"...Мне пришло одно желание
Я одну задумал думу
Быть готовым к песнопенью
И начать скорее слово.."
Трудно найти более подходящие слова для эпиграфа к этому альбому. Альбому, который в принципе не нуждается в рецензиях, ибо давно стал классикой жанра. Но, окинув взглядом уже существующие отзывы, я заметил, что никто пока не рисковал забираться в тёмную и малоизвестную тему текстов группы. Точнее сказать, многие пытались, но ни у кого не получилось... Я попытаюсь восполнить этот пробел, насколько смогу...
"Thousand Lakes". Тысяча Озёр. Инструментальная тема. Полностью клавишная. Те, кому довелось бывать в Карелии, я думаю, согласятся – название полностью соответсвует музыке... Определённо, это один из самых чувственных треков группы, где каждая нота – это падающая капля, плеск волны на берегу озера, рисунок тумана над водой...
"Into Hiding". Весьма ударное начало альбома. Здесь мы переходим к основополагающей книге едва ли не всех финских (и не только!) фолк-ориентированных групп – Калевале... Честно говоря, не припомню, чтобы кто-нибудь до Amorphis взялся окучивать эту благодатную, как впоследствии выяснилось, тему... Итак, в этой песне рассказывается:
"...Ахти тот, островитянин,
Тот весёлый Лемминкяйнен
В путь стремительно собрался
Он поспешно покидает
Сёла Похьёлы туманной
Той суровой Сариолы
Из избы бежит как буря
Ко двору как дым стремится
Чтоб спастись от злодеяний
И сокрыть свои поступки..."
"...Должен был тут Лемминкяйнен
Ахти тот, островитянин,
Новое принять обличье
В облике другом явиться
Полетел орлом высоко
Долететь до неба хочет
Обжигало щёки солнце
Освещал височки месяц..."
Это было после того, как Ахти, островитянин (он же – развесёлый Лемминкяйнен) зарубил в поединке хозяина Похьёлы, страны мрака. Калевала, руна 28.
"The Castaway". Наряду с "Black Winter Day" – украшение этого альбома. Здесь присутствует одно из немногих соло этого диска, и это соло просто потрясает! Эффекты слайд-гитары в данном стиле – большая редкость! И Эсе Холопайнену в полной мере удалось передать языком гитары следующий фрагмент:
"...От лапландцев мчится птица
Тот орёл из места мрака
Он крыло влачит по морю
А другим достиг он неба
И хвостом метёт он волны
Полетел, остановился,
Посмотрел он, оглянулся...
...Отчего ты, муж, на море,
Богатырь – на синих волнах?.."
Калевала, руна 7.
В данном случае летящий по небу орёл увидел Старого Вяйнемёйнена, главного героя эпоса, который находился посреди моря, потерпев кораблекрушение...
"First Doom". Не смог найти соответствующие строки в Калевале, хотя это отнюдь не значит, что их нет... Это вполне может быть что-то не вошедшее в оригинальное издание эпоса... а может просто финские народные сказания... Но в любом случае, это одна из самых жёстких и злых песен на альбоме.
"Black Winter Day". Наверное, наиболее хитовая вещь на альбоме. Партии гитар и клавишных неразрывно идут через всю песню, и эта языческая гармония на моей памяти никого не оставляла равнодушным!!! А смысл припева песни опять из Калевалы:
"...Ведь не то ль у лучших думы
Ведь не то ль блаженных мысли
Что денной рассвет весенний
Что весенним утром солнце?
У меня, у бедной думы
У меня, печальной, мысли
Точно ровный берег моря
Точно край у тёмной тучи
Точно тьма осенней ночи
Очень мрачен день зимою
А мои мрачнее думы
И темней осенней ночи..."
Калевала, руна 22.
"Drowned Maid". Очень быстрое начало сменяется тревожно-медитативной темой, к концу песни песни перерастающей в нечто оптимистическое, хотя текст в данном случае говорит об обратном:
"...К морю я пошла купаться,
На волне морской качаться
Вот я, курочка, упала
Птичка бедная, погибла..
Никогда, мой брат любимый
Никогда в теченье жизни
Не пои коня ты в море
На мочёном этом месте
Ведь все волны в этом море
Только кровь из жил девицы
Ведь все рыбы в этом море
Тело девушки погибшей...
...Так та девушка скончалась
Так та девушка погибла..."
Сюжет песни в целом – сватовство Вяйнемёнена, вследствие чего и произошла данная печальная история.. Калевала, руна 4.
"In The Beginning". Как и заявлено, самое начало. Древние певцы рун садились друг напротив друга и брались за руки, после чего поочерёдно произносили строчки, ритмично раскачиваясь... Первый куплет песни выведен в эпиграф данной рецензии, а далее следует:
"...Редко мы бываем вместе
Редко ходим мы друг к другу
На пространстве этом бедном
В крае Севера убогом..."
Калевала, руна 1.
"Forgotten Sunrise". Ещё одна песня с текстом вне Калевалы... От этого она хуже не становится, напротив – остаётся место для полёта фантазии. К тому же здесь мы опять слышим полноценное соло, по моему мнению – одно из лучших у группы...
"To Father's Cabin". Почти инструментал. На протяжении всей песни ощущается что-то дикое, первобытное... Основной рифф очень бодрит, а вторая половина песни уже ближе к doom. В целом, если следовать хронологии Калевалы, то сначала должна была бы идти десятая песня, а потом – девятая. Ибо именно в этом треке развесёлый Лемминкяйнен бежит из Похьёлы после убийства её хозяина (кстати, об этом же и "Into Hiding" – см.выше). И, убегая, произносит следующие слова:
"...О, ты, Укко, Бог верховный
Ты благой мудрец на небе
Ты, кто правит туч грозою
Облаками управляет
Облачка мне в небе сделай
И сокрой меня в туманах
Чтобы я под их защитой мог на родину вернуться..."
Калевала, руна 28.
"Magic And Mayhem". А здесь Лемминкяйнен схватывается с хозяином Похьёлы. Начало песни – разгон, переходящий потом в нечто, по меркам 94-го года, невообразимое... Дикая смесь клавишных и тяжёлых гитар наглядно иллюстрирует магический поединок...
"...Эй, ты, девочка-малютка
Ты, слуга моя, рабыня
Принеси в котле съестного
Поднеси ты гостю пива...
...Так воспользуйся им раньше
Чем простишься ты со светом
Чем ты шею потеряешь
Бей смелее, Похъёланец!.."
Калевала, руна 27.
Такова литературная составляющая этого альбома-вне-категорий. Те, кто слышал, думаю, с интересом вникнут в тексты. Те, кто не слышал – как можно быстрее послушайте!«
|