Деликатные столкновения костяшек D&D, размеренный голос Мастера игры, судорожно старающегося разобраться в хитросплетениях партии своих подопечных, неугасаемый блеск глаз, которые подогревали окружающую стужу на выходе из клуба. Настольные "ролёвки" в середине 90-х были уделом единиц, что уже выкинули на помойку свои Lego и больше просили родителей не покупать. "Сага о копье", диковинкой разлетевшаяся по книжным развалам, завлекла в интриги фэнтезийного мира по сравнению с услужливо-прямолинейными произведениями в Forgotten Realms от Роберта Сальваторе, мрачновато-вампирским Ravenloft, песочным Dark Sun в традициях Конана Варвара и недоступно-замороченным Planescape. Благодаря целой касте фанатствующих субъектов, которые не спешат определиться с местом прописки – на планете Земля или в книжной реальности, сеттинг продолжает жить даже после клинической смерти. "Последнее испытание" – как искреннее и наивное воплощение преданности, доведённое до кипения за десять долгих лет. В итоге все прелести и гадости бюджетного самопала в форме мюзикла от фанатов, но с привлечением профессионалов вроде фолк-дивы Хелависы (Мельница), – налицо. Вроде как попытка выстроить саундтрек к канонической части бумажного сериала, но в доступных для композитора Антона Круглова и автора либретто Елены Ханпиры изобразительных средствах. Получается нечто вроде "Хоббита", озвученного мамой в детстве, под боком у экранного "Властелина колец". Нет размаха, эпичности, мощи, динамики: всего того, что присуще Dragonlance. Вместо этого 4-частная работа наполнена материалом на манер советских ВИА да идеями, подсмотренными у авторов, писавших на рубеже 70-80-х этим ансамблям песни.
Такой прог-рок, который был доступен в СССР, с архаично звучащими инструментами и записью, подробной симфо-составляющей плюс голосами, домашними и приятными, но не долетающими до экспрессии классических рок-опер на парсеки. Дунаевский, Зацепин и другие блестящие мастера своего дела – в качестве новых ориентиров. Странный выбор формы вызван скорее скромными ТТХ команды. Под "Сагу о копье" по логике и атмосфере требовалось ангажировать Rhapsody Of Fire – чтобы диск сочился пафосом, масштабностью, мелодии летели на бреющем полёте. Правда, в отечественной вариации получилась бы очередная куцая "Эльфийская рукопись", но что уж поделать. Обширный спектр настроений сериала от Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена "Последнее испытание" совершенно не передаёт. Практически ни одного попадания. Моментами и вовсе странно: прокатываются то мелодии кабаре, то позитивный симфо-рок, то труба, логичная здесь, но не попадающая в оригинальный набор эмоций саги о близнецах. Голоса свалены по такому же принципу. Сам Круглов выступает за чародея, для чего у него нет нужных вокальных данных, как и специфического тембра голоса. Хелависа убедительна, но только не в роли Богини Тьмы. Брат Чародея сюда же. Лишь Елена Ханпира, пожалуй, на своём месте.
Либретто также не без вопросов. Оставим его обсуждение форумам, где уже расписаны целые талмуды. Но в общем – крайне поверхностное понимание отдельных персонажей и определённые фразочки, которые им приписывают. Отсутствие важнейших героев, что у Уэйс и Хикмена играли заметную роль в сюжете. "Последнее испытание" – противоречие во всём. С одной стороны, добротные мелодии и необычный формат, уйма проделанной работы. С другой, фанатский труд ради самого себя – если бы не текст, понять, что таким образом сподручно изображать Кринн и "Трилогию легенд", невозможно. Кустарно, но с любовью.«