Opeth'ит приходит во время еды. Хочется всё больше, толще, вкуснее. Но у высших мира сего собственные тараканы на обеденном столе. Тысячи коллективов на протяжении многих лет тщетно пытаются открыть замысловатый секрет шведов, словно голодный турист консервную банку без открывашки. Всё, привал! Возможно, тайны не знает никто – даже сам Микаэл Окерфельдт. Скандинавы попали в только им понятный круговорот эволюции и с каждой новой пластинкой раскрывают неизведанные грани собственного таланта. В моём представлении они приближаются по форме к идеальной (насколько это вообще реально) тяжёлой команде – той, что сочетает потрясающую слушабельность, доступность и экстремальность со сложными, многослойными структурами и глубочайшей атмосферой. Рядом с изящнейшей 70-ческой партией Хаммонда запросто проносится брутальный дэтовый рифф, красивый гроулинг срывается практически в Depeche Mode-овский нотный пессимизм. В этом плане шведам просто нет равных.
И тем не менее "Watershed" не избавлен от противоречий. По крайней мере по форме, а не по содержанию. Возможно, Стивен Уилсон, лидер современных классиков прог-рока Porcupine Tree, продюсер двух работ Opeth, кумир Окерфельдта, наконец добился своего. Хоть и опосредовано, уже не сотрудничая с группой. "Водораздел" – пожалуй, самая спокойная пластинка северян с момента выхода прог-рокового "Damnation" (2002). Здесь меньше всего брутальных взрывов, в разы больше чистой меланхолии, прог-роковых и хард-роковых влияний. Одни реминисценции с Deep Purple чего стоят! А уж гроулинга вообще кот наплакал. Окерфельдт концентрируется на чистом вокале, на прозрачных мелодиях, спокойных, почти думовых композициях. Звучание в целом по сравнению с "Ghost Reveries" (2005) не поменялось, но у него появились новые нюансы. Суть в том, что синтезированную симфонику прошлого диска скандинавы по финансовым соображениям уже сумели заменить на реальные инструменты – струнные, гобой, флейту, церковный орган. Трудно не узреть разницу. Мелодии складываются из мрачной и тонкой атмосферы, сдобренной джазовыми, блюзовыми, прог-роковыми элементами. Тьма ласкает, обволакивает слушателя, заставляет прочувствовать антураж, будто всё вокруг реально.
... но не пугает. На "Watershed" мало экстрима, не так чувствуется разница между нежностью и брутальность, которая всегда была козырем Opeth. Кое-где, как на "Porcelain Heart", ощущаются некие нестыковки по структуре, кажется, что отрезки не очень ловко склеены друг с другом. Изменения вероятно не в последнюю очередь связаны и с перестановками в составе. Перед нами два новых лица. Гитарист Фредрик Окессон и ударных дел мастер Мартин Аксенрот. Они точнее чувствуют и тоньше исполняют, чем парочка "долбильщиков" Петер Линдгрен и Мартин Лопес. В результате мы, вероятно, получили самую прогрессивную работу Opeth, хотя такая формулировка спорна. Если речь идёт о прогрессивной музыке, то это скорее правда. Если – о прогрессе как движении вперёд, то он не столь заметен. И в этом случае играть с названием пластинки (мол, это действительно водораздел) я не стал бы. Кто знает, куда занесёт шведов нелёгкая в следующий раз. Эволюция продолжится, будьте уверены!«
|