь не длительность для серьезных авторов – иной раз не уступающие плотности звучания и насыщенности аранжировок и основным композициям. Вот и называй их интерлюдиями, после этого. Осторожно, не нарушая баланса звучания, не выражая свое надуманное превосходство, авторы внесли и отточенные, красивые симфонические аранжировки. Первая песня второй части альбома, "The Warrior" одна из показательных в этом плане, предъявляет слушателю идеальное сочетание оркестровок с основным звучанием, не отклоняясь в излишний пафос, не теряя ветвистость корней. И поступь этой композиции с мужским "м-м-м-м" под не торопливым соло великолепна: не лучшая ли это песня диска? Или лучшая "New Jerusalem" вопиюще цепляющая акустической мелодией и прекрасным женским вокалом под перкуссию, под аккуратно держащие ситуацию в своих лапах гитарные партии. Правда, мелодия больно уж знакома, причем из эстрадной музыки, даром, что не могу вспомнить объект сличения, но вы то уж точно знаете... А, уже в соседней "Disciples Of The Sacred Oath 2" все симфонизмы слушаются не более чем, клавишные аранжировки на путях пополнения плотности звучания песни, без всякого взгляда сверху вниз, а потом и вовсе сходят на хоры под типичный prog metal.
В концовке, впечатление, что музу остановили на полпути. Три песни до пяти минут на целую часть, это может значить только то, что музыкантов ограничили длительностью одного диска, или следующую часть двуязычной поэмы о несовместимости родственных народов, оставили на сладкое, на следующую творческую пятилетку, за которую мы уже подзабудем восторг от данного релиза, и с новыми ощущениями поймаем очередного белого голубя, тараторящего на иврите вперемешку с арабскими языками под еще более понятные массам варианты звучания. Хорошо, когда что ни делается, все к лучшему, только чего еще можно добавить или сделать на этом поприще, даже сложно представить, Надеюсь только мне, а не Orphaned Land.«