И тут я увидел маятник. Шар, висящий на долгой нити, опущенной с вольты хора, в изохронном величии описывал колебания.
Умберто Эко. Маятник Фуко.
Мерные, неспешные движения, которые казались настолько плавными, насколько же были ими. Редкое совпадение представлений о реальности и самой реальности, странная неторопливость и иррациональность колебаний. Маятник совершает движения – против законов логики, как будто против законов мироздания, опровергая скептические умозаключения одним своим присутствием в парижском Пантеоне. Маятник Фуко, детище девятнадцатого века. Одно из величайших изобретений человечества, эксперимент настолько простой, насколько сложный и поразительный, в первую очередь, этим противоречием. Подвешенный к своду, т.е. к недвижимой точке, маятник совершает органичные колебательные движения, ни на миг не останавливаясь, двигаясь с одинаковой скоростью и доказывая тем самым суточное вращение Земли. Вечный двигатель, действие которого основано на фундаментальных законах мироздания.
При чём тут Фуко и его маятник? – спросите вы. И будете правы – не при чём. Но может статься, что это сравнение – отдалённое как процесс поиска философского камня от его результата и пространное как ответы оракулов в древней Элладе – окажется наиболее точным и весомым. Они как этот маятник – крепко стоят на месте. Они, если позволите, завязли в трясине самоповторов, попали в капкан банальности, схоронились на кладбище идей, остались в веке двадцатом, тогда как мы перешагнули границу между тысячелетиями. Редкий прогресс их творческой мысли, слишком слабый, чтобы отделить его от стагнации, обязан лишь вращением музыкального мира, а не заслугам самого маятника – Cradle Of Filth. В конце концов, шар, сделав движение в одну сторону, возвращается на круги своя.
Время и почитатели требуют новых изысков и свежих решений, ждать которые не приходится слишком долго. Но новыми их можно назвать только из сострадания и только отчасти – в чём-то они действительно новые, по форме, но не по сути. Стало быть, Cradle of Filth мгновенно взлетели до ипостаси музыкального вечного двигателя, который работает за счёт внутренних ресурсов и не затрагивает внешнюю среду. Красивая до глубочайшего восхищения обёртка, обдающая жаром превосходной техники, буйством и разнообразием красок и той же самой пресловутой атмосферностью. Глядя на иллюстрации буклета и проникаясь духом великолепия, даримого нам оркестром и хором из Будапешта, живо представляешь себе тот мир – мистический и жестокий, оккультный и фантасмагорический, страшный и притягательный. Типичный британский атмосферный эзотеризм. Что ж, обвинить музыкантов в отсутствии на их альбомах специфического антуража нельзя.
Даже несмотря на их буквально брызжущий эпатаж, картинность, работу на публику – на массового слушателя, кажущуюся неискренность. Более чем 12 лет творческой жизни, медленное выползание на свет из глубокого андеграунда, становление особой стилистики, традиционное поливание ушатами помоев за продажность таланта и тот же самый эпатаж, за невиданную популярность, закрепление своей наследственности на "Cruelty And The Beast" (1998) и "Midian" (2000), создание сэром Дэниэлом Грязным своего собственного лейбла с характерным названием AbraCadaver, выпуск "Bitter Suits To Succubi" (2001) в качестве средства для того, чтобы окупить предыдущее свершение, выход очередного концертного фельетона ("Live Bait For The Dead", 2002) и сборника лучших вещей ("Lovecraft & Witch Hearts", 2002). Прекрасный и наглядный пример современного музыкального эпикурейства.
"Damnation And A Day", что само собой разумеется, выдержан в духе предыдущих пластинок. Здесь сочетаются и агрессия дебютных выпусков коллектива, и по-детовому злобная сухость "Cruelty And The Beast", мистическая атмосферность "Midian" и "Bitter Suits To Succubi", разумеется, просто великолепный звук оркестровых пассажей, по-вагнеровски пафосные хоровые распевки, очень точные, выверенные, своевременные гитарные риффы, и, без сомнения, элегантная работа голосовых связок повелителя вампирских кабаре Дэни Филса, перемазанного, как водится, макияжем в пух и прах. Постоянное промывание горла воображаемой кровью праведников, следуя традиции незабвенной графини Bathory, идёт ему явно на пользу – другого объяснения тому факту, что Дэни за столько лет изрыгания проклятий ещё не посадил свой голос, нет.
Стихи Дэни Филса, скроенные в невероятно самобытной манере с использованием ныне практически полудохлого английского литературного языка, ведают нам на сей раз достаточно пространную, но тем не менее очень цельную мистическую былину, в основе которой лежит, вероятно, любопытная концепция, о чём свидетельствует подзаголовок "From Genesis To Nemesis".
Почти семьдесят семь минут элегантной жестокости в обличии изящного ... симфо-блэк-дэта с некоторыми пятнами других направлений. Впрочем, даже за постоянное инкрустирование в музыкальный ряд самоповторов и использование клишированных подходов к построению музыкального антуража винить британцев не следует. "Damnation And A Day" на поверку действительно является неким шагом – если не вперёд, то, по крайней мере, вглубь. Увеличение количества композиций и соответственно объёма пластинки позволило Cradle Of Filth сделать музыкальный ряд в целом более разнообразным и выразительным, чем на предыдущих альбомах. Отсутствие движения вперёд в целом компенсируется техническим и технологическим совершенствованием, впрочем, на альбоме имеются и некоторые свежие эпизоды. Какие-то неслыханные доселе техники, приятные гитарные и атмосферные элементы, не вызывающие строгих ассоциаций с ранними работами, более богатая палитра красок, в разы более серьёзная проработка материала, чёткость и великолепие звука. Это, если хотите, наиболее монументальное произведение из всех, что выходили из-под музыкального пера группы. Т.е. наиболее отточенное во всех возможных ипостасях.
Маятник продолжает своё перманентное, неспешное и как будто ленивое движение. Он не подвержен весомому влиянию извне, наоборот сам является источником цитат и заимствований почти плагиаторского толка. Музыкальная Земля вертится вокруг своей оси, а вместе с ней продолжает работать маятник. Те, кто и раньше был противником такого рода поступательного движения на месте, вряд ли полюбит его теперь. Почитателям и особенно идолопоклонникам следует быть в интенсивном восторге и произносить хвалебную мантру в адрес Cradle Of Filth. Не присоединяюсь ни к одной из партий, но остаюсь умеренным любителем британских музыкантов. "Damnation And A Day" более чем достойное продолжение их оглушительной карьеры.«
|