Гулял как-то Арьен Лукассен то ли по вечерним улицам Гааги, то ли по утренним проспектам Варшавы. И встретился ему Майк Олдфилд. "Привет, Майк, – сказал Арьен. – Ты классный композитор, и я классный композитор. Ты отличный гитарист, и я превосходный гитарист. Ты замечательный клавишник, и я тоже не лыком шит. Давай дружить, вместе песни писать и за поляков себя выдавать". Согласился Олдфилд на такое выгодное и очень интересное предложение. И пошли они гулять себе дальше. Вдруг видят – идет Вангелис. И говорят ему: "Эй, чувак, пойдем с нами классную музыку для избранных писать и всякие заумности туда втыкивать по самые уши". Согласился Вангелис, куда ж деваться. В общем, много кого еще повстречали на своем пути знаменитые композиторы атмосферного арт-рока и электронного ньюэйджа. Например, отыскали где-то отголоски Marillion и Yes, а художник, делавший в свое время умопомрачительные обложки для Marillion, от всей души нарисовал для них потрясающую картинку в сочных красках. Повстречали они также якобы армянина Роберта Амиряна, который любезно согласился спеть все придуманные песни своим невероятно мягким и очень приятным голосом. И целая куча музыкантов со странными как бы польскими именами помогали им в создании очень сложного и чарующе неземного произведения про всякую романтически-фантастическую фигню то ли об уходе в параллельные миры, то ли о радуге и грибном дождике. Вышло, в общем, как всегда – упоительно и питательно. Металла, правда, там с гулькин нос, зато выкристаллизованной эстетики хоть отбавляй, на радость разнообразным мечтательным очкарикам и всяким там ученым тунеядцам. Поработали, короче, ребята на славу. И пусть не гонят, что на самом деле они – обычные польские никому не известные музыканты. Мы-то знаем, что за псевдонимом Сархан скрывается Майк Олдфилд, Дарек Лисовски – на самом деле Вангелис, а музыку писал не какой-то там драммер Войцех Жадковски, а Арьен наш Энтони Лукассен! Шутка!«
Наши ближайшие западные соседи из Польши, как известно, дали миру нехилую подборку хороших и крепких групп, работающих, в основном, в дэтово-блэковом ключе, либо же поставляющих прелестную готику. Тем неожиданнее было получить из Польши обозреваемый продукт. Группа Sattelite появилась на обломках некоей банды Collage. Диск записывали целых семь человек (плюс пара сессионщиков) под предводительством драммера группы, автора музыки и лирики, продюсера Войтека Жадковского. А необычны Satellite тем, что играют ребята самый настоящий нео-прогрессив рок, совсем нехарактерный для страны, где появились на свет Behemoth, Devylin и Delight. Спокойная, плавно текущая музыка, великолепно аранжированная и напоминающая лучшие образцы стиля (Arena и Marillion, например), вкрадчивый, мягкий вокал Роберта Амиряна, гитарист, потративший не один день на ознакомление с работами Стива Хакетта. Диск включает в себя девять композиций, каждая из которых длится около десяти минут. Великолепное оформление диска, выполненное профи своего дела Марком Уилкинсоном, выполнявшим работу для Fish и Marillion. Короче говоря, самые категорические рекомендации поклонникам солидного и крепкого нео-прога.«
Перед Вами – вторая пластинка польских нео-прогрессивщиков Satellite и продолжение замечательного дебюта "A Street Between Sunrise And Sunset". Группа, возникшая на развалинах арт-рокового проекта Collage продолжила музыкальную идею, начатую группой-предшественником, несколько усовершенствовав и усложнив таковую. Опять надо отдать должное композиторскому таланту барабанщика Войтека Жадковски, написавшего всю музыку и лирику группы – больше часа тихих и спокойных песен, обволакивающих и баюкающих мелодий, многослойных симфонических арт-роковых аранжировок в духе Yes, Genesis и Marillion с капелькой Pink Floyd, прогрессив-роковой сложностью и щепоткой нью-эйджа. "Evening Games" – это элитная музыка, музыка не для всех, "голубая кровь", как говорится, но те, кто смогут прочуствовать её, в накладе не останутся.«
Когда Satellite, едва поняв характер их музыкального повествования, называют вторым Collage, люди даже не понимают, насколько они близки к истине. И те и другие – арт-рокеры до глубины души, обе группы играют потрясающе проникновенно и блестяще держатся на сцене, наконец, и Satellite и Collage пересекаются составами. Лидер команды Войтек Жадковский (барабанщик, между прочим!) собрал трёх бывших участников самого культового польского прогового акта после SBB и под собственным чутким руководством создал еще одну национальную легенду стиля. Сам мастермайнд группы в интервью, помещенном в бонус-часть DVD, витиевато пытается объяснить, почему Satellite – не Collage номер два. Получается забавно.
"Evening Dreams" – явное живое продолжение студийной пластинки "Evening Games" (2005), закрепившейся в национальных чартах Польши. Выступление, что называется, без страха и упрёка. Что Collage, что Satellite, что SBB обладают какой-то особенной сценической магией – даже их шоу, по-домашнему уютные и тёплые, похожи друг на дружку. Очень уверенное исполнение сложного материала (не без косяков, подправленных в студии, конечно) накладывается на грамотное (еще раз браво, Metal Mind), уже закрепившееся за польским лейблом визуальное освещение мероприятие. А какие здесь бонусы! На все случаи жизни – от традиционного, подробного интервью до джемов! По мне, так "Evening Dreams" представит слушателю классную арт-роковую команду гораздо лучше, чем даже студийная пластинка.«
Легко ли циферблату удивить, когда минутная стрелка заканчивает очередной круг? Будет ещё один, и ещё – пока завод не закончится или батарейка не сядет. "Into The Night" предсказуемо хорош, но недостаточно ярок. Последняя часть запланированной трилогии в принципе не может претендовать на откровение. За исключением жёсткой вещицы "Dreams", явно навеянной проектом Peter Pan лидера команды Войтека Жадковского, все остальные вещицы выстроены вполне в русле классической польской прог-роковой традиции. Ведь Satellite – это уже третье поколение преследователей Genesis, если брать за основу хрестоматию стиля, а за дебютную поросль считать Marillion. Поляки возникли на руинах Collage, а ещё раньше были самые знаменитые представители национальной школы – легендарные SBB, которые и в формировании своих прямых последователей сыграли главенствующую роль. Это если учитывать, что мир тесен, а прог-роковая сцена – тем более.
В Satellite по-прежнему видится влияние всех поколений британской традиции – общего антуража и атмосферы Genesis, пронзительной лиричности Marillion 80-х и роскошеств стиля Arena. Забывать об эмоциональной стороне Porcupine Tree также не стоит, но только Satellite проникает в королевство Стивена Уилсона, как через мгновение делает всё, чтобы выбраться на поверхность. Шикарные парящие соло, плавная и стройная ритм-секция, многослойные симфонические аранжировки и очень специфический для стиля вокал – узнаваемый, разноплановый, экспрессивный. Всё это позволяет коллективу выпорхнуть из тени своего родителя – Collage. Хотя есть моменты, которые не идут на пользу Satellite. Когда четвёрка становится тяжелее, кажет нос на территорию поздней Arena с её тяжелыми риффами и мрачными кусками, она явственно напоминает своих же соотечественников из Riverside. И здесь, сто процентов, сравнения не в пользу симфо-прогеров. Не их это дело. Пожалуй, сам Жадковский это прекрасно понимает, поскольку не загоняет своё детище на тёмную сторону надолго. Но желание творить свободно, особо не задумываясь о границах, местами его подводит. В остальном "Into The Night" – прекрасная атмосферная музыка, которая обволакивает и заставляет отвлечься от мирских забот. Не шедевр, но высшая лига.«