Бодаться cо своим же “Resplendent Grotesque” (2009) для Code – дело пустое и почти бессмысленное. Четыре года назад британско-норвежской капелле удалось не только выстроить эффектный дом на фундаменте Arcturus периода “La Masquerade Infernale” (1997), Ved Buens Ende, Satyricon и Emperor времен “Prometheus” (2001), но и украсить его собственной эстетикой, от которой попахивало гротеском, нигилизмом, дьявольщиной и декадансом. В очаровательной гармонии Code противопоставляли сухие, трескучие гитарные риффы, настоянные на трэш-дэте, и вселенскую злобу космическому холоду и поэтической меланхолии вокала. Мурашки по спине до сих пор. За прошедшие годы слишком много воды утекло. Состав обновился на три четверти, избавившись от двух норвежских “придатков”, но главное – от блестящего фронтмена Мэтью МакНирни. Основной идеолог и автор Энди “Аорт” МакАйвор, вероятно, принял единственно правильное общее решение (не гоняться за тенями прошлого, а продолжить эксперименты), но много сомнительных по ходу. В итоге Code растеряли свой фирменный шарм, который отчаянно пробивается сквозь завесу звучания современного атмосферик-блэка, но с очевидной то авангардной, то прогрессивной первоосновой. Чёткий, хрустящий, немного ржавый саунд “Resplendent Grotesque” сменился на сырость, хаотичность, эдакую неровность с аллюзиями на роу-блэк да выведенными на передний план пластмассовыми ударными. Там, где структура особенно нафарширована элементами (стартовая и лучшая тема номера – “Black Rumination”, в частности), Code отрезками превращаются в кашу. Позитивно ли это сказывается на атмосфере, вопрос неоднозначный: местами определенно да.
Нечто похожее произошло и в композиционном плане. На предшественнике британцы старались быть лаконичными и чётко следовали своей задумке. “Augur Nox” – полотно максимально кинематографичное, расфокусированное, временами лишенное логики. Это “галерея образов”, как её характеризуют сами музыканты, нередко распадающаяся на ассоциации – магия Arcturus (и отдельно – подражание Гарму), воинственный динамизм Enslaved, умная злоба Emperor, атмосфера шизанутого кабаре и вокальные партии Vulture Industries, авантюрность Borknagar бла-бла-бла. Более того, вторая половина альбома – во многом атмосферик-роковая, лишенная ярких гитарных хуков, пространная, однотонная в плане настроения и чрезмерно мелодичная, где явно не хватает напора, насыщенности, оргии составляющих, битвы агрессивных кусков и меланхолии настроений, а также умеренности (пятьдесят две минуты против тридцати пяти в прошлый раз). Зато грувов, Opeth-образных песенных кусков, эмбьентовых задников и интерлюдий, чистого голоса здесь в избытке.
Материал “Augur Nox” с трудом подвергается чёткой классификации. Это попытка соединить прогрессив-блэковую составляющую с экспериментальными элементами, поставить на рельсы меланхолик-рока, загадать слушателям загадку, составить ребус. Во многом новая формула работает. Материал постепенно притягивает, выстраивается в длинную, холодную атмосферную пьесу с изломанной структурой, отличной разнообразной вокальной подачей, но излишней затянутостью второй половины. К тому же слушать альбом без оглядки на “Resplendent Grotesque” сложно.«
|