Как не странно, швед Draug, именующий себя Svart, когда дело доходит до музыкального творчества (ведь это его сольные проект, в котором только ударные отданы второму участнику, да и то, не на данном альбоме) первый из обширного, растущего поля авторов, совсем недавно обретшего силу стиля depressive black metal, кого я реально вдумчиво и внимательно слушаю, и буду рассказывать вам о своих впечатлениях еще три раза, ибо наш лейбл подхватил всю дискографию проекта. Нет, конечно, и раньше релизы этой стилистики посещали мои уши, но специально выцеливать их сонма выпускающейся музыки никогда не получалось.
И после первого же знакомства Svart оказался не таким черным, как его малюют слухи. Скорей, это отчаявшийся в своей печали, классический блек с не менее узнаваемыми дум-дэтовыми отголосками скандинавского разлива. Хотя основа, безусловно, тремоло риффы, размазанные по пространству неясным, расплывчатым, мелодичным фоном, словно затягивающим в один поток и монотонные риффы и мелодичные пассажи, накатывающие поверх. Draug очень ловко пользуется особенностями записи истинного блекового альбома, из ударных вынося вперед только тарелки, да и то, ближе к кульминациям, а все остальные инструменты словно погружая в туман. При этом они все хорошо прописаны, и лишь чуть-чуть лишены глубины нижних частот, выражая эмоции через медлительные смены тональностей гитарной компоненты, не имеющей ярких мелодических решений и явных гармонических конструкций. В этом смысле все более чем "как надо" с основной темой, вьющейся медленной синусоидой по более общему абрису, нежели тактовый. Некоторые песни имеют характерное смещение второй гитары в соло диапазон, напоминающий эталонный элемент ранней Katatonia – послушайте единственную англоязычную композицию "In Endless Grief".
Общий темп музыки средний, иногда замедляющийся или убыстряющийся, но имеющий хорошую динамическую характеристику, не дающую заскучать. Быстрые вещи так и вовсе имеют драйвовый характер. Монотонность звучания подчеркивается отдаленным скримом автора, тянущим слова и постепенно отходящим за музыку, растворяющимся в ней. Истерический надрыв в голосе Draug намечен интонациями, но не является превалирующим, не выступая даже на акустических вставках, где, кажется, стоило бы добиваться эмоциональной амплитуды расстроенных, чуть диссонансных аккордов, сменяющих жужжание электрогитар и повести обреченного на мучения тела. Четвертая песня от и до, является атмосферной с отлично примененным пианино, натягивающим внутренние струны, которые предстоит порвать следующей за ней, заглавной песне. Вторит ей и последняя песня, аккуратная, тихая, едва доносящаяся в минимализме гитары и вокала, почти эмбиентная, и скорей самая действенная в плане минорных эмоций. В свою очередь "Vänara, Vanmakt Och Avsmak" оказывается одной из самых красивых композиций диска, с выделенной ритм гитарой, чуть спущенной вниз и печальной длинной мелодией, даже умудряющейся остаться в памяти слушателя. В конце Draug переходит на шепот и лавиной обрушивает отчаяние утяжелением, подхватывающим основную мелодию.
Первый же альбом всплывшего в Швеции галеона депрессии убедительно показывает свой потенциал, умение выразить эмоцию и донести ее в нужном виде до адресата. Парадоксально положительные эмоции от прослушивания этой депрессивной работы.
Вот так просто, EP группы оказывается ничем не короче, ничем не насыщенней, а даже длинней, дополненный первым демо автора "Da Allt Upphor", и плотнее собранный в три эпических трека длительностью по десяткам минут. Общее впечатление как от совершенно полноценного альбома, и, тем не менее, видимо, здесь что-то выражено не полностью, по мнению центральной фигуры проекта, Draug'а, а потому релиз маркирован именно как EP. Это ни в коем разе не помешает оценить нам содержание кругляша, как и предлагает сам автор в комментарии к своему творчеству: "You be the judge". И насколько мы можем судить, музыка претерпела определенные изменения, как по звучанию, так и по строению.
Добавив себе на барабаны, отдельного человека под кодовой буквой K, Draug приглушил звук, окончательно собрав все инструменты в один кулек, плавно меняющий тональность, тем и рисующий едва заметные границы переливов и переходов. Даже барабаны уведены на задний план, ставший единственным на этом диске, не говоря уж о значительно более отчаянном и депрессивном скриме. Впрочем, по звучанию немного отличается третья вещи, более резко рисуясь на фоне чеса первых двух.
Сохраняя мелодичность, а иногда даже проявляя тенденцию к эпичности, ненароком заходящей во владения pagan или, раз уж мы в северных широтах, то viking (на заднем плане, под качающийся риффинг, появляются даже чистоголосые распевки, верней расплачи) – как тут не проявить ее, если ты длишься целых полчаса времени – композиции стали походить на норвежский блек с депрессивно ориентированной реализацией. Центральный пример этого процесса, грубо говоря, облэчивания, это самая длинная композиция "Mit Dodens Slatter", расположившаяся во временной середине диска. Озлобившаяся, ощетинившаяся шипами, музыка поднабрала темп и немного остудила атмосферные порывы, стараясь выразиться тоже чувствительно, но через более стандартное средство методичного однообразия. Хорошо, что, несмотря на перетирание двух темповых кусков на каждые 10-12 минут, Svart остается интересным в должной мере, и включение низких аккордов и баса, даже второй раз, не беря пример с анекдотов, не смешных дважды, оживляя ветры тревоги. Но затянутость остается.
Этим не страдают пара оставшихся вещей, а "Dessa Kedjor, Dessa Bojor" очень поэтичная в своей сути, образная по тексту и вовсе становится самой сильной на диске, превосходя композиции дебютного альбома печальной мелодией кричащего болью романса, наиболее частой сменой переборов, разнообразной работой ударных и шикарно выстроенной "сюжетной линией". Она же медленная – отчего начинаешь думать, что depressive не должен итогово быть быстрым. Более чем внушает, красивый переход в акустику – ход, на который в первых двух песнях, Draug расщедрился для галочки в концовках.
Четыре трека первого демо находящиеся после уже описанного, стоило бы оценивать отдельным релизом, но всем понятно, что позариться на 22 минуты музыки, сейчас может позволить себе не каждый, и рыночная политика заставляет соединять разные вещи в одну. Они медлительные с разгонами, лиричные и самые нестерпимо страдающие среди первых двух релизов Svart. Они другие, нежели только что прослушанные композиции, обладающие резким скримом едва ли не на первом плане. Неумело прерванное интро и три не длинных, атмосферных трека с простецким сведением и сырым звуком гитар, запруженным ударными, но все перечисленное плюсы, накидывающие плюс к итоговой оценке релиза. Каждая из песен цепляет, обладая совпадающими с биологией ритмами и даже четко вычерченными мелодиями. Заключительная "Lat Det Ske" вообще, просто маленький шедевр. Но, повторяю, эту демку надо бы оценивать отдельно, и тогда более слабый материал лежащей перед ней получил бы заслуженную "хорошо", а вторая часть – "отлично". Делаем среднее в итоге.
Draug пытается подхватить на своем пути музыкального страдания и то и это, в частности в оформлении: едва выбравшись из едва видимых глазу элементов человеческого тела в кромешной тьме, он не долго думая применил мрачный, пасмурный пейзаж, а теперь вот, взялся за грязную, и, вероятно, самую мерзкую безнадежность – городскую. Мелькающие в буклете витрины, железнодорожные пути, отщелканные всеми не ленивыми гражданами и категорически подходящий к многоуровневому отчаянию мегаполиса, снимок в негативе распространяют хворь депрессии на новом минике, по длительности вполне годным на свое звание.
В другой частности это опять новое звучание с едва заметными низами, на слух почти не ощутимыми, а потому выходящей на первый план, звонкой стеной протяжных грязных гитар, дрожащих и трепещущих от отчаянного отдаленного скрима вокалиста. Мелодические тональности как на первом альбоме тянут меланхоличную лямку напоминания о дум-дэт, что менее явно в общей массе звука, плотно заполняющего колонки, и становится очевидно при затухании композиций. Барабаны из пустого, обширного гаража, резкие и в то же время приглушенные, сообразуются с представленным видение общего звука.
Неясные очертания принимают аналогии с post стилистикой – слишком уж текучая музыка в первой песне и первой половине второй композиции. Общий темп явно упал до подчеркнуто медленных скоростей, и позволяет себе псевдо разгон под шикарную аккордную мелодию во второй половине "Den Sista Droppen Utav Liv", как раз после клавишного водораздела. А в третьей композиции клавишные инструменты, пианино, и вовсе становится основным инструментом. Холодные фортепьянные мелодии, плетущиеся погребальным звоном под фон синтезатора, овеяны высокими нотками безнадежной мелодии поверх, игры с аккордами и тишиной между ними. Без вопросов, это лучший трек релиза, рождающий весь спектр минорных эмоций.
Этот миниальбом, как я понимаю не выпущенный материал сплита с парадоксально названной depressive black группой Happy Days, и только поэтому, он так короток, и немного выбивается из ряда релизов. Зато это первый полноценный релиз на, собственно, нашем лейбле, не столь ярко, но еще раз, подчеркнувший верный выбор издателей, подписавших одиночку (K сгинул в небытие) себе. Осталось только отметить брак звука в первой композиции.
Второй полноценный альбом Svart, вновь в полном одиночестве, без посторонних музыкантов и зато с коллаборативными текстами от Obehag, депрессивно измятый буклет (отнюдь не претензия – ему это очень идет, вполне можно счесть задуманным и выполнять о схеме) с униженной жизнью девой подле канализационного люка (а вот тут опоздал, некие чехи свой блек уже давно розвали канализационным), и вновь смена звучания и даже стилистики.
То, что демонстрируют нам три гигантских плача о доле земной, положительно говорит о том, что музыкант не намеревается тоннами выпускать однообразный материал, но теперь назвать однозначно блеком, его не представляется возможным. Собственно, блековых моментов там настолько немного, что дописать это слово в стиль хочется последним или упомянуть только как музыкальную интонацию. Основная тенденция нового диска это дум, к которому очень ладится приставочка post, даже не столько в смысле прямого отношения к пост-музыке, а в смысле следующего шага, за грань стиля. Слишком уж легки депрессивные, катающиеся комком в горле полуакустические мелодии, протяжны переборы (все, что осталось от блека) грязных, дисторшированных аккордов. С той же долей акцентированности, кажутся тяжелыми медлительные, простые риффы, которыми радуют тяжелые части песен.
Звучание как продолжение предыдущего, несостоявшегося сплита – резкое, на высоких регистрах с песком и грязью послезвучия, практически без разбору обладающее отдающим несколькими повторениями эхом. Столь же резки гаражные барабаны, попадающие со своим звучанием в унисон, почт идеально. Лишь бас, ставший от тотального смещения тональностей вверх, стал ярче и выразительней, просто-напросто подыгрывая печальным мелодиям акустики.
Первая песня, самая короткая, самая содержательная, самая интересная, на ой взгляд, и очень показательная. Отмечается смена настроения композиций с нараставшего с каждым альбомом наплыва безнадежности к неяркой, смазанной печали с неосознанной угрозой беды, пришедшей как раз из думового арсенала. Всплывает даже непривычная созерцательная меланхолия из второй композиции, успокаивающая и убаюкивающая после мрачных гитарных отрезков. Этой перемене способствует и вокал, оставивший скрим позади. С этих пор Draug оперирует едва слышным скрипом голосовых связок на первой пещи, достаточно средним, но вполне внятным гроулом и даже чистым певческим вокалом на последующих двух. Перемена на самом деле разительна – воспринимается музыка как смесь современного наследия однополчан войска горя Katatonia и андеграудной, "правильной" музыки, лишившейся маркировки стиля. Третья песня это явный перебор со своими сорока минутами зацикленных мелодий, которые к тому же стали проще, чем на прошлых альбомах, и даже проще чем в начале, данного альбома. Ладно, если бы имелся гипнотический эффект повторения, но нет – все же лучше укладываться хотя бы в двадцать минут как вторая, песня не успевающая отвадить от себя. Не всегда простота сопровождает шедевры, а в данном случае, явно местами, даже ухмыляется скупой ухмылкой однообразия.
Четыре релиза для депрессив блековых исполнителей это не цифра, и к тому же дискография пока застыла не самом высоком возможном композиторском уровне автора, который явно способен выдать более впечатляющие полотна, а потому можно надеяться на скорое возвращение с новыми работами, непременно меняющимися и совершенствующимися орудиями эмоционального гнета.