Фирма "Союз" затеяла очень толковое дело – переиздание дискографии шведской арт-роковой команды Kaipa. На фоне популярности The Flower Kings это выглядит естественным – приквелы дело прибыльное, а нередко и не лишённое интереса. Здесь мы имеем как раз такой случай.
Итак, первый альбом "Kaipa" вышел изначально в 1975 году. Собрал его клавишник, певец и композитор Ханс Лундин. Кроме него, в группу вошли Томас Эриксон (бас, вокал), Ингемар Бергман (ударные, вокал) и 17-летний тогда Ройне Стольт (гитара, вокал).
Музыка, основным автором которой был тот же Ханс Лундин – ориентированный на клавишные инструменты прог-рок с большим количеством фолковых мотивов, не слишком навороченный, с красивыми мелодиями. Естественно, влияние всяческих "старших товарищей" по направлению слегка слышно, но именно слегка. Самый занятный момент пластинки – "знакомость" многих мелодий, при отсутствии прямых цитат. Лишний раз становится очевидным, насколько Россия близка Европе, что бы не говорили сторонники "особых путей развития". Кроме того, на этом диске дебютировал в качестве композитора Ройне Стольт. Почти трёхминутная пьеска "Forlorad Istanbul" – предвестье будущих The Flower Kings.
Ребята не имели особых амбиций по завоеванию европейского рынка (и совершенно зря, на мой взгляд), поэтому весь материал исполнен на шведском языке, что затрудняет восприятие песен на слух – но в буклете есть английский текст. Однако, на мой взгляд, это практически не портит результат. Мы имеем несколько наивную, но очень свежую по настроению и мелодичную прог-роковую пластинку. Можно порекомендовать как поклонникам жанра, так и просто любителям хорошего мелодичного рока...«
Именно так под сладкий аккомпанемент клавишных мелодий начинается первая композиция этого альбома – уж не знаю, умышленно или нет, по мановению волшебной палочки автора Ханса Лундина (Hans Lundin) или просто невзначай. Подобные вещи, как это не странно, часто сваливают на судьбу, рок, предопределённость и прочее "из разряда ирреального", но, говоря начистоту, в такого рода совпадения я не верю. В далёких 70-х, когда арт– и прогрессив-культуры находились на самом гребне волны, в каждом европейском государстве были собственные великие коллективы. В Швеции царила Kaipa, представлявшая когорту симфоник-прог-рокеров, но судя по тому, что мне и большинству моих знакомых-поклонников классического рока (даже шведам), эта команда не известна, остаётся гадать, была ли она популярна лишь на национальном уровне, или теперь просто-напросто забыта под бременем лет и влиянием прочих обстоятельств. Notes from the past...
Kaipa должна быть стопроцентно знакома дюжим поклонникам Flower Kings, поскольку именно в её составе дебютировал на большой сцене лидер Цветочных королей Ройн Столт (Roine Stolt). Просуществовав вместе семь лет (1975-82) и выпустив пять альбомов, шведы благополучно разошлись, но теперь, что не так сложно проследить по музыке, Kaipa живее всех живых, собрав под своё классическое и романтическое название двух "маэстров" – Ханса Лундина (Хаммонд, синтезаторы, меллотрон, пианино, вокал, продюссирование, весь материал) и Ройна Столта (электро– и акустическая гитары) – и приглашённых музыкантов, в числе которых вокалист Патрик Лундстрём (Ritual), драммер Морган Эгрен (Zappa, Mats&Morgan) и басист Йонас Рейнгольд (Flower Kings). Закусив удила, они поскакали навёрстывать упущенное за двадцать прошедших до релиза лет...
Разбирая творения современных прогрессистов, аналогий не избежать. "Notes From The Past" представляет собой довольно связную (и концептом, и настроением) мелодическую повесть на 79 минут, явное влияние на которую оказали ранние Genesis (особенно показателен вокал Лундстрема, который местами очень уж походит на молодого Гэбриэла), Gentle Giant, местами (особенно в клавишной атмосфере, а также затянутостью многих элементов) Spock's Beard и даже чуть-чуть Beatles (только гармониями). От иных (многих) современных произведений прогрессив-рока Kaipa отличается всемерной органичностью – ни на минуту не сомневаешься, что это всё – страницы одной книги. Различные компоненты, начиная от оформления буклета и заканчивая инструментальными полотнами, которых, стоит отметить, очень много, выдержаны в общем настроении – какой-то удивительно приятной, временами ностальгической и романтической сказки. Kaipa – это затерянный где-то заповедный лес, в котором водятся забавные существа (к примеру, барабанщик – по виду занесённый в Красную книгу) и всё ещё возможно волшебство. Но мирок этот, сохранённый в первозданной красоте, показывается нам будто снаружи, а не изнутри – не знакомя со всеми чудесами и не раскрывая многих тайн. С другой стороны, в иной интерпретации творение Kaipa – это внутренний мир любого человека, куда остальные могут лишь заглянуть, но не окунуться полностью.
"Notes From The Past" – очень зрелое, местами чрезмерно сложное, прогрессивное творение, впитавшее и модную в 70-е психоделию (послушайте композицию "Night-Bike-Ride"), лучшие элементы симфонического рока, популярные некогда "долгоиграющие" структуры, концептуальную цикличность (с чего альбом начинается, тем и заканчивается), перенимая немало тех же Flower Kings (хотя, исследуя преемственность, скорее наоборот) и выстраивая это всё в несколько авангардную структуру. Из недостатков отмечу вышеуказанную затянутость пластинки, заметную сумбурность излагаемого материала (запомнить "сюжет" некоторых песен просто нереально) и небольшое (в пропорции к длительности CD) количество вокала – плюс пара дополнительных солистов бы не помешала.
В общем и целом, "Notes From The Past" служит замечательным примером серьёзного отношения к делу и тотальной проработки конкретного прогрессивного произведения, обладающего всеми необходимыми компонентами и обязанного понравиться большинству поклонников современного атмосферного прогрессив-рока.«
К большому сожалению и по иронии лихолётной судьбы, "больше" не всегда означает "лучше" и "качественнее" – как раз наоборот, достигать поставленной цели, разумеется, если таковая вполне реальна, а не маячит в дюжине парсеков космической бездны, подчас легче при почти пуританской умеренности и скромном умении вовремя остановиться. Последнего не хватает в музыке практически повсеместно, но одно дело штамповать как на монетном дворе "копеечные" записи, различающиеся только лишь названием и буклетом, совсем другое – кружиться в бриллиантовых каплях мощной реки, тщетно пытаясь уцепиться за мимо проносящиеся заросли, захлёбываясь в потоках ледяной воды и ожидая встречи с апокалипсисом местного масштаба – водопадом. Река в данном случае олицетворяет собой прогрессивную музыку в целом, кандидата в утопленники зовут Kaipa, а водопад – возможное предостережение, дабы не стало слишком поздно...
Шведский прогрессив-рок ансамбль Kaipa, вышедший в 2002 году из двадцатилетнего летаргического сна путём шоковой терапии (т.е. выпуска свежей пластинки), как и ожидалось, ринулся возмещать моральные и материальные потери, вызванные музыкальным простоем и идейным вакуумом. "Notes From The Past" оказался весьма зрелым (ну ещё бы, если учитывать возраст его лидеров) и чересчур разнообразным произведением, не избежавшим, впрочем, пары тогда ещё не существенных недостатков – некоторой затянутости и "добротной" сумбурности материала. К несчастью, эти негативы перекочевали в новый релиз, обрастая по ходу обстоятельными подробностями, усугубившими ситуацию. К написанию песен, наконец, подключился и сам Ройн Столт (ранее все песни писал командир Kaipa, Ханс Лундин), что не замедлило сказаться на характере 78-минутной пьесы. Местами "Keyholder" до зуда в пояснице напоминает оба главных коллектива Столта – Flower Kings ("End Of The Rope" – апогей самовлияния) и Transatlantic, из классических "заимствований" – разумеется, Genesis и ранние (прибэнксовские) Yes.
Почин "Lifetime Of A Journey" представляет собой типичную каиповскую композицию со всеми вытекающими – привычной структурой, парящими клавишами, плачущими гитарами, доминированием инструментала и – как следствие – минимумом вокала. "A Complex Work Of Art" действует на потребителя своим контрастом – сильные гитарно-клавишные отрезки "разбиваются в лепёшку" нежных и гипермелодичных промежутков, озвучиваемых ласковым голосочком Алины (Aleena). "The Wed Of All Mankind" подчёркивает контроверсность каиповской личины – от непонятно зачем размазанного (по тарелке произведения) музыкального винегрета вначале через глубокую атмосферу прямо в путы хард-н-арта, местами напоминающего поздних Rush. Мистический антураж "Sonic Pearls" незаметно перерастает в полублюзовую нежную вещь и...
...далее начинается настоящее мракобесие. Да, последняя часть альбома, много уступая начальным трекам, всё же неплоха, но есть одно бооольшое НО – 13-минутные "End Of The Rope" и "Distant Voices", с моей точки зрения, стоило бы сократить как минимум в полтора раза, в противном случае (то, что произошло с "Keyholder") дослушать пластинку до конца в один присест становится "mission impossible". Кроме того вокальные линии начинают повторяться, вызывая к жизни низменные мысли (а не убить ли нам вокалиста Лундстрема?), гитарные проигрыши становятся предсказуемыми как чёрт знает что (и гитариста Ройна Столта за одним), а клавиши вообще усыпляют напрочь (и клавишника Лундина – ну чтобы три раза не бегать...).
Впрочем, "Keyholder", без сомнения, – очень удачная пластинка, и никто из старых прогеров, понятное дело, по окончании прослушивания не соберется бросать в её авторов различные тяжёлые предметы, но тем, чьи нервы не закалены в арт-роковой борьбе (поверьте моему опыту, прослушать альбом наисложнейших артовых наворотов будет во сто крат сложнее для новичка, чем любой CD корифеев Brutal Truth), стоит, скорее всего, начать с "Notes From The Past". А если всё-таки решитесь встретить "Хранителя ключа", то знакомьтесь с пластинкой по частям – satisfaction guaranteed.«
В судьбе каждого человека – рано или поздно – наступает ответственный момент, когда тот, ведомый обстоятельствами или внутренними порывами, оказывается непременно у черты, водораздела, предполагающего принятие значимого решения. Каждый музыкальный коллектив как живой организм также не способен избежать подобных ситуаций, но у создателя должно хватить смелости переступить заветную грань между уже не радующим прошлым и ещё неизвестным будущим. В 2005 году в противоречие всем законам поступательного развития в голове у Ханса Лундина, убелённого сединами рулевого шведской арт-рок легенды 70-х Kaipa, должна была произойти революция. Доблестное имя нового альбома, анонсированного задолго до своего выхода, взрастило в сердце надежды на перемены, но перевороты происходят, наверно, лишь в чьей-то фантазии. Наш мир, к сожалению, для многих мечтателей, вполне реален. Две предыдущие пластинки группы, возрождённой из пепла в начале нового века, так и просили преодолеть застой. Как ни крути, нынешний вариант Kaipa – лишь прилизанная, слащавая и клавишно-ориентированная тень королей современного арта The Flower Kings, лидер которых, Ройне Столт, начинал свою карьеру именно в группе Ханса Лундина. На две работы, основанные на фолковых элементах, позаимствованных из шведского эпоса, пожилого мастера с лихвой хватило, но "Mindrevolutions" – явно лишнее звено в цепи.
Легковесные композиции альбома вяжут на языке от чрезмерной сладости, не дотягивая по свежести восприятия даже до средненьких вещей с предыдущих пластинок. "Mindrevolutions" – по своей сути большой (аж на 79 минут) самоповтор, воспринимаемый как одна большая композиции. Вроде не к чему придраться, и вроде не за что зацепиться. Типичная прог-фолковая атмосфера, "квакающий" гитарный звук, специфические тексты, слизанные с The Flower Kings (благо Столт сам писал их львиную часть), "цветочные" басовые партии, извлекаемые супер-мастером Йонасом Рейнгольдом, и вокал, о котором разговор особый. Мало назвать оный простецким и невнятным. Подчас он просто убивает отличные мелодии – если у Патрика Лундстрема ещё имеются средние вокальные данные (хотя надрывно-хриплый войс не подходит группе), то, как характеризовать то, что вытворяет безголосое существо по имени Алина, решительно непонятно. Поймите, господин Лундин, Kaipa – это прелестная проговая сказка. Не стоит убивать её душераздирающими потугами посолировать (девочке место на кухне, где она может с полным приложением сил солировать огурцы и помидоры на зиму). Вокал на таких работах должен литься мягко и чисто, как горный ручеёк. На "Mindrevolutions" – полная противоположность! Как итог, милая волшебная история, подпорченная лавиной самоповторов и грубым вокалом. Впрочем, прог-рокерам следует обратить внимание. Для последователей Kaipa – очередной (будем надеяться, последний) must-have.«
Меня лично Kaipa до определённой степени раздражает своей переслащёностью. Иногда просто начинаешь морщиться от приторности отвара. С другой стороны, классики шведского арт-рока, возрождённые их лидером Хансом Лундиным в новом тысячелетии, в 2007 году чуть изменились. Один из двух креативных героев той Kaipa, а ныне гуру арта Ройне Столт (мастермайнд The Flower Kings) после третьего альбома "Mindrevolutions" (2005) покинул ряды коллектива, рассорившись со своим клавишным коллегой. Причины угадать несложно. Столкнулись интересы товарищей по сборной. Всё-таки Kaipa всегда считалась группой Лундина, но в постреформенное время (классические 1970-е оставим в покое) команда мало напоминала себя старую, а в большей степени была смазливой и слащавой клавишно-фолковой копией The Flower Kings. Ханс попал под огромное влияние друга Ройне, но боялся себе в этом признаться.
Конечно, революции не произошло. Структурно и фактурно "Angling Feelings" представляет собой очень отдалённую, но всё-таки идеологически близкую версию The Flower Kings. Теперь гитарные партии (Пера Ниллсона из Scar Symmetry) хоть приобрели иное звучание, ведь куда бы не приходил (даже с коротковременным визитом) Ройне Столт, всё начинало звучать как TFK. Именно поэтому параллели с клавишно ориентированным суперпроектом The Tangent британца Энди Тиллисона также вырисовываются. Кстати, и оттуда лидер Цветочных королей ушёл.
В каждой нотке неспешного повествования Kaipa – патриархальность, пасторальность, детскость. Последнее в первую очередь навеяно нежным и наивным голосом певицы Алины. Здесь гораздо более хиппарская атмосфера, чем у самих Цветочных королей. По части банальности даже иное звучание после ухода Ройне мало изменило положение вещей. Лундин потихоньку исписался. С моей точки зрения, его могли спасти короткие хитовые вещи, к которым он тяготел в своей музыкальной молодости. Но швед постоянно "лупит" в молоко, представляет на суд слушателя и эпики. На "Angling Feelings" темы абсолютно не запоминаются, и через некоторые время их начинаешь путать с вещами с предпоследнего альбома, который музыкальные "малолитражки" как раз и вытянули за уши.
Как итог, неплохой, но уже глубоко вторичный альбом некогда значительной скандинавской команды. В дополнение ко всему проекту не хватает живости. Лундин давно уже засиделся дома, не ездит в туры, и его работы превратились в кукольный театр. Всё мило, по-детски наивно, но всё-таки мертво.«
Творения Ханса Лундина – как антикризисная программа, которая застряла вне времени и пространства. У шведского клавишного маэстро есть чёткие установки, но одновременно полностью отсутствует целеустремлённость собаки, напавшей на след. Он не пытается искать, ведь всё, что нужно, оказалось в его руках три десятилетия назад. В тот период Kaipa давала по две с половиной сотни концертов год, жила в дороге, наслаждалась своей молодостью и хиппарским ароматом, который всё ещё не выветрился в Скандинавии. Но затем легенда шведского симфо-прога растворилась в наступивших 80-х. Ройне Столт спустя пятнадцать лет взялся за возрождение интереса к прогрессивной музыке в составе своих The Flower Kings, и Лундин взял с него пример. Несмотря на то, что их пути уже во второй раз разошлись, нынешняя Kaipa всё же напоминает наивно-позитивный вариант Цветочных королей, где гитарная доминанта обменяна на клавишную. И если у Столта получается создать многомерную модель, шагая в разные стороны, его коллега Ханс так и живёт в мире качественных, но самоповторов, сложной, хотя и чрезмерно узнаваемой вязи элементов, прекрасно выстроенного, но удивительно ностальгического мира. "In The Wake Of Evolution" – логичное продолжение предшественника, своеобразный саундтрек к чему-то неуловимо детскому, тому возрасту, когда мир казался полным волшебства, а деревья в парке таили в своих ветвистых переплетениях тайну. Вроде наполнения книг Туве Янссон о Муми-троллях. И Лундин в компании "цветочного натуралиста" Йонаса Рейнгольда по-прежнему плетёт эту нескончаемую сказку, не обращая внимания на то, что узоры уже идут по десятому кругу. Ему важнее сохранить игрушечную атмосферу, не разбить выдуманный мир, донести его до слушателя.
Да, ветеран шведского прога в своих клавишных пируэтах своеобразен – Kaipa сработала собственное звучание и достойна медали. Но при этом первые же секунды разогревочного эпика "In The Wake Of Evolution" стирают полностью все надежды на эксперименты, что были изначально заложены в суть прогрессивной музыки и присутствовали у скандинавов в 70-х. Синтезаторные партии и вокальные линии приятны, но неинтересны – они местами граничат с откровенным самоплагиатом. Стало явно больше симфоники – она отлично дополняет общую картину на бэкграунде. Появился некоторый налёт world music – как на "In The Heart Of Her Own Magic Field". Никуда не делись стандартные ассоциации, что сидят обязаловкой в сердце стиля – от Yes и Genesis до Camel и ещё дюжины команды из золотой кладовой. Гармонично вплетены фолковые элементы – в первую очередь, на "Folkia's First Decision". "Smoke From A Secret Source" больше всего напоминает The Flower Kings конца 90-х. И мелодически, несмотря на изрядную затёртость шаблонов в составе Kaipa, Лундин остаётся хорош. Вряд ли партии вокала задержатся в вашей голове, но всё равно придётся поверить в сказку. О том, что свой зазеркальный коммунизм в отдельно взятом городе жителю университетской Уппсалы построить удалось. Ярко и уверенно, без унылости и искусственности "Angling Feelings" (2007). Свежий воздух там, где его и быть не может.«