Когда альбом американской группы, сформированной из двух участников неких Typhus, попал ко мне в руки, я его и не сразу признал – тем не менее, после ближайшего ознакомления, клич ликования не мог не вырваться из моих уст: ведь это тот самый кусочек великолепной атмосферной музыки, который я не так давно вырвал из сети и упокоил в своей памяти, как достойнейшее произведение музыкального искусства. Ждать или гадать, что он может выйти у нас в стране, я и не посмел бы – ан нет, вышел, и это шикарный подарок любителям вдумчивой красивой музыки. Причем, релиз настолько классичен, что в некоторых аспектах, не касающихся чисто звуковых характеристик, сразу же вспомнились культовые релизы больших европейских думовых групп.
Что есть Dysperium? Диспериум это два человека и почти классический, приблекованный преимущественно по эстетике, дум с двумя медлительными, мелодичными гитарами, переплетающимися в созерцательные, глубокие риффы. Касание музыки второй стилистикой приносит альбому быстрое и безболезненное отделение от классических вариантов дума. Красивый и искусный, но не приторный; мрачный и минорный, но не заунывный; артистичный и эмоциональный, но не театральный – примерно такие эпитеты оказываются верны в сочетании обоих стилей, пусть какой-нибудь Paramaecium в талантливо написанных риффах и не выведешь, тем более, создав узнаваемый звук на пластинке.
С первых же двух композиций – первой акустической и второй полноценной, озаглавленными без изысков римскими цифрами – в естественном порядке в памяти вырастают глыбы Agalloch и Empyrium, оставившие величественный след в мировой культуре, и с которыми придется вытерпеть сравнения великому множеству последователей, прежде чем родится настоящий преемник. "III" – очень классный пример сыроватого дума с ревущим псевдо гроулом, который мы так любили у ныне классических групп начал 90-х. По страстности, выраженной в простых, но эффектных риффах и некоторым деталям звучания даже напоминает ранний Moonspell.
Исключительное ощущение языческой принадлежности группы можно отнести на счет великолепного чистого вокала (в том числе двухголосье), распевками вроде Tenhi и Autumnblaze вздымающегося с задних уровней, и иногда переходящего в лидирующие партии вокала. В спокойные моменты, когда затихает звук дисторшна, и берут слово гулкая яркая акустика и спокойный, меланхоличный вокал под выверенную перкуссию преображается в лик самой дикой природы, пытающейся заговорить со слушателем через современную музыку. Частенько такого эффекта не дает даже назначенный на эту должность "гласа природы" dark folk. Глас одинокого человеческого существа наедине с чувством осознания себя частицей великой загадки природы прочувствован и выражен в каждом надрывном выкрике вокалиста, к примеру, на "VIII". Композиции сопровождает горделивая осанка, не героическая, а своевольность и характерность звучания, как если бы музыку укрощали, прежде чем играть.
Отголоски блека имеют депрессивно-трагический характер, преподносясь даже не столько минорными околоблековыми риффами, а слегка истеричным скримом, сменяющим спокойный вокал. По проникающей способности эмоций музыки, черными облаками, обволакивающими сознание, диск сравним с атмосферным "Silent Enigma" сами знаете кого. Альбом идет двумя главами с длинными завершающими десятиминутными треками и постепенным повествованием до них, а по краям расположены акустические интерлюдии в количестве трех – начало, середина и конец. Текстовую основу с разгона мне одолеть не удалось, но в планах рассмотреть ее глубже.
Восхитительный альбом, дошедший до меня с диска и еще пары прослушиваний даже более глубоко, чем после прослушивания с компьютера, так что ищите Dysperium и слушайте, стараясь различить, что на обложке начертано, дабы не перепутать ни с чем этот почти квадрат Малевича...