Пепельно-серые каменные замки, ощетинившиеся клыками навеки уснувших башен, будто предназначены для того, чтобы пугать случайных путников, заблудших в непроходимой чаще. Бледные скорлупки прячут в своём нутре сокровенные тайны, покрытые мраком так же, как фолианты – пылью в их многоярусных библиотеках. Еле заметные, непропорционально высеченные силуэты, мелькающие в ловкой, но неравной игре света с тенью, метафорические отражения, вибрирующие в пустых глазницах резных зеркал, леденят душу. Лабиринты ветвей мёртвых деревьев, будто просящих у безрассудных небес ещё каплю жизни, трещат под напором ветра. Свеча на обрывающемся в никуда подоконнике глубоко вздыхает несколько раз, и сердце пламени перестаёт биться. В это тревожное время призраки выходят побродить по бесконечным анфиладам комнат и галереям. Но необходимости бояться, вздрагивая во мгле от каждого шороха, нет, ведь они всего-навсего размышляют о своей судьбе в упоении ночной прохлады и жаждут немного... нет, не крови, а тепла. Они пытаются мечтать. Хотите узнать, о чём? Тогда вам по дороге с Opeth.
В своё время этому потрясающе самобытному стокгольмскому коллективу во главе с гитаристом и вокалистом Микаэлем Экерфельдтом прочили судьбу крепкой дэтовой команды с прогрессивными элементами. Но судьба в очередной раз сделала неповторимый реверанс, и теперь Opeth играют нуарный и роскошный в своей задумчивости прогрессив-метал с элементами дэта, не поражающий сложностью инструментальных выкрутасов или многослойными аранжировками, но подобные вещи на "Ghost Reveries" смотрелись бы как минимум странно. После целой череды эффектных дум-дэтовых пластинок в 90-х, апогеем которой стал диск "Deliverance" (2002), шведскую команду в первый раз хорошенько встряхнуло, и общественность заполучила в своё распоряжение детище нежданного, но сверхудачного эксперимента – психоделический прог-рок, своеобразный постмодернистский Pink Floyd на "Damnation" (2003). По своей сути, свежая работа в наиболее рациональной пропорции совмещает и развивает идеи, лежавшие в основе двух указанных творений. Продолжительные композиции, четыре из которых выходят за рамки десяти минут, завораживают плавной и ненадуманной сменой структур и всего музыкального "сюжета", чтобы, в конце концов, привести подчас полярные элементы к общему знаменателю. На "Ghost Reveries", пожалуй, самом мрачном свершении шведов, именно атмосфера правит бал. Голос Микаэля достиг наивысшей точки – глубокий мощный гроул переходит в изящный, чувственный и мудрый чистый вокал, который работает в унисон с музыкальным бэкграундом и влит в него настолько, насколько это вообще возможно. Создаётся иллюзия, что чётко заданной структуры у музыкального пространство нет, есть наброски идей, которые вступают в свои права в соответствии с внутренней логикой существования каждой из композиций.
Странно, что именно с этой пластинкой Opeth переехали на мажорный лейбл Roadrunner Records. Значит профессиональные дельцы наконец почувствовали аромат крупных купюр, что на этот раз означает возможность не втюхать слушателям нечто вторичное, а именно продать произведение искусства! Сие событие позитивно отразилось и на самой записи – продюсирование и звук поднялись на новый уровень. Из инструменталистов нельзя не выделить барабанщика Мартина Лопеса, выдающего – извините за тавтологию – такие выдающиеся рулады на своих тамтамах, что невольно проникаешься уважением к сему скромному труженику барабанных палочек, вечно спрятанному за установкой.
В общем и целом, "Ghost Reveries" напоминает не стандартный альбом, а нечто вроде продолжительной (но в тоже время не затянутой) сюиты, втаскивающей слушателя за загривок во внутрь пространства и не отпускающей до самого финала. Безусловно, это кульминация творческой карьеры Opeth – итог многолетней деятельности, выход бьющей через край композиторской энергии Экерфельдта и заслуженный успех. Браво!«
|